Физика (от греческого «природа») – это наука об окружающем нас мире.
Более шестидесяти лет жизни Александр Васильевич Перышкин посвятил делу народного образования, преподаванию физики в средней школе и в вузе. Он писал: «Подытоживая свой педагогический опыт и наблюдая за работой коллег, мне хочется сказать, что всем нам, преподавателям-предметникам, не достает рациональной умеренности. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний. Но если бы мы могли учить меньшему, но более тщательно, результаты были бы лучше и действовали дольше».
По просьбе наших партнеров из издательства «Экзамен» мы попросили учителей поделиться своими наблюдениями, в чем секрет популярности учебников физики автора А. В. Перышкина.
Педагогам, желающим высказать своё мнение об учебниках по физике А. В. Перышкина для 7, 8, 9-х классов, выпущенных издательством «Экзамен», предлагаем отправлять отзывы по электронной почте (ug@ug.ru).
27 марта 2023 г.
Анастасия МАСАУТОВА, учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «Политехнический лицей № 182», г. Казань.
Новый комплект учебников включен в Федеральный перечень учебников согласно приказу № 766 от 23 декабря 2020 года с учетом обновленного ФГОС. УМК и методическая поддержка для использования по обновленному ФГОС включает в себя примерную рабочую программу, учебник + ЭФУ, сборник задач, дидактические материалы (тесты, контрольные и самостоятельные работы, рабочую тетрадь и тетрадь для лабораторных работ), методическое пособие для учителей, а также новшеством является наличие дидактических материалов, направленные на формирование естественно-научной грамотности, и решение задач повышенного уровня сложности.
Отличительной особенностью учебников являются яркие красочные иллюстрации, чёткая, сжатая подача информации и возможность применения совокупности электронного формата учебника. Электронный формат учебника создает целостность восприятия материала, так как содержит видеоролики и эксперименты, которые возможно продемонстрировать в классе как учителю, так и ученику при самостоятельной подготовке к уроку. Параграфы содержат упражнения, задачи, вопросы для проверки знаний. Использование ЭФУ позволяет выносить вопросы для самопроверки на обсуждение в классе в качестве рефлексии урока.
Перечень лабораторных работ обеспечивает качественную подготовку к ГИА с 7-го класса. Большим плюсом является наличие электронной базы лабораторных работ в ЭФУ. Таким образом, обучающийся имеет возможность без использования лабораторного оборудования самостоятельно выполнить лабораторную работу дома и/или закрепить порядок выполнения работы в классе. Для ребят сдающих ОГЭ при самостоятельной подготовке к заданию № 17 наличие такого интерактивного лабораторного практикума является просто находкой. Условные обозначения в учебниках позволяют легко ориентироваться в структуре параграфа, что способствует лучшему усвоению материала. Краткие сведения, важные определения и формулы выделены курсивом или в цветные рамочки, что обеспечивают доступность, ясность теории, прочно закрепляют знания. В учебнике 9-го класса включена глава по астрономии.
Достоинства:
Твёрдый переплёт;
Понятная теория;
Наличие ЭФУ позволяет использовать учебник в качестве ЦОР;
Разноуровневые задачи и упражнения;
Крупный шрифт;
Небольшие параграфы;
Современные красочные иллюстрации;
Наличие интерактивной лаборатории;
Полный комплект УМК;
Возможность дополнения учебника справочными материалами.
Недостатки:
В учебнике за 9-й класс разделы «кинематика», «динамика», «законы сохранения» объединены в одну главу;
Отсутствуют некоторые лабораторные работы в интерактивной лаборатории.
Общее заключение. Учебники незаменимы в качестве ЦОР на дистанционном обучении, семейном обучении, для детей с ОВЗ, которые не могут посещать уроки в школе. Идеально подходят для базового уровня изучения и для подготовки к ОГЭ. Для детальной подготовки к ОГЭ недостающий материал легко дополняется справочником по физике О. И. Громцевой.
23 марта 2023 г.
Ольга ТОВАРНОВА, учитель физики высшей категории ЧОУ «ШЭиП», г. Санкт-Петербург.
Для изучения физики в основной школе я использую УМК А. В. Перышкина. Главный плюс данного УМК – это большое разнообразие пособий, переработанных в полном соответствии с ФГОС, для учеников и учителей. Есть дидактические материалы, сборники задач, тестов, контрольных работ, но центральное место занимают учебники физики 7, 8, 9-х классов и их электронная версия.
Учебники включают весь необходимый теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных организациях и дополнены хорошими иллюстрациями, фотографиями и схемами. Это делает восприятие учебного материала наглядным. Темы изложены логично, определения и формулы выделены цветным полем. Необходимые таблицы включены в соответствующие параграфы. При изучении физики в 7-м и 8-м классах учащиеся активно учатся использовать справочный материал для решения расчётных и качественных задач.
Кроме обязательного учебного материала включена дополнительная информация для чтения, которая удобно расположена по месту изучения темы и выделена в рубрику «Для любознательных». В учебнике можно найти сведения об истории открытия физических законов. Уделяется внимание объяснению природных явлений, подробно и наглядно разъясняется принцип действия различных технических устройств. Этот материал позволяет повысить интерес к изучению физики, помогает по-новому взглянуть на привычный мир природных явлений, лучше усвоить материал и побуждает к выполнению учебных проектов или написанию докладов, примерные темы которых можно найти в конце изученного параграфа.
При изучении каждой темы учащийся может познакомиться с примерами решения задач. Учащимся наглядно демонстрируются правила оформления решения задач по физике. Особенно это важно для учащихся 7-х и 8-х классов на начальном этапе изучения физики. Это позволяет им усваивать материал по физике самостоятельно и в индивидуальном темпе.
В учебниках физики можно найти задания разных типов: на сравнение и классификацию, формулирование аргументированного мнения, работу с разнообразными источниками информации, решение качественных задач и традиционных расчётных задач, в которых данные представлены в виде графиков, таблиц, рисунков.
Так как физика – наука экспериментальная, в учебниках есть лабораторные работы, домашние задания-исследования и экспериментальные задачи. Ребята их выполняют с большим интересом и даже привлекают членов своей семьи. Такие задания формируют представление о методах научного познания природы и способах получения достоверной информации.
Использование УМК А. В. Перышкина расширяет возможности учителя физики по организации индивидуальной и групповой работы, дает возможность использования дополнительных интерактивных пособий. Это позволяет реализовывать требования, заявленные ФГОС к метапредметным, предметным и личностным результатам обучения.
22 марта 2023 г.
Алла ВОЛКОВА, заместитель директора гимназии № 12 города Липецка (школа – победитель III Всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2020 году), победитель конкурса «Учитель года России» 2015».
Много лет применяю учебно-методический комплект Перышкина А. В. «Физика» на своих уроках. Последние годы его издает издательство «Экзамен». Материалы в учебнике четко структурированы, материалы представлены по всем основным разделам физики. В учебниках отдельные явления и законы рассматриваются в общей системе науки. Распределение тем соотносится с рабочей программой по физике в соответствии с обновленными федеральными государственными стандартами. Материал излагается четко и понятно. Эти учебники отличает ясность, краткость и доступность изложения.
Достоинством учебников являются также подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи, рекомендуемые программой по физике.
Содержание учебников носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Несомненным достоинством является то, что к учебнику разработаны тетради, методические пособия для учителя и много других дидактических пособий. Это позволяет учителю комплексно подходить к подготовке к уроку и предлагать учащимся разнообразные задания.
В обновленных изданиях учебника представлены задания для подготовки к ОГЭ и ВПР, задачами для коллективной работы и развития функциональной грамотности. Следует отметить, что в учебники вошла новая информация о достижениях физики.
21 марта 2023 г.
Дмитрий КОМИССАРОВ, учитель физики ОАНО школы «Ника», г. Москва.
Учебники по физике А. В. Перышкина (теперь их выпускает издательство «Экзамен») давно проверены временем. Материал представлен последовательно, лаконично, и самое главное понятен ученикам. Учебники богаты множеством иллюстраций, это благоприятно влияет на осмысление материала. Задачи, подобранные автором, помогают ученикам в подготовке к итоговым аттестациям. Стоит отметить, что тексты устаревших задач переработаны, причем структура их не изменена, что, безусловно, радует, хотя в текстах задач мы по-прежнему можем встретить «Паровоз» или «Гусеничный трактор ДТ-75». Но это вряд ли можно считать проблемой, к тому же большинство учителей используют различные задачники для проработки материала.
Хочется сказать, что в учебниках присутствуют интересные практические задания, которые хорошо вписываются в современные тренды образования. Например, практические задания из учебников А. В. Перышкина подойдут для STEAM образования.
А вот и другой пример: «Подумайте, как можно простым способом устроить фонтан в парке или во дворе…». Данный тип заданий можно использовать и в проектной деятельности.
Обучаясь в школе, я сам занимался по учебникам А. В. Перышкина и считаю, что на сегодняшний день им не придумана достойная замена, да и менять то, что хорошо работает, считаю бессмысленно.
20 марта 2023 г.
Яна ВИГАНТС – преподаватель физики «Центра госпитальной педагогики» ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха», г. Белгород.
Учебники по физике автора Александра Васильевича Перышкина всегда был любим педагогами. Теперь их печатает издательство «Экзамен». И за годы их существования основной содержательный материал особо не изменился. Есть незначительные изменения в темах, что одним педагогам нравится, а другие высказывают иное мнение. Но от учителя зависит, как и в каком объеме излагать материал. В школах есть классы разных профилей, включая предпрофильную подготовку, следовательно, уровень излагаемого материала подбирается педагогом индивидуально.
Основное достоинство учебников А. В. Перышкина – краткость, доступность изложения материала по столь сложному предмету, которым является предмет «Физика». Чем хорош учебник для ученика, так это тем, что правила выделены в рамку, визуально бросаются в глаза и указывают на важность правила или формулы.
Для меня, как педагога, ценным является и тот факт, что в одном учебнике излагается учебный материал, есть упражнения для закрепления материала и инструкции для выполнения лабораторных работ. Это очень удобно.
Еще один неоспоримый факт состоит в том, что материал усилен современными фактами о достижениях в науке и технике, есть задания для отработки заданий по подготовке к ОГЭ, ВПР.
6 марта 2023 г.
Наталья ТОМИЛОВА, учитель физики ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», г. Абакан, Республика Хакасия.
Вот уже несколько поколений юных физиков и не очень физиков познают законы природы с помощью учебников Александра Васильевича Перышкина. Эти учебники –своеобразный знак качества физического образования. В них материал всегда изложен таким образом, что сохраняется принцип логического следования: каждая последующая тема опирается на знания, полученные из предыдущей темы. И, что немаловажно, понятийный аппарат двух учебных дисциплин — физика и математика — согласуются между собой.
Не все издания этой серии учебников были удачно переработаны. Но в этот раз издательство «ЭКЗАМЕН» проделало тщательную «работу над ошибками» других издательств и дополнила учебник новыми, интересными материалами и заданиями, мотивирующими на поиск собственного оригинального решения. Яркие, красочные книги приятно держать в руках, увлекательно следить за наблюдениями и экспериментами персонажа, очень похожего на Эйнштейна. И главное – материал выстроен таким образом, что помогает читателю научиться САМОМУ учиться.
Замечательно, когда в учебно-методическом комплекте имеется и тетрадь для лабораторных работ, позволяющая не тратить много времени на оформление на уроке, а полностью погрузиться в эксперимент. Безусловно, необходим задачник, а у Александра Васильевича очень удачно подобраны задачи: от простого к сложному. И объём тренировочных заданий достаточен для приобретения необходимых навыков решения задач.
Приятным бонусом является наличие электронного учебника. Он удобен в работе, снабжен дополнительным учебным цифровым материалом и содержит ссылки на электронные ресурсы, что способствует качественной подготовке учителя к урокам.
Таким образом, учебный комплект полностью соответствует требованиям ФГОС и станет прекрасным помощником для любого учителя физики.
27 февраля 2023 г.
Екатерина ЧУЖДАНОВА, заместитель директора по учебной работе «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус» ДГТУ, учитель физики, математики и информатики, г. Ростов-на-Дону.
Физика – наука о наиболее общих закономерностях окружающего нас мира. Учебники серии УМК А. В. Перышкина помогают ребенку понять суть законов и явлений проследить взаимосвязь с другими науками. Отдельные закономерности рассматриваются в общей системе наук. Показывается применимость законов физики в окружающем мире, подтверждение опытным путем, показывается история открытия законов.
Материал параграфов изложен доступно, легко читается. В конце параграфов предлагается материал для самостоятельного осмысления и для обсуждения в группах. Имеется раздел «Для любознательных», содержащий дополнительную информацию о физических закономерностях, истории изучения и т.д. Также в учебнике есть графики, таблицы, позволяющие структурировать материал.
В учебниках содержатся задачи различного уровня сложности, позволяющие закрепить теоретические знания опытным путем, разобраться с измерением физических величин.
Особое внимание уделено лабораторным работам, к ним имеются подробные инструкции, выполнение которых позволит изучить закономерности, познакомиться с теорией погрешности измерений физических величин, что позволит качественно выполнить экспериментальное задание при сдаче итоговой аттестации в 9 классе.
Отзывы учителей физики, присланные в 2022 году.
Пётр ГОЛОВИН, Народный учитель СССР, заслуженный учитель РСФСР, кандидат педагогических наук, почётный профессор Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея, 55 лет стажа работы учителем физики
– Фамилия автора учебников уже давно в педагогическом сообществе ассоциируется с чем-то знакомым и качественным. «Работаю по Перышкину» – значит, все понимают, что у меня надёжные помощники в виде добротных учебников. Книги выполнены на отличной бумаге, приятно держать в руках качественно напечатанные издания. Крупный шрифт, яркие иллюстрации, много «воздуха» – всё это помогает детям получать и усваивать новую информацию.
А. В. Перышкину удалось очень грамотно сбалансировать в своих учебниках теорию и практику, материал параграфа всегда включает в себя вопросы для самоконтроля, задачи и задания для проверки уровня усвоения. И, самое важное, на мой взгляд, книги рассчитаны на максимально широкую аудиторию школьников, то есть их можно успешно использовать при работе в самых разных классах – сильных, средних и не очень. А недавняя ситуация с дистанционным обучением показала и ещё одно достоинство учебников – дети могут использовать их и самостоятельно, поскольку весь материал написано понятным языком, из-за чего ученику нетрудно понять написанное и без помощи педагога.
Я сам давно работаю по учебникам А. В. Перышкина, налицо отличные результаты, поэтому настоятельно рекомендую вам последовать моему примеру!
Радик ХАБИРОВ, учитель физики Татарской гимназии № 1 им. Г.Тукая, Вахитовский район, Казань, Республика Татарстан
– Чем мне понравились учебники А. В. Перышкина, так это тем, что они обладают рядом преимуществ. Материал в них изложен последовательно и лаконично, богат иллюстрирующими материалами, благодаря чему у учащихся создается целостная картина мира.
Хотелось бы отметить визуально приятную цветовую гамму и очень грамотный выбор шрифтов, что помогает фокусировать и акцентировать внимание на важных идеях каждого параграфа.
Также стоит выделить хорошую структурность лабораторных работ – в учебниках есть четкие указания и подробные разъяснения, что позволяет учащимся успешно справиться с поставленными задачами.
Радует, что автор уделяет большое внимание как ученым прошлого, так и современным достижениям науки и техники.
И хочется сказать огромное спасибо всем, кто участвовал в создании такого качественного продукта!
Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии школы № 19 Ейского района, главный специалист ИРО Краснодарского края, Заслуженный учитель Кубани
– Радует, что в ряде УМК по физике появились учебники для общеобразовательных школ автора А. В. Перышкина. Их можно взять за базовые учебники в основной школе. В содержание заложены фундаментальные теоретические основы, хорошо изложены практико-ориентированные связи физики с предметами других циклов, имеются ссылки на практическое применение технических и инженерных узлов и машин.
Важной составляющей учебников являются хорошо подобранные лабораторные работы. Интересные вопросы после параграфов позволяют понять уровень восприятия содержания школьниками. Дифференциация качественных и расчётных задач позволяют вовлечь в учебный процесс всех школьников, создать ситуацию успеха и вовлеченности в учебный процесс.
Анастасия КУЛИНЕНКОВА, учитель физики Центра образования № 8, Тула
– Линейка учебников А. В. Перышкина с определенной периодичностью претерпевает изменения, как по оформлению, делая его более ярким и интересным, так и по содержанию. Но всегда главной отличительной чертой, на мой взгляд, являлось стремление сохранить простоту изложения материала, логику и последовательность введения терминологии для учащихся.
Меня привлекает в этой линейке удобство работы с учебным материалом: все важные термины, законы, формулы в параграфах выделены; есть упражнения и задания разной степени сложности для закрепления, предусмотрены отдельно выделенные факты, события, биографии учёных, которые всегда привлекают внимание учащихся.
Перечень лабораторных работ с подробной инструкцией для выполнения позволяет не только подготовиться, например, дома к данному типу работ, но использовать их при подготовке к ОГЭ (практическая часть).
В целом считаю, что учебники соответствуют ФГОС и всем заявленным требованиям, их можно использовать в образовательном процессе.
Екатерина КОСТЫЛЕВА, учитель физики гимназии № 16 города Тюмени, заместитель руководителя ЦМИТ “Фаблаб ТюмГУ” и методист Академии профессий будущего
– Комплект учебников физики А. В. Перышкина соответствует примерной рабочей программе по физике. Книги позволяют изучить темы, необходимые для выполнения ВПР, а также для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
Каждый параграф включает в себя теоретический аспект и примеры о практическом применении, в конце всегда есть вопросы, которые позволяют систематизировать материал и проверить его усвоение.
Также в учебнике есть задачи разного уровня сложности. Их можно выполнять в классе или задавать в качестве домашнего задания.
Особенно хочется отметить лабораторные работы, которые включены в 17-е задание ОГЭ по физике. Систематическое выполнение позволяет подготовить ребят к этому заданию и позволяет развивать навыки исследовательской деятельности.
Елена ВЕЛЬМЕР, Алла ПОЛЕЖАЕВА, учителя физики Центра образования «Развитие», Новосибирск
– Учебники физики А. В. Перышкина привлекают, в первую очередь, своей простотой и доступностью изложения материала. Они с успехом используются учащимися с различной мотивацией и уровнем интеллекта.
Положительные стороны:
- параграф иллюстрируется информативными красочными материалами. Каждый параграф сопровожден вопросами для рефлексии теоретического материала, упражнения содержат разноуровневые качественные и расчетные задачи, задания после параграфов способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся
- удачное описание хода лабораторных работ обеспечивают возможность развития экспериментальных навыков учащихся
- обобщить теоретический материал позволяют итоги глав и система заданий под рубриками «Вопросы» и «Упражнения».
Мы считаем, что учебники полностью обеспечивают возможность обучения учащихся в средней школе.
Комментарии