search
main
0

Мультисенсорный подход в работе с детьми с дислексией: опыт Ирины Бахшиян

5 октября – Всемирный день осведомленности о дислексии. Три года назад Россия также присоединилась к этой глобальной инициативе, помогающей сделать более доступной информацию о нарушении способности к овладению навыками чтения и письма. В нашей стране дислексия – серьезная проблема, ее симптомы диагностируются у 10-15% детей и подростков. Причинами этого состояния наука считает генетику, особенности работы мозга, а также социокультурные факторы. И если на гены и мозг повлиять невозможно, то создать благоприятную среду, которая поможет ребенку научиться читать и писать, родителям и педагогам вполне по силам, считает дефектолог Ирина Бахшиян.

Фото: Freepik

Ирина работает с детьми с дислексией, используя собственную программу обучения чтению, основанную на мультисенсорном подходе. Вместе с Ириной Бахшиян мы разобрались в том, почему дислексию легче преодолеть, задействуя все органы чувств, и как адаптация метода к личным особенностям помогает ребенку не только научиться читать, но и стать увереннее в себе.

Как работают мультисенсорные техники

Единого метода коррекции нарушений чтения и письма не существует, дефектологи используют для этого разные способы. Одним из наиболее авторитетных считается метод Ортона-Гиллингем, разработанный неврологом Сэмюэлем Ортоном и психологом Анной Гиллингем в 30-х годах XX века в США и до сих пор используемый в работе с детьми с дислексией. Суть этого подхода состоит в применении мультисенсорных техник, когда ребенок изучает звуки и буквы через зрение, слух, осязание. Ирина Бахшиян использовала метод Ортона-Гиллингем как основу для создания собственной авторской программы обучения чтению.

Ирина Бахшиян, фото из личного архива

«Я выбрала эту методику, потому что она очень эффективна и позволяет адаптировать обучение под конкретного ребенка, учитывая его особенности и потребности, – говорит Ирина. – Пользуясь этой методикой, можно учить детей шаг за шагом, от простого к сложному, помогая им осваивать чтение без стресса».

Ирина Бахшиян разработала свою программу для детей от 6 до 8 лет. Чтобы в течение часового занятия ребенок не устал и не потерял интереса, Ирина проводит его в форме игр и упражнений, задействующих разные органы чувств. Так, визуальный подход, помогающий включить в процесс обучения зрительную память, проявляется в активном использовании карточек с буквами и словами, ярких маркеров и рисунков. Например, ребенок видит букву на карточке, а потом получает задание найти ее среди других.

Аудиальный подход подразумевает акцент на слухе. Во время занятий Ирина и ее подопечные много читают вслух, слушают записи и проговаривают звуки. Например, ребенок слышит звук «м», повторяет его вслух и учится ассоциировать его с буквой «М». Это помогает запомнить, как звучат разные буквы и слова.

Тактильный подход помогает почувствовать буквы и слова через прикосновения. Под руководством Ирины дети вырезают буквы из бумаги, рисуют их пальцами на песке или создают из пластилина. Это дает возможность физически ощутить форму букв.

Кинестетический подход работает за счет использования движения. Дети учатся через активные действия, рисуя буквы в воздухе или шагами «выкладывая» их на полу. Это помогает связать буквы и звуки с движениями.

Благодаря программе Ирины Бахшиян дети с дислексией могут учиться чтению в нескучной игровой форме, усваивая новые знания всеми органами чувств. Возможность слепить буквы из пластилина и нарисовать слова в воздухе помогает глубже ощутить и крепче запомнить информацию.

Почему важна персонализация

Авторы методик по преодолению дислексии не всегда учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка, и это существенно снижает действенность занятий. Эффективность программы Ирины Бахшиян во многом объясняется тем, что она позволяет адаптировать процесс обучения в зависимости от потребностей подопечного.

«Я считаю, что индивидуальный подход — это ключ к успешному обучению, особенно для детей с дислексией», – объясняет Ирина.

Занятия по своей программе Ирина начинает с оценки уровня навыков и трудностей ребенка, а затем разрабатывает персонализированный план, в котором учитывает сильные и слабые стороны своего подопечного, темп усвоения материала, предпочтительные способы восприятия информации и конкретные трудности, с которыми он сталкивается.

Если у ребенка есть сложности с восприятием звуков, во время занятия Ирина уделяет больше внимания аудиальным упражнениям – прослушиванию и повторению звуков, чтению вслух и фонематическим играм, развивающим слуховое восприятие речи. Если ребенок лучше усваивает материал через визуальные образы, Ирина активно использует карточки, диаграммы и другие наглядные материалы. Если важна кинестетическая составляющая, добавляет больше движений и тактильных упражнений, например рисование букв в воздухе или на поверхности.

Адаптация программы касается и темпа обучения. Если ребенок осваивает материал медленнее, Ирина работает в удобном для него ритме, закрепляя пройденное, прежде чем переходить к следующему этапу. Если же ребенок быстро прогрессирует, усложняет программу, чтобы поддержать интерес к обучению.

Персонализированный подход помогает добиться лучших результатов, поскольку ребенок получает возможность учиться наиболее естественным и эффективным лично для него способом.

Зачем нужны поддержка и поощрение

Неудачи в учебе из-за трудностей с чтением и письмом часто вызывают у детей с дислексией психологические проблемы. Атмосфера дружелюбия и поддержки, создание которой Ирина Бахшиян называет одним из ключевых аспектов работы по своей программе, помогает ее подопечным забыть о стрессе, сопровождающем их в повседневной жизни, и поверить в свои силы.

На занятиях, по словам Ирины, она старается создать комфортную обстановку, позволяющую детям чувствовать себя защищенно, уверенно, не бояться ошибаться и свободно выражать свои чувства и эмоции. Это снижает у ребенка уровень тревожности и делает его более восприимчивым к обучению. Готовность педагога поддержать каждый успешный шаг своего подопечного помогает ему осознавать свой прогресс. В итоге у ребенка улучшается самооценка и формируется позитивное отношение к процессу учебы.

Программа Ирины Бахшиян также способствует развитию социальных навыков. Если занятия проходят в группе или в паре, дети учатся работать вместе, поддерживать друг друга. Это помогает им более уверенно общаться со сверстниками в повседневной жизни.

Благодаря включению упражнений, развивающих внимание, память и мышление, занятия помогают улучшить общее когнитивное развитие ребенка, а двигательная активность способствует развитию мелкой моторики и координации. Последнее очень важно, поскольку позволяет интегрировать упражнения в повседневную жизнь и закрепить навыки не только на занятиях с педагогом, но и дома.

«Родители часто отмечают, что после занятий дети с удовольствием продолжают выполнять задания дома и проявляют больше интереса к чтению и письму, – говорит Ирина. – Это показывает, что программа не только эффективна, но и действительно нравится детям».

В ответ на просьбу рассказать об интересных случаях из практики Ирина вспоминает о работе с детьми со смешанными типами дислексии – для дефектологов это самые сложные дети, требующие упорной работы. Одной из подопечных Ирины была девятилетняя девочка с аграмматической и семантической дислексией, а также недоразвитием фонематического слуха. Она испытывала проблемы с построением правильных грамматических конструкций в предложениях, часто путала окончания слов и не могла согласовать их по родам и числам, а также с трудом понимала смысл прочитанного текста. Недоразвитие фонематического слуха еще больше усложняло ситуацию, так как девочка с трудом различала звуки и не могла правильно произносить или писать слова.

Ирина начала работу с развития фонематического слуха, используя упражнения на различение и повторение звуков, что помогло девочке лучше слышать и различать фонемы. Одновременно шла работа над грамматикой, особое внимание уделялось правильным окончаниям и согласованию слов в предложениях.

«Например, мы использовали карточки с картинками и словами, составляли предложения и искали ошибки, постепенно улучшая грамматические навыки, – вспоминает Ирина. – Для развития понимания прочитанного текста я внедрила упражнения, направленные на работу с короткими и простыми текстами, где мы вместе разбирали смысл каждого предложения».

Через несколько месяцев систематической работы девочка стала делать меньше грамматических ошибок, лучше понимать прочитанное и правильно воспринимать звуки. Занятия также положительно сказались на ее психологическом самочувствии.

В ближайшее время Ирина Бахшиян планирует опубликовать авторскую программу обучения чтению с использованием методики Ортона-Гиллингем на своем сайте. У Ирины есть ряд публикаций, посвященных коррекции дислексии, в научной прессе («Журнал прикладных исследований» и др.), а также опыт рецензирования научных работ коллег (издание «Актуальные исследования»). В будущем она намерена активнее распространять свои методики, в том числе через собственную интернет-площадку. Это позволит ей делиться эффективными инструментами для работы с дислексией с теми, кто в них нуждается: дефектологами, педагогами, родителями. Внедрение программы Ирины Бахшиян в широкую практику поможет детям с дислексией в школе, а попутно вернет им уверенность в своих силах и удовольствие от процесса учебы.

Автор: Максим Хабаров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте