search
main
+1

Людмила Новикова – создатель современной системы воспитания: к 105-летию со дня рождения

Академик Российской академии образования Людмила Ивановна Но­викова (1920–2004) на протяже­нии полувека разра­батывала сложнейшие вопросы воспитания, неизменно – вместе с десятками педагогических коллек­тивов и учителей-эксперимента­торов.

Людмила Ивановна Новикова

Педагог по группе крови

Людмила Ивановна Новикова родилась 22 января 1920 года в г. Горки в Республике Беларусь. Ее родители были учителями, и она, получив среднее образование, решила пойти по их стопам. После окон­чания физико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году Людмила Ивановна была направлена в школу села Тогул Алтайского края, где преподавала физику, математику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. Все время стремилась на фронт, так как окончила курсы медицинских сестер. Но в школах не хватало учителей, и ей было отказано.

Кстати, отметим, что для того, чтобы попасть на фронт, Людмила прибавила себе в биографии два года, что, согласитесь, не характерно для женщины, поэтому в энциклопедиях и справочниках утверждается, что она родилась в 1918 году, но это не так.

В последний год Великой Отечественной войны Л.И. Новикову назначают директором Купавинской средней школы Ногинского района Московской области, одновременно она ведет уроки математики и астрономии. В 1951 году, не прерывая работы в школе, Людмила Ивановна защищает диссертацию на степень кандидата педагогических наук, становится старшим научным сотрудни­ком Института теории и истории педагогики АПН РСФСР. С тех пор и до конца жизни она занималась исследовательс­кой и организаторской деятельностью в научно-педагогичес­ких структурах АПН РСФСР – АПН СССР-РАО.

Системный подход в науке и жизни

Людмила Ивановна являла символичный для оте­чественной научно-педагогической традиции пример, когда интересы исследователя, получившего базовую естественно­ математическую подготовку, обращаются к сфере гуманитар­ной, к проблемам методологии, теории, практики педагогичес­кого процесса. Наверное, в этой тенденции, помимо других причин и обстоятельств, следует видеть проявление карди­нального самодостаточного свойства самого предмета иссле­дования – педагогики как теории и искусства воспитываю­щих взаимодействий.

Работая в сфере воспитания в русле совет­ской педагогики, Л.И. Новикова с группой единомыш­ленников акцентировала внимание на интересах и потребнос­тях детской личности как члена коллектива, проблемах детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Ее докторская диссертация «Коллектив и личность как педагогическая проб­лема», монография «Педагогика детского коллектива. Вопро­сы теории» (1977) содержали цельную оригинальную концеп­цию воспитательной общности.

Людмила Ивановна была одной из первых среди наших ученых-педагогов, кто стал целенаправленно использовать системный подход к анализу проблем функционирования и саморазвития коллектива учебно-воспитательного учреждения любого типа и разновидности. Она предложила и ввела в профессиональную терминологию понятие «воспитательная система».

Начав еще в 1960-е годы с создания теории воспитатель­ной деятельности как системы, Л.И. Новикова затем вплотную занялась разработкой различных моделей гуманистичес­ких воспитательных систем. Они должны были объединять комплекс конкретных воспитательных целей и людей, их реа­лизующих в процессе целенаправленной деятельности. Важ­ной сферой воспитательной системы рассматривались разветв­ленные отношения, возникающие между ее участниками.

Кстати, подчеркнем, что саму личность Людмилы Иванов­ны очень хорошо характеризовало строгое понятие системы. Это реальное, а не надуманное соединение теории с практикой, обу­чения с воспитанием, сопряжение в единое творческое интел­лектуальное сообщество деятельности десятков педагогичес­ких коллективов, сотен работников образования.

В начале 1980-х годов вышли в свет принципиальные для Л.И. Но­виковой работы «Вопросы воспитания: системный подход», «Коллектив и личность школьника», «Школьный ученичес­кий коллектив; проблемы управления». Они итожили накоп­ленный опыт и открывали новые перспективы.

Подлинный гуманизм

В этих трудах Л.И. Новикова последовательно и непреклонно отстаивала спе­цифические процессы осуществления воспитательной дея­тельности. Наверное, это редкое умение, даже талант – очень жест­ко поставленным социально-педагогическим задачам при­давать теплую гуманистическую сущность. И незаурядная смелость, наперекор обстоятельствам, борясь с ними, неуклонно строить собственное конструктивное видение проблемы.

Особую роль Л.И. Новикова сыграла в первой половине 1990-х годов, когда в угоду ложно понятой «деидеологизации», по сути, вообще изгнали из школы воспитательную деятельность, сведя все лишь к обучению. А понятие «воспитание» оказа­лось растворено в «образовании».

Всей силой своего авторите­та, несгибаемой волей ученый в это сложное время последовательно отстаивала важность воспитания, его специфический характер. Опираясь на совме­стную деятельность с педагогическими коллективами, продол­жавшими осуществлять воспитание как приоритетную сферу школьной жизни, Людмила Ивановна организовала масштаб­ную экспериментальную деятельность по определению целей и форм воспитания в современных условиях. Во многом ее усилиями удалось накопить серьезный научный и практичес­кий потенциал, который оказался востребованным в первой четверти ХХI века.

Воспитательное пространство

У Людмилы Ивановны был дар – новые, далеко не об­щепризнанные знания в философии, социологии, психологии соотносить с теорией воспитания, тем самым развивать эту теорию, открывая новые подходы. Здесь ученая последовательно переходила ко все более крупным понятиям, связанным с воспитанием личности: коллектив – ­среда – система – сфера – пространство.

Как математика по образованию, Новикову особенно привлекали исследования по системному подходу, в частности синергетики. В 1990-е годы на основе синергетического подхода («самоорга­низующиеся системы») ключевым в ее исследованиях становится новое понятие: «воспитательное простра­нство» как результат не только созидающей деятельности, но и усилий всех социальных институтов, «выходящих на детей». Благодаря этому воспитательным системам придавался территориально-региональный масштаб.

«Черты естественности той»

Людмила Ивановна тонко чувствовала все новое в педагоги­ческой науке и практике. Она имела удивительную способ­ность «извлекать» научные идеи из практики и великолеп­но внедряла свои научные идеи в повседневную жизнь шко­лы. Благодаря ей педагогическому сообществу стали известны имена Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковского и других знаковых фигур в педагогике.

Она, как никто другой, умела создать условия для рас­крытия таланта, способностей каждого педагога, оказавшегося на ее жизненном пути, независимо от должности этого чело­века. Для нее были равнозначимы и уважаемы учитель сельс­кой школы из глубинки и руководитель образования крупной области, если она чувствовала их живой и неподдельный интерес к детям, к школе, к делу воспитания.

О ее демократичности ходили легенды. Вот как вспомина­ет о Л.И. Новиковой ее ученик и последователь Народный учитель СССР В.А. Караковский: «На одной из педа­гогических конференций меня познакомили с женщиной, ни­чуть не похожей (по моим понятиям) на известного ученого, теоретика, исследователя. Держалась она скромно и привет­ливо, говорила просто и без каких-либо терминологических затей. Однако очень скоро я, как и многие, почувствовал необычайную глубину и привлекательность этого человека.

Прошли годы. Кажется, сегодня я знаю о Новиковой все и убежден, что мы имели дело с уникальным Человеком и Ученым. Она сохраняла живейший интерес к практической педагогике, для нее именно практика являлась основой развития науки. Пока хватало сил, несмотря на почтенный возраст, она буквально рыскала по России в поисках интерес­ного, самобытного опыта. Ее внимание привлекали все шко­лы – от малочисленной сельской до громадной городской школы-комплекса. Она умела увидеть в работе учителя то, че­го он сам не осознавал, выделить главную черту своеобразия, все связать, все расставить по местам».

Действительно, Людмила Ивановна очень любила бывать в разных уголках страны, по крупицам собирая интересный педагоги­ческий опыт. Ее выступления перед педагогами всегда отли­чались ясностью мысли, доступностью и высоким научным уровнем. Педагогам хорошо были известны знаменитые новиковские научно-прак­тические конференции и семинары, на которых всякий раз «раскручивались» новые продуктивные научные идеи.

Хотя нельзя не отметить, что находились ученые, которые скептически оценивали труды и выступления Людмилы Ива­новны – уж очень они казалась им прос­тыми.

Но здесь, пожалуй, уместно привести известные строки Б. Пастернака:

«Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего важнее людям,
Но сложное понятней им».

Замечательная научная школа воспитания

Людмилу Ивановну невозможно было представить без ее многочисленных, талантливых и верных учеников, которых она находила среди увлеченных воспита­тельной деятельностью учителей, директоров школ. Их счет перевалил за сто двадцать. Причем она не только всемерно помогала в защите диссертаций, организации научной дея­тельности, но и как бы «сопровождала» по жизни.

Особо выделим не просто учеников, а «выучеников», ее сподвижников, последователей и продолжателей – академика РАО Наталью Леонидовну Селиванову, члена-корреспондента РАО Анатолия Викторович Мудрика, профессора Сергея Даниловича Полякова и профессора РАО Павла Валентиновича Степанова.

Развитию научной деятельности школы Новиковой была прису­ща интересная особенность. Это поразительное умение вовле­кать в коллективную деятельность ярких, талантливых муж­чин, имеющих к тому же склонность к философскому осмыс­лению педагогических проблем. В хронологической последо­вательности это А. Куракин – А. Мудрик – О. Газман – В. Караковский – П. Годин – В. Музалев – А. Гаврилин – В. Аршинов – Д. Гри­горьев – П. Степанов.

Встреча с Учителем для многих стала определяющей в их судьбе. Подчеркнем, что благодаря этому их идеи приобрели ясный характер, доступный педагогам.

В настоящее время научная школа Л.И. Новиковой – Н.Л. Селивановой охватывает несколько генераций ученых. Людмила Ивановна сама четко очертила нравственно – интеллектуальные критерии для своих учеников и последователей. Уже в этой критериальной рамке рельефно проявляются свойственные Новиковой четкие, даже жесткие нравственные принципы общения с людьми в мире науки, определения своего круга, в который далеко «не всякий попадал». По выражению Людмилы Ивановны, «со мною рядом те, кто не стал ни чиновником, ни коммерсантом, ни лектором – транслятором чужих идей».

Показательны и содержательные критерии определения группового портрета, центрирующие новиковскую научную школу: гуманизм по отношению к ребенку, бережное отношение к нему, убеждение в самоценности его личности; убеждение в том, что исследовательский поиск педагога должен охватывать и науку, и практику в их взаимосвязи, как единое целое.

Людмила Ивановна в своих заметках мастерски показывала образы своих учеников. Приведем две зарисовки. Об Анатолии Викторовиче Мудрике: «Свою кандидатскую диссертацию он писал у меня на даче. В лесу под березками, где стоял стол и скамейка. На столе стоял радиоприемник, под столом чутко дремали две собаки, а на скамейке сидел Толя и писал. Время от времени он включал приемник, изредка что-то обсуждал с собаками, которые внимательно слушали его, а затем продолжал писать». Об Олеге Семеновиче Газмане: «Когда он у меня дома работал над диссертацией, то раскладывал свои заготовки на полу (на столе не хватало места). Из соседней комнаты вышла собака, обошла все листочки, все их обнюхала и ушла. У Олега глаза остановились. А мы смеялись, говорили: «Юка одобрила».

Великий труженик

Людмила Ивановна была воистину тружеником педагоги­ческой науки. Ее перу принадлежит более 200 работ, среди которых авторские монографии, главы в учебных пособиях и коллективных исследованиях, тексты в проблемных сборни­ках, статьи в центральной и региональной периодической печати. А книга «Воспитание? Воспитание… Воспитание!!», написанная в соавторстве с В.А Караковским и Н.Л. Сели­вановой получила Премию Президента Российской Федера­ции в 1996 году.

Людмила Ивановна была удивительно светлым человеком, лю­бящим жизнь, умеющим ценить дружбу людей. Она всегда была готова прийти на помощь, уважала позиции противни­ков. Педагогическая наука и судьбы людей, связавших себя с ней, были главным делом ее жизни. Людмила Ивановна являла собой эталон подвижничества честного русского интеллигента, убеж­денного гуманиста. Она была бескорыстна, безбытна, абсолютно лишена выгод­ного расчета, зато альтруизм ее был бесконечен.

Формула ее жизни по-математически четкая: житейская мудрость, личное обаяние, обостренное чувство современности, неподдельная любовь к детям, колле­гам, смелость и несгибаемость в отстаивании выстраданных идей. И еще золотое правило – чтобы в России чего-то дос­тичь, надо долго жить.

Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте