Академик Российской академии образования Людмила Ивановна Новикова (1920–2004) на протяжении полувека разрабатывала сложнейшие вопросы воспитания, неизменно – вместе с десятками педагогических коллективов и учителей-экспериментаторов.

Педагог по группе крови
Людмила Ивановна Новикова родилась 22 января 1920 года в г. Горки в Республике Беларусь. Ее родители были учителями, и она, получив среднее образование, решила пойти по их стопам. После окончания физико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году Людмила Ивановна была направлена в школу села Тогул Алтайского края, где преподавала физику, математику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. Все время стремилась на фронт, так как окончила курсы медицинских сестер. Но в школах не хватало учителей, и ей было отказано.
Кстати, отметим, что для того, чтобы попасть на фронт, Людмила прибавила себе в биографии два года, что, согласитесь, не характерно для женщины, поэтому в энциклопедиях и справочниках утверждается, что она родилась в 1918 году, но это не так.
В последний год Великой Отечественной войны Л.И. Новикову назначают директором Купавинской средней школы Ногинского района Московской области, одновременно она ведет уроки математики и астрономии. В 1951 году, не прерывая работы в школе, Людмила Ивановна защищает диссертацию на степень кандидата педагогических наук, становится старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики АПН РСФСР. С тех пор и до конца жизни она занималась исследовательской и организаторской деятельностью в научно-педагогических структурах АПН РСФСР – АПН СССР-РАО.
Системный подход в науке и жизни
Людмила Ивановна являла символичный для отечественной научно-педагогической традиции пример, когда интересы исследователя, получившего базовую естественно математическую подготовку, обращаются к сфере гуманитарной, к проблемам методологии, теории, практики педагогического процесса. Наверное, в этой тенденции, помимо других причин и обстоятельств, следует видеть проявление кардинального самодостаточного свойства самого предмета исследования – педагогики как теории и искусства воспитывающих взаимодействий.
Работая в сфере воспитания в русле советской педагогики, Л.И. Новикова с группой единомышленников акцентировала внимание на интересах и потребностях детской личности как члена коллектива, проблемах детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Ее докторская диссертация «Коллектив и личность как педагогическая проблема», монография «Педагогика детского коллектива. Вопросы теории» (1977) содержали цельную оригинальную концепцию воспитательной общности.
Людмила Ивановна была одной из первых среди наших ученых-педагогов, кто стал целенаправленно использовать системный подход к анализу проблем функционирования и саморазвития коллектива учебно-воспитательного учреждения любого типа и разновидности. Она предложила и ввела в профессиональную терминологию понятие «воспитательная система».
Начав еще в 1960-е годы с создания теории воспитательной деятельности как системы, Л.И. Новикова затем вплотную занялась разработкой различных моделей гуманистических воспитательных систем. Они должны были объединять комплекс конкретных воспитательных целей и людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности. Важной сферой воспитательной системы рассматривались разветвленные отношения, возникающие между ее участниками.
Кстати, подчеркнем, что саму личность Людмилы Ивановны очень хорошо характеризовало строгое понятие системы. Это реальное, а не надуманное соединение теории с практикой, обучения с воспитанием, сопряжение в единое творческое интеллектуальное сообщество деятельности десятков педагогических коллективов, сотен работников образования.
В начале 1980-х годов вышли в свет принципиальные для Л.И. Новиковой работы «Вопросы воспитания: системный подход», «Коллектив и личность школьника», «Школьный ученический коллектив; проблемы управления». Они итожили накопленный опыт и открывали новые перспективы.
Подлинный гуманизм
В этих трудах Л.И. Новикова последовательно и непреклонно отстаивала специфические процессы осуществления воспитательной деятельности. Наверное, это редкое умение, даже талант – очень жестко поставленным социально-педагогическим задачам придавать теплую гуманистическую сущность. И незаурядная смелость, наперекор обстоятельствам, борясь с ними, неуклонно строить собственное конструктивное видение проблемы.
Особую роль Л.И. Новикова сыграла в первой половине 1990-х годов, когда в угоду ложно понятой «деидеологизации», по сути, вообще изгнали из школы воспитательную деятельность, сведя все лишь к обучению. А понятие «воспитание» оказалось растворено в «образовании».
Всей силой своего авторитета, несгибаемой волей ученый в это сложное время последовательно отстаивала важность воспитания, его специфический характер. Опираясь на совместную деятельность с педагогическими коллективами, продолжавшими осуществлять воспитание как приоритетную сферу школьной жизни, Людмила Ивановна организовала масштабную экспериментальную деятельность по определению целей и форм воспитания в современных условиях. Во многом ее усилиями удалось накопить серьезный научный и практический потенциал, который оказался востребованным в первой четверти ХХI века.
Воспитательное пространство
У Людмилы Ивановны был дар – новые, далеко не общепризнанные знания в философии, социологии, психологии соотносить с теорией воспитания, тем самым развивать эту теорию, открывая новые подходы. Здесь ученая последовательно переходила ко все более крупным понятиям, связанным с воспитанием личности: коллектив – среда – система – сфера – пространство.
Как математика по образованию, Новикову особенно привлекали исследования по системному подходу, в частности синергетики. В 1990-е годы на основе синергетического подхода («самоорганизующиеся системы») ключевым в ее исследованиях становится новое понятие: «воспитательное пространство» как результат не только созидающей деятельности, но и усилий всех социальных институтов, «выходящих на детей». Благодаря этому воспитательным системам придавался территориально-региональный масштаб.
«Черты естественности той»
Людмила Ивановна тонко чувствовала все новое в педагогической науке и практике. Она имела удивительную способность «извлекать» научные идеи из практики и великолепно внедряла свои научные идеи в повседневную жизнь школы. Благодаря ей педагогическому сообществу стали известны имена Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковского и других знаковых фигур в педагогике.
Она, как никто другой, умела создать условия для раскрытия таланта, способностей каждого педагога, оказавшегося на ее жизненном пути, независимо от должности этого человека. Для нее были равнозначимы и уважаемы учитель сельской школы из глубинки и руководитель образования крупной области, если она чувствовала их живой и неподдельный интерес к детям, к школе, к делу воспитания.
О ее демократичности ходили легенды. Вот как вспоминает о Л.И. Новиковой ее ученик и последователь Народный учитель СССР В.А. Караковский: «На одной из педагогических конференций меня познакомили с женщиной, ничуть не похожей (по моим понятиям) на известного ученого, теоретика, исследователя. Держалась она скромно и приветливо, говорила просто и без каких-либо терминологических затей. Однако очень скоро я, как и многие, почувствовал необычайную глубину и привлекательность этого человека.
Прошли годы. Кажется, сегодня я знаю о Новиковой все и убежден, что мы имели дело с уникальным Человеком и Ученым. Она сохраняла живейший интерес к практической педагогике, для нее именно практика являлась основой развития науки. Пока хватало сил, несмотря на почтенный возраст, она буквально рыскала по России в поисках интересного, самобытного опыта. Ее внимание привлекали все школы – от малочисленной сельской до громадной городской школы-комплекса. Она умела увидеть в работе учителя то, чего он сам не осознавал, выделить главную черту своеобразия, все связать, все расставить по местам».
Действительно, Людмила Ивановна очень любила бывать в разных уголках страны, по крупицам собирая интересный педагогический опыт. Ее выступления перед педагогами всегда отличались ясностью мысли, доступностью и высоким научным уровнем. Педагогам хорошо были известны знаменитые новиковские научно-практические конференции и семинары, на которых всякий раз «раскручивались» новые продуктивные научные идеи.
Хотя нельзя не отметить, что находились ученые, которые скептически оценивали труды и выступления Людмилы Ивановны – уж очень они казалась им простыми.
Но здесь, пожалуй, уместно привести известные строки Б. Пастернака:
«Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего важнее людям,
Но сложное понятней им».
Замечательная научная школа воспитания
Людмилу Ивановну невозможно было представить без ее многочисленных, талантливых и верных учеников, которых она находила среди увлеченных воспитательной деятельностью учителей, директоров школ. Их счет перевалил за сто двадцать. Причем она не только всемерно помогала в защите диссертаций, организации научной деятельности, но и как бы «сопровождала» по жизни.
Особо выделим не просто учеников, а «выучеников», ее сподвижников, последователей и продолжателей – академика РАО Наталью Леонидовну Селиванову, члена-корреспондента РАО Анатолия Викторович Мудрика, профессора Сергея Даниловича Полякова и профессора РАО Павла Валентиновича Степанова.
Развитию научной деятельности школы Новиковой была присуща интересная особенность. Это поразительное умение вовлекать в коллективную деятельность ярких, талантливых мужчин, имеющих к тому же склонность к философскому осмыслению педагогических проблем. В хронологической последовательности это А. Куракин – А. Мудрик – О. Газман – В. Караковский – П. Годин – В. Музалев – А. Гаврилин – В. Аршинов – Д. Григорьев – П. Степанов.
Встреча с Учителем для многих стала определяющей в их судьбе. Подчеркнем, что благодаря этому их идеи приобрели ясный характер, доступный педагогам.
В настоящее время научная школа Л.И. Новиковой – Н.Л. Селивановой охватывает несколько генераций ученых. Людмила Ивановна сама четко очертила нравственно – интеллектуальные критерии для своих учеников и последователей. Уже в этой критериальной рамке рельефно проявляются свойственные Новиковой четкие, даже жесткие нравственные принципы общения с людьми в мире науки, определения своего круга, в который далеко «не всякий попадал». По выражению Людмилы Ивановны, «со мною рядом те, кто не стал ни чиновником, ни коммерсантом, ни лектором – транслятором чужих идей».
Показательны и содержательные критерии определения группового портрета, центрирующие новиковскую научную школу: гуманизм по отношению к ребенку, бережное отношение к нему, убеждение в самоценности его личности; убеждение в том, что исследовательский поиск педагога должен охватывать и науку, и практику в их взаимосвязи, как единое целое.
Людмила Ивановна в своих заметках мастерски показывала образы своих учеников. Приведем две зарисовки. Об Анатолии Викторовиче Мудрике: «Свою кандидатскую диссертацию он писал у меня на даче. В лесу под березками, где стоял стол и скамейка. На столе стоял радиоприемник, под столом чутко дремали две собаки, а на скамейке сидел Толя и писал. Время от времени он включал приемник, изредка что-то обсуждал с собаками, которые внимательно слушали его, а затем продолжал писать». Об Олеге Семеновиче Газмане: «Когда он у меня дома работал над диссертацией, то раскладывал свои заготовки на полу (на столе не хватало места). Из соседней комнаты вышла собака, обошла все листочки, все их обнюхала и ушла. У Олега глаза остановились. А мы смеялись, говорили: «Юка одобрила».
Великий труженик
Людмила Ивановна была воистину тружеником педагогической науки. Ее перу принадлежит более 200 работ, среди которых авторские монографии, главы в учебных пособиях и коллективных исследованиях, тексты в проблемных сборниках, статьи в центральной и региональной периодической печати. А книга «Воспитание? Воспитание… Воспитание!!», написанная в соавторстве с В.А Караковским и Н.Л. Селивановой получила Премию Президента Российской Федерации в 1996 году.
Людмила Ивановна была удивительно светлым человеком, любящим жизнь, умеющим ценить дружбу людей. Она всегда была готова прийти на помощь, уважала позиции противников. Педагогическая наука и судьбы людей, связавших себя с ней, были главным делом ее жизни. Людмила Ивановна являла собой эталон подвижничества честного русского интеллигента, убежденного гуманиста. Она была бескорыстна, безбытна, абсолютно лишена выгодного расчета, зато альтруизм ее был бесконечен.
Формула ее жизни по-математически четкая: житейская мудрость, личное обаяние, обостренное чувство современности, неподдельная любовь к детям, коллегам, смелость и несгибаемость в отстаивании выстраданных идей. И еще золотое правило – чтобы в России чего-то достичь, надо долго жить.
Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии