Евгений Николаевич Медынский (1885–1957) – видный ученый и деятель внешкольного образования, талантливый исследователь историко-педагогических проблем, яркий общественный деятель. Научно-педагогическое наследие ученого включает в себя 30 фундаментальных трудов и более 400 статей на актуальные педагогические и историко-педагогические темы, по его учебникам учились многие поколения отечественных педагогов. Среди учеников был и академик АПН СССР Л.В. Занков, который считал Е.Н. Медынского не только учителем истории педагогики, но и учителем жизни.

Педагог и гражданин
Евгений Медынский родился 27 февраля (11 марта) 1885 года в Ялте в дворянской семье. В 1903 году с золотой медалью закончил Симферопольскую гимназию. Затем окончил Харьковский технологический институт и в 1914 году – юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
В 1911 году начал педагогическую деятельность в области народного образования в земских учреждениях: заведовал земскими школами Царскосельского уезда. В 1914–1917 годах занимал должность заведующего отделом народного образования Царскосельской земской управы.
Е.Н. Медынского, как педагога и гражданина, отличала активная жизненная позиция, стремление быть в гуще общественных событий, огромная энергия, деятельное участие в культурно-просветительной работе, преданность избранному делу. Много сил он отдавал подготовке будущих учителей и научных кадров в области педагогики.
В 1912–15 годах в Санкт-Петербургской педагогической академии Евгений Николаевич впервые в России прочитал курс лекций по внешкольному образованию. В 1915–17 годах преподавал школоведение на Петербургских высших Фребелевских курсах. Читал лекции в Университете Шанявского в Москве, на летних учительских курсах в Уфе и Серпухове.
После Октябрьской революции выступал за организацию народного образования на принципах самоуправления и автономии и в данной связи резко критиковал политику Наркомпроса. Поэтому на определенный период Медынский отошел от деятельности в сфере внешкольного образования.
Однако действенная кипучая натура Евгения Николаевича, осознание им того, что Советская власть открывает невиданные перспективы для внешкольного образования, привели его к возвращению к активной преподавательской и научной деятельности.
Е.Н. Медынский заложил научные основы вузовской педагогики: методики чтения лекций, организации самостоятельной работы студентов. В 1918–20 годах он преподавал в Нижегородском институте народного образования. В 1920–22 годах – профессор по кафедре энциклопедии внешкольного образования и декан словесно-исторического, а затем педагогического факультета Уральского университета.
Е.Н. Медынский был председателем лекторского бюро при Екатеринбургском губернском отделе политического просвещения, руководителем просветительского комитета Уральского университета. Читал просветительские лекции по темам «Политпросветработа», «История педагогики», «Детское чтение и детская литература» перед студентами и населением Урала.
С 1922 года Евгений Николаевич жил и работал в Москве: заведующий отделом статистики Политпросвета Наркомпроса РСФСР, профессор Второго Московского университета, затем Высшего коммунистического института просвещения и Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1926 году был удостоен звания «профессор». В 1935 году Е. Н. Медынскому без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора педагогических наук.
После избрания в 1944 году академиком Е. Н. Медынский – Член Президиума Академии педагогических наук РСФСР, заведующий отделом истории педагогики НИИ теории и истории педагогики, директор Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского, заведующий редакцией педагогики издательства «Советская энциклопедия».
В 1955–1957 годах ученый разрабатывал основы семейного воспитания, опубликовал цикл статей в журнале «Семья и школа»: «Как ваши дети ведут себя за столом»; «Поза, жесты, мимика детей»; «Вежливость, приличия, такт».
Подвижник внешкольного образования
Е.Н. Медынского можно назвать единственным из дореволюционных исследователей теории и практики внешкольного образования, которому удалось реализовать себя в данной сфере и в советский период. Это стало возможным благодаря постепенному и мучительному переходу ученого на позиции доминировавшего тогда марксистского подхода к проблемам воспитания с учетом современного состояния и перспектив развития отечественной педагогики. Вместе с тем он последовательно развивал и поддерживал в сфере внешкольного образования, насколько это было возможно, демократические принципы.
Уже в своих ранних работах Е.Н. Медынский уделял основное внимание проблеме внешкольного образования. Подчеркнем, что у истоков внешкольного образования в нашей стране стояла передовая интеллигенция, которая создавала различные культурно-просветительные учреждения (воскресные школы, народные библиотеки, курсы, музеи, народные университеты и др.) для обучения, развития и просвещения взрослого населения.
Все внешкольные учреждения до революции находились вне государственной системы образования. Следует отметить, что общественное движение по созданию внешкольных учреждений носило прогрессивный, гуманистический характер и способствовало осуществлению на практике идеалов свободного образования и просвещения народа.
Е.Н. Медынский являлся убежденным сторонником организации народного образования и общественно-просветительской деятельности на принципах демократической направленности, самоуправления и автономии. В его педагогической деятельности и научных исследованиях теоретические положения были тесно связаны с анализом и обобщением практики общественно-просветительской деятельности.
До Октябрьской революции Е.Н. Медынский пропагандировал демократические начинания педагогической общественности, им была разработана система работы земств и земских учреждений по просвещению, школьному и внешкольному образованию (народные дома, библиотеки, выставки, лекционная деятельность, организация курсов).
После 1918 г. Е.Н. Медынским были сформированы организационно-дидактические основы советской системы внешкольного образования: принципы, новые формы, методы и средства обучения, воспитания и образования народа в различных внешкольных учреждениях.
В 1920-е годы Евгений Николаевич к внешкольной работе относил политико-воспитательные и общеобразовательные мероприятия для взрослых, выдвинул идеи создания народных домов для политического просвещения масс и превращения библиотек в центры общекультурной работы с населением.
В 1923–1925 годах издается одна из основных работ Е.Н. Медынского, связанная с внешкольным образованием, это трехтомная «Энциклопедия внешкольного образования», в которой представлены аналитические и обобщающие материалы по теории и практике внешкольного образования в нашей стране с конца ХIХ до начала ХХ веков.
В книге была обоснована необходимость широкого исследования проблем воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни. При этом подчеркивалось, что внешкольное образование нужно всем, так как «нет предела стремлению человека к познанию», «нет предела стремления человека к совершенствованию».
Ученый прежде всего определил место теории внешкольного образования в системе педагогических наук, в связи с этим в предисловии к I тому «Энциклопедии внешкольного образования» (1923) он предложил рассматривать ее как особую научную дисциплину, как часть науки о воспитании человека вообще. Эту область знаний он предлагал назвать антропогогикой – наукой о воспитании человека, тем самым значительно расширив ее содержание.
Обосновывая необходимость создания науки о воспитании человека вообще – автропогогики, Евгений Николаевич убедительно доказал, что ее появление было обусловлено всем ходом развития воспитания и образования взрослого населения, а не только детей. Тогда как педагогика, являясь наукой о воспитании детей, ограничивает свое содержание подрастающим поколением. Антропогогика, включающая в себя ряд частных наук, разделяется на две главные ветви:
- педагогика – наука о воспитании детей (дошкольное воспитание и школьное дело);
- теория внешкольного образования, которая исследует проблемы воспитания, обучения и образования взрослых.
В трудах ученого была представлена теория внешкольного образования, которая рассматривалась им в философском, социальном, педагогическом аспектах и в контексте общей проблемы «Человек – образование – культура – творчество». Очень важно то, что Е.Н. Медынский признавал направленность внешкольного образования прежде всего на духовное развитие человека. Разработанные им качественные признаки внешкольного образования свидетельствуют о личностно-ориентированной гуманистической направленности этого процесса, который характеризуется в первую очередь «полной духовной самостоятельностью человека и полным отсутствием какого-то ни было принуждения».
По его убеждению, само народное образование следует рассматривать как непрерывный процесс, как триединую систему, состоящую из дошкольного воспитания, школы и внешкольного образования. Причем, поскольку образование человека не ограничивается временными и возрастными рамками и продолжается в течение всей жизни, значит, нет предела и внешкольному образованию человека.
В целом, Е.Н. Медынский существенно обогатил теорию и практику внешкольного образования, которое определял как средство всестороннего гармоничного развития личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях, осуществляемое через различные внешкольные культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, театры, клубы, стадионы).
Одной из важнейших форм внешкольного образования он считал библиотеку, являющуюся просветительным учреждением, «задача которого – руководить читателем, углублять и расширять его читательские вкусы, вырабатывать из посетителя библиотеки сознательного читателя». Научившись правильно и сознательно пользоваться художественной и научной литературой, человек уже не нуждается в дальнейшем руководстве.
Основоположник советской истории педагогики
В 1920–1950-е годы Е.Н. Медынский, безусловно, являлся ведущим историком педагогики страны, он оказал большое влияние на историко-педагогическую подготовку учителя. Принимал действенное участие в разработке всех программ по истории педагогики для педагогических институтов.
Уже в Уральском университете ученый разрабатывал научно-теоретические и методические основы курса истории педагогики с марксистских позиций и начал писать фундаментальный труд по истории педагогики, над которым работал всю жизнь.
Е.Н. Медынский – автор первого советского учебника по истории педагогики, «История педагогики в связи с экономическим развитием общества» (т. 1-3, 1925-29), в котором реализовал идеи взаимосвязи историко – педагогического процесса с социально-экономическом развитием общества, с революционной борьбой народных масс.
Учебник переиздавался несколько раз. После существенной доработки книга вышла в двух частях: «Всеобщая история педагогики» и «История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции» (1938). Затем на основе однотомного учебника (1947) был написан ряд глав нового учебника по истории педагогики (совм. с Н. А. Константиновым и М. Ф. Шабаевой, неск. изд. в 1956–82).
Е.Н. Медынский системно исследовал историю российской школы и педагогики, педагогическое творчество Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого и П.Ф. Лесгафта. Участвовал в подготовке к изданию педагогических сочинений К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
Для ученого была присуща трактовка советской школы как высшего этапа развития мирового педагогического процесса. Он автор «Очерков по истории советской школы РСФСР за 30 лет» (1948, совм. с Н.А. Константиновым), в которых в целях характеристики опыта советской школы впервые был привлечен анализ учебных планов, программ и учебников.
Е.Н. Медынский внес существенный вклад в изучение проблем взаимосвязи и взаимовлияния отечественной и зарубежной педагогики, определение самобытности многонациональной педагогической мысли. Ученый систематически занимался историко-культурным анализом памятников педагогической мысли прошлого как важнейших источников для познания историко-педагогического процесса. В работе «Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией» (1954) он показал пути развития отечественной педагогики, рельефно представил оригинальность ее идей и творческое осмысление педагогического наследия других стран.
В целом, Е.Н. Медынским была создана новая система истории педагогики: ее обоснование, периодизация, трактовка педагогического наследства классиков, введен ряд персоналий педагогических мыслителей и педагогов, отсутствующих ранее в вузовских курсах.
Разоблачение фашистской педагогики
В 2025 году – в год празднования славного юбилея нашей Великой Победы и Год Защитника Отечества – более подробно охарактеризуем статью Е.Н. Медынского «Критика немецкой педагогики в трудах русских педагогов» (1944). В ней историк дает аналитический обзор произведений и позиций российских педагогов, фиксирует их отношение к немецкой педагогике и опыту немецкого воспитания и обучения в разные периоды. Как отмечал ученый-патриот, долгие годы общими усилиями российские педагоги разоблачали жестокость, черствость, увлечение муштрой в германской педагогике, пропаганду в этой педагогике презрения к другим народам и призывы к порабощению этих народов, самодовольное восхваление всего немецкого.
Этот глубокий системный исторический анализ позволил Е.Н. Медынскому выделить новое явление в немецкой педагогике, назвав его «фашистской педагогикой». Фашистская педагогика после захвата власти Гитлером гражданское воспитание заменило лозунгом «расового воспитания», которому Медынский дал такую жесткую оценку: сторонниками расового воспитания «с предельным цинизмом проповедовались культ топора, дрессировка молодежи, как диких зверей, надругательство над культурой и наукой, призывы к порабощению всего мира, убийство мирного населения захваченных стран и областей, грабеж и разрушение культурных ценностей».
Светлая память
Е.Н. Медынский был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе медалью им. К. Д. Ушинского. Умер в Москве 6 марта 1957 года. Похоронен на Введенском кладбище (3 уч.).
Сын Сергей Евгеньевич Медынский (1922–2014) в 1943 году ушел добровольцем на фронт, участвовал в боевых операциях по освобождению Болгарии, Румынии, награжден боевыми орденами и медалями. После войны он окончил операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), стал известным оператором хроникально-документального кино, членом Союза кинематографистов СССР, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Ленинской премии, профессором ВГИКа, заведовал кафедрой операторского мастерства Института повышения квалификации работников ТВ.
Михаил Богуславский, Главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии