search
main
0

В память об Учителе и Наставнике: статьи Майи Пильдес и материалы о ней, опубликованные на страницах Учительской газеты

Не стало Майи Борисовны Пильдес, Народного учителя, кавалера Ордена Почета, председателя совета Академической гимназии № 56. Издательский дом «Учительская газета» скорбит вместе с семьей, близкими и коллегами Майи Борисовны. Сетевое издание «Учительская газета» собрало статьи Майи Пильдес, а также авторские материалы об учителе и наставнике, которые были опубликованы на страницах газеты.

Страница автора

Публикации Майи Пильдес:

Наказание для воришек. Менеджмент от Майи Пильдес

​Правонарушения среди детей чаще всего сопровождаются оправданиями, которые известны каждому: «а я не знал», «я не хотел». А кто из нас не сталкивался со случаями мелкого воровства, с тягостными разбирательствами по этому поводу? Предупреждая наивные детские «не знал, не хотел», мы проводим целый комплекс организационно-педагогических действий. Постоянные беседы и напоминания о правилах. Разъяснения, почему именно такие правила мы соблюдаем, к чему приводят нарушения наших законов и как хорошо живется, если все их выполняют. Все это приемы и способы, доступные любому учителю и достаточно хорошо оснащенные игровыми формами, открывающими простор для выдумки, творчества.

Читать подробнее


Любимые занятия вместо правонарушений. Менеджмент от Майи Пильдес

Продолжая тему правового воспитания, должна сказать, что я не правовед и не специалист по преподаванию права, а только директор гимназии. Но именно поэтому уклониться от такого разговора мне никак нельзя. Правовое сознание и соответствующее поведение ребенка могут успешно сформироваться только в эмоционально привлекательной правовой среде. Как администратор, вместе со своим коллективом я обязана создавать такую среду, обеспечивать строгое соблюдение тех законов и правил, которые определены уставом гимназии. Устав есть на нашем сайте, и мы советуем и родителям, и детям постоянно к нему обращаться.

Читать подробнее


Ограда от бесправия. Менеджмент от Майи Пильдес

​Не сомневаюсь, что все коллеги со мной согласятся: правовое воспитание – одна из сложнейших проблем сегодняшней школы. Если бы ее можно было решить наличием предмета «Право» в учебном плане и высоким уровнем преподавания, ситуация не выглядела бы столь острой. Приходится признавать, что ни блистательные уроки, ни уверенные ответы учеников, подтверждающие их глубокие знания, успокоить нас – я имею в виду всех взрослых – не могут. И мне, наверное, нет необходимости объяснять в нашей аудитории, почему это так.

Читать подробнее


Бюрократия в эпоху Интернета. Менеджмент от Майи Пильдес

Один из основных законов управления в нашей гимназии прост и краток: каждый решает свою задачу. Железная четкость в распределении обязанностей и ответственности за их выполнение определяется соответствующими инструкциями. Мы давно убедились, что спокойная, вдумчивая работа легко налаживается там, где каждый хорошо знает, что и когда должен сделать он, а где начинается зона ответственности коллеги. Ничего лишнего, никаких авралов быть не должно. В такой системе учитель максимально защищен от срочных поручений и хлопот, отвлекающих его от самого главного дела в школе – творческой, качественной работы с детьми.

Читать подробнее


Меняться, но не изменять. Менеджмент от Майи Пильдес

Утверждение психологов, считающих, что человек должен периодически менять работу, я могу поддержать лишь частично. По себе знаю, что есть люди – и их в педагогике немало, – которые дня не могут прожить без школы. Тем более без такой школы, как наша. Я, например, в учительницу играла с детства. Заводила журнал и выставляла оценки всем своим куклам и мишкам. Потом была постоянно влюблена в кого-то из своих учителей, подражала, бежала на их уроки как на праздник, благо мне всю жизнь везло на замечательных наставниц. И, поступив потом в педагогический институт, училась вечером, а день проводила в школе, не представляя себе другой жизни.

Читать подробнее


Под управлением любви. Менеджмент от Майи Пильдес

​Итак, когда буря возмущения позицией депутатов немного улеглась, пришло время подумать, какой кодекс педагогической чести могла бы я предложить для обсуждения в своей любимой школе.

Читать подробнее 


О кодексе чести и длине юбок. Менеджмент от Майи Пильдес

​Каждый год к 1 сентября я пишу открытое письмо, обращенное к дорогим моим коллегам и друзьям. Это очень трудное и очень личное дело. Я обращаюсь к каждому (напомню, что в педагогическом коллективе у нас 380 человек), надеясь, что написанное мною легче обдумать, понять и принять, чем любую речь, произнесенную с трибуны. И каждый раз долго, мучительно размышляю: о чем на этот раз? Зачем? Как? Какие найти слова, образы, примеры? Считаю, что без этого начало учебного года будет не таким, как мне бы хотелось.

Читать подробнее 


Майя Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56 Санкт-Петербурга, член общественного совета Министерства образования и науки РФ: Малейший успех окрыляет

​Лично я, как человек азартный, всегда приветствую конкурсы, рейтинги, соревнования – все, что горячит, вызывает подъем и оживление, взбадривает людей. Важно знать параметры, по которым нас оценивают. Понятно, что Россия велика и условия, в которых работают школы, очень разные. Но у нас единые стандарты образования, единые задания на олимпиадах и экзаменах. И выпускники наши в жизни постоянно сравниваются. Лучшим школам Москвы и Санкт-Петербурга есть с кем посоревноваться и в Новосибирске, и в Челябинске, Сургуте, Ижевске, Грозном и многих других городах. Мы часто встречаемся на разных конференциях, фестивалях, олимпиадах и знаем, каких замечательных результатов добиваются наши коллеги в разных регионах.

Читать подробнее


Короли фестивалей и фестивали без королей. Менеджмент от Майи Пильдес

Продолжая тему выездов, должна сказать несколько слов в поддержку школьной самодеятельности. Многочисленные ссылки на достижения нашего Центра дополнительного образования, высокий профессионализм педагогов могут создать впечатление, что в этой сфере все у нас сводится к обучению и тщательно отрепетированным показательным выступлениям. Для импровизации и свободного творчества места не остается совсем. На самом деле наши праздники, турниры, игры как раз и создают постоянный спрос на детскую самодеятельность. А зимний выезд – это настоящий фестиваль самодеятельного школьного творчества. При этом, как подчеркивают наши специалисты, фестиваль – это форма, творчество – смысл, самодеятельное и школьное – педагогический принцип.

Читать подробнее


Параллельная жизнь как условие счастья. Менеджмент от Майи Пильдес

Идея создания «параллельной жизни», которая кому-то может показаться несколько экстравагантной, была для нас абсолютно естественной. Она продиктована опытом работы в пионерских лагерях, доставлявшей всегда огромную радость. И не только потому, что мы были молоды, азартны, оптимистичны. Нет лучших условий для воспитания, чем жизнь вместе с воспитанниками с утра до вечера, наполненная общими заботами и увлекательными делами. Уже сама по себе смена обстановки, смена ролей и требований открывает необыкновенные возможности для педагогов. Сосем не простые, совсем не легкие. Но для нашей воспитательной службы по-настоящему праздничные. Наконец-то есть где развернуться с бесконечными фантазиями, сюрпризами, конкурсами!

Читать подробнее


Танцуют все! Менеджмент от Майи Пильдес

​Шутники уверяют, что театр в нашем «сообществе осуществителей разных идей» был даже тогда, когда школы еще не было. Волшебная возможность нарядиться в какие-то нездешние яркие одежды, примерить роль, которая не удается в жизни, – как это важно, как многое открывается в человеке! Я имею в виду не только драматическое искусство. Достаточно увидеть лица наших юных мастеров бального танца во время выступления или детей, поющих в многочисленных ансамблях, а также их учителей и родителей, чтобы понять (в который раз!), какое это чудо – сцена. Какая важная грань образования, которое должен получить каждый человек, связана с такими выступлениями. В этом нет никакого открытия или особой новизны.

Читать подробнее


Радость длиною в год. Менеджмент от Майи Пильдес

Конец учебного года – это яркая череда праздников, щедро приправленных для кого-то волнением перед экзаменами, для кого-то – предвкушением отдыха и обязательных перемен. Мы отметили красивым, запоминающимся действом. Последний звонок и уже обдумываем, как будем праздновать первое сентября. Школьная бесконечность окрашивается в радостные цвета наступающего лета, и очень хочется, чтобы для всех нас эта светлая радуга стала символом всей школьной жизни. Создать уютный светлый дом, в котором всегда красиво, чисто и хорошо пахнет, – это первое, что мы можем сделать. Все остальное намного сложнее.

Читать подробнее


Партитура для моего оркестра. Менеджмент от Майи Пильдес

Чем крупнее становилась наша школа, тем острее вставали перед нами, так сказать отцами-основателями, проблемы управления. Команда администраторов становилась все больше, появилась необходимость как-то воспитывать и настраивать самих управленцев, вырабатывать собственные принципы. Искусству руководства никто из нас специально не учился, овладевать им приходилось буквально на ходу, начиная с самых азов. Широко известны три стиля.

Читать подробнее


Большое плавание большого корабля. Менеджмент от Майи Пильдес

Спорам о недостатках и преимуществах большой школы так много лет, что говорить об этом в дискуссионной манере нет смысла. Убедительные примеры найдутся с разных сторон. Наш – убедителен по-своему.

Читать подробнее


Вверх по лестнице. Менеджмент от Майи Пильдес

​Нет, пожалуй, такого конкурса, связанного с педагогикой, который обошелся бы без наших учителей или учеников. Мы стараемся участвовать во всех соревнованиях, олимпиадах, играх, смотрах любого масштаба – от районного до международного. А кроме того, в течение всего учебного года проводим свои внутренние фестивали и конкурсы. Хлопотно? Очень! Но есть в нашей педагогической жизни одно требование, которое невыполнимо без постоянных показов, демонстраций, экспертиз, – профессиональный рост педагога.

Читать подробнее


Расписание на послезавтра. Менеджмент от Майи Пильдес

​Среди крылатых выражений, представляющих наши основные принципы, одно из первых мест занимает такое: «Хороший руководитель знает, что нужно делать сегодня, а думает о том, что надо сделать завтра». Очень хороший руководитель задумывается о том, что будет послезавтра. Стало быть, директор, обеспечивающий управление вверенной ему школой, должен заглядывать и в завтрашний день, и в послезавтрашний, поскольку известно, что любая система жива до тех пор, пока она развивается. Опыт показывает, что создать интересную школу, придумать концепцию, обеспечить первый взлет удается не так уж редко. А вот обеспечить развитие в течение многих лет и десятилетий способны лишь те, кто постоянно работает на перспективу, умеет определить задачи послезавтрашнего дня.

Читать подробнее


Вход свободный. Менеджмент от Майи Пильдес

​Двери нашей гимназии открываются в обе стороны, как в метро: и к нам, и от нас. Мы всегда открыты для новых идей, проектов и готовы поделиться всем, что умеем, с теми, кому интересен наш опыт.

Читать подробнее


Мотивация, без которой нет образования. Менеджмент от Майи Пильдес

Каждый год весной родители приводят к нам знакомиться будущих первоклассников. Мы понимаем, что говорить о сознательном отношении к школе пока еще рано, малышу у нас должно просто понравиться. Хорошо, если его что-то заинтересует, привлечет, если ему захочется сюда приходить.

Читать подробнее


Очно – значит глаза в глаза. Менеджмент от Майи Пильдес

​Многие конфликты снимаются, если мы не жалеем времени на объяснения. На подробные разговоры с родителями и детьми о том, как будут проверяться и оцениваться знания. За что снижается оценка и как ее можно исправить, как ликвидировать пробелы в знаниях. Создание четкой системы замеров качества обучения позволяет наладить спокойную и ритмичную работу.

Читать подробнее


Великая простота всякой сложности. Менеджмент от Майи Пильдес

​Весна – пора подведения итогов. Любовь и взаимопонимание, постоянная опора на достижения, поддержка свободного творчества – основы, на которые опирается педагогика успеха, никак не отменяют высокой требовательности. У нас в школе можно многое. Культ игры и праздника, надпредметные технологии и встроенность дополнительного образования в основную учебную программу диктуют свои особенности. Можно снять класс с урока на репетицию, можно провести урок на природе, в музее и многое другое. Нельзя допустить, чтобы дети во время урока слонялись по коридорам, опаздывали, прогуливали занятия, пользуясь вполне благовидными предлогами. В моей практике было несколько эпизодов, которые заставляют теперь подробнейшим образом прописывать требования к каждому работнику и проверять их выполнение в указанные сроки буквально по каждому пункту.

Читать подробнее


Управляет тот, кто проводит совещания. Менеджмент от Майи Пильдес

​В одной популярной книжке по управлению, конечно, американской, ведь именно они пишут об управлении много и понятно, я прочитала: управляет тот, кто проводит совещания. Просто и старо как мир. Нет ничего более традиционного. Что я делаю целыми днями? Бегаю по школе? (У нас пять отдельных зданий!) Хожу по урокам? Я провожу совещания. По многочисленным вопросам и с большим количеством людей. При этом мы не считаем себя «прозаседавшимися» и не обсуждаем «покупку склянки чернил».

Читать подробнее


Любовь не рождается по приказу. Менеджмент от Майи Пильдес

​В строгом соответствии с должностными обязанностями мы требуем от учителя выполнения рабочих планов, регулярной проверки тетрадей и заполнения журналов, справедливости в оценке знаний и многих других результатов. А у детей свои ожидания. Они нуждаются больше всего в теплом дружеском отношении, неформальном внимании. Страшнее всего услышать об учительнице: «Она нас не любит!» И в ответ: «Не могу любить тех, кто не хочет учиться!» Непрофессионально в высшей степени! Что делать? Любовь не рождается по приказу директора, не вменяется в обязанности. Учительские грубость, равнодушие, холодность, педагогическая вседозволенность не обходят стороной и наш замечательный коллектив, в котором, напомню, 380 учителей. Все эти пороки связаны с низким уровнем культуры и интеллигентности, душевной глухотой. Бывают, к сожалению, случаи, как говорится, клинические, когда приходится с таким человеком расставаться.

Читать подробнее


Люблю зеркала! Менеджмент от Майи Пильдес

​Управление эффективно только там, где есть четко поставленные задачи, намечены пути их решения, определены сроки и контроль за их выполнением. Без этого простого правила никакой процесс не пойдет. К сожалению, процесс образовательный, которым все мы занимаемся, имеет много составляющих. И есть среди них основные, а есть вроде бы второстепенные. Над основными мы работаем постоянно: получаем в вузах соответствующие специальности, обновляем методики, уточняем инструкции. А в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что важнее всего сейчас как раз то, что считалось второстепенным: настроение учителей, рабочий тонус. И нет инструкций по производству общего счастья, и никаких инноваций, обеспечивающих взрыв творческой энергии, радости, высоких достижений. А без всего этого растить успешных творческих людей невозможно.

Читать подробнее


Администрация как обслуживающий персонал. Менеджмент от Майи Пильдес

​Наивно было бы рассказывать в «Директорском клубе» о той роли, которую играет в любой школе рядовой учитель. И нет нужды доказывать, что главное содержание нашей работы не добывание средств, оборудования, техники и прочих материальных ресурсов, хотя именно эти хлопоты порой отнимают много сил и времени. Главное – это работа с людьми. С учителями. С теми, кто вдыхает жизнь в стены учебных кабинетов, кто составляет силу и славу любой школы, от кого в конечном счете зависит результат образовательного процесса. По отношению к нему все мы обслуживающий персонал. Самые лучезарные мечты и планы руководителей могут остаться только мечтами, если учитель не примет их душой и сердцем, не станет нашим единомышленником. Идеология школы радости и культа знаний, педагогика успеха – это больше, чем профессиональный принцип. Это жизненная позиция. Мы часто повторяем, что успешного воспитает успешный, увлеченного – увлеченный, счастливого – счастливый. А если в класс приходит подавленный неудачами, несчастный человек?

Читать подробнее


Условия справедливости. Менеджмент от Майи Пильдес

​Провозглашая постоянное торжество доброжелательности и сорадования успехам каждого, мы, руководители, обязаны создавать условия, в которых каждый – и ребенок, и учитель – мог бы раскрыться, почувствовать себя талантливым и успешным, просто молодцом. Наша гимназия никогда не устраивала детям никаких приемных экзаменов, и всегда у нас были ученики очень разные по своим способностям. Для многих из них путь к признанию и успеху мог открыться прежде всего во внеурочной деятельности: в танцах, музыкальных занятиях, в спорте. Мы искали для них пространство свободного творчества и нашли возможность открыть непосредственно в школе центр дополнительного образования, естественно, соединив его с основным. Найти для себя любимое занятие, которое сделает школу привлекательнее, а пребывание в ней более радостным, могут многие из ребят. Но соединение столь разных подразделений под одной крышей, да еще и в таких масштабах, как у нас, создает немалые сложности для руководства. Как устроить нашу школьную жизнь так, чтобы в ней не потерялось, было бы отмечено даже самое маленькое, первое достижение и учителя, и ребенка?

Читать подробнее


Педагогика успеха. Менеджмент от Майи Пильдес

​С первых дней существования школы мы работали в тесном контакте с учеными и преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена. Вместе старались сформулировать концепцию гимназии, назвать главные принципы, обосновать планы развития. С легкой руки тогда еще кандидата педагогических наук Елены Казаковой появилось «имя идеи» – педагогика успеха, – которое сразу было принято нами как существовавшее всегда. Потому что, как я уже писала, мы не выводили эту идею из научных теорий, мы так жили. И в те годы, когда работали вместе в пионерском штабе, и позже, в школах, где я воспитывала своих выпускников.

Читать подробнее


Менеджмент от Майи Пильдес. Благодаря или вопреки?

Упомянутый мною общий творческий подъем в педагогике, как известно, скоро закончился, и нам предстояло развиваться, как теперь говорят гости гимназии, не «благодаря», а «вопреки». Вот про это «вопреки» – отдельно.

Читать подробнее


Воодушевляющее руководство. Менеджмент от Майи Пильдес

Предложение «Учительской газеты» заставляет еще раз собрать и осмыслить опыт двадцати двух лет руководства школой с новой для меня точки зрения. С тех пор как наша гимназия стала получать награды и побеждать в многочисленных конкурсах, мне приходилось много раз писать и рассказывать о нашей работе, анализируя пройденный путь с разных позиций. Попробую сделать это теперь, выделяя основные принципы управления, которые приносят нам успех. Но сразу должна предупредить, что директорство мое было подготовлено не специальным образованием (какие-то краткосрочные курсы, кажется, были), а исключительно практическим опытом. Только им и могу делиться. А в нашем деле опыт, как известно, не передается. Передаются технологии. Их эффективность в человеческих отношениях тоже весьма относительна. Так что придется постоянно пояснять, с какими чувствами, в какой обстановке, с какими людьми мы работаем.

Читать подробнее


Майя ПИЛЬДЕС, народный учитель РФ, директор гимназии №56: Я помню каждый свой рабочий день

Как мне жаль, что я никогда не вела дневник. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы. Вот бы сейчас пролистать записи последних двадцати двух лет, выбрать самое интересное, трогательное, жгущее…Как мне жаль, что я никогда не увлекалась фотографией. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы. Вот бы сейчас пролистать эти фотоальбомы, в которых запечатлелась наша школьная жизнь, и рассказать о самых ярких, удачных кадрах.Как мне жаль, что я никогда не увлекалась киносъемкой. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы. Вот бы сейчас пересмотреть старые пленки или не очень старые видеокассеты, написать киносценарий о прошлом и настоящем.А что же есть? Что можно полистать и посмотреть, прочитать и изучить? Может быть, собственный компьютер? Письма и характеристики, тексты выступлений и планы, справки и отчеты, концепции и программы. Как много сохранила и накопила за эти двадцать два года его память. А моя? Что удержала моя память? Что сохранила она?

Читать подробнее


Годовой круг тридцатилетия

Календарь юбилейного года

Планируя год 30-летия новейшей истории нашей школы, мы придумали не только торжественную церемонию «Тридцать лет свершений и побед», но и целый (годовой) круг праздничных мероприятий и юбилейных акций. Разумеется, часть дел календаря юбилейного года – это традиционные мероприятия нашего «Годового круга праздников и традиций» (разве что с дополнительным, праздничным, акцентом). Другая часть дел специально приурочена к юбилею и дает возможность показать то, чем мы гордимся, что высоко оценено не только внутри школы, но и за ее пределами – в региональном и даже всероссийском педагогическом сообществе. И, наконец, третья часть дел календаря позволяет приобщиться к юбилею всем гимназистам, педагогам, многим родителям и выпускникам.

Читать подробнее


Маленькие хитрости для больших мудрецов. Верьте в себя и в свою мечту

Страшно подумать, но 1 сентября 2015 года – это 47-е начало учебного года для меня, уже далеко не ученицы и даже уже не учительницы. Моя школьная жизнь – это жизнь, в которой получилось практически все, о чем мечталось: мудрые учителя, яркие преподаватели, любящие ученики и увлеченные коллеги.

Читать подробнее


Успех – это ключевое слово. Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56 Санкт-Петербурга

Интересна, трудна, увлекательна, ответственна работа директора школы. Сколько нужно знать, уметь, учиться для того, чтобы эта работа приносила радость и была успешной. Успех – это ключевое слово, вокруг которого мы ведем наш разговор. Будем честными: успеха хотим мы все. К нему идем. Обеспечиваем его. Иначе зачем все? Вот и в проекте «Наша новая школа» я вижу, читаю, понимаю: все, что нам нужно сделать, и все, что мы уже делаем, требует от нас успешной деятельности и успешной жизни. Это единственный ориентир, который обеспечит всей нашей школе развитие.

Читать подробнее


Авторские публикации о Майе Пильдес:

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ: Первые сто строк

Мне очень жаль, что Майя Борисовна Пильдес никогда не вела дневник. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы. Дневник, который рассказывал бы о двадцати пяти годах, прожитых в гимназии №56, с гимназией №56.

Я знаю, что она в самых мельчайших деталях помнит день 9 февраля 1990 года, ее первый день в школе на Пудожской. В этот день для нее было важно все: кто ее привел, в чем она пришла, как вошла в учительскую, что она увидела, кого увидели в ней. После четвертого или пятого урока к ней пришел Саша Васильев, симпатичный учитель истории, о котором еще до прихода на Пудожскую она слышала много хорошего и как об учителе, и как о классном руководителе, и как о прекрасном организаторе детей в летнем трудовом лагере. Васильев пришел смело, решительно, даже как-то отчаянно. Он задал ей прямой и строгий вопрос: «Расскажите мне о своей программе, о том, что вы собираетесь делать, потому что я должен принять для себя важное решение – уходить из школы или оставаться». Только пришла, еще ничего не успела сотворить, не успела устроить никакой революции, а лучшие уже решают для себя жизненный вопрос – быть или не быть. Никакой особой программы действий тогда у нее не было, но она нашла слова, чтобы убедить или успокоить своего трепетного коллегу. Прошли годы после первой той встречи, и она уже не ждала, когда придет к ней Саша Васильев узнать о ее планах и программах, а сама шла к нему посоветоваться, прежде чем предпринимать какие-то революционные преобразования, потому что знала: если Васильев согласится с ней, значит, все правильно, можно начинать. И так продолжалось двадцать два года, пока его не стало.Я задал когда-то ей вопрос: «Хотела бы учитель русского языка Майя Пильдес работать с таким директором, как Майя Пильдес?»  – «Хотела бы. Потому что я хотела бы работать с директором, для которого самое главное – забота о комфорте учителя. Когда я была завучем, ко мне приходили проверяющие и спрашивали: «Вы под кого составляете расписание – под детей или под учителя?» Видимо, они ждали, что я отвечу: «Под детей!» Расписание нужно составлять под учителя. Хочет он к третьему уроку прийти – пусть приходит. Хочет на четвертом уроке пообедать – пожалуйста. Очень важно, чтобы у педагогов было хорошее настроение, чтобы учитель пришел в чистый класс, где удобное оборудование. Поэтому я всегда удовлетворяла все просьбы учителей, чтобы они хорошо работали. Я слежу за тем, как одеты мои учителя, в какой театр они ходят, как они питаются».

Шалва Амонашвили, побывав в пятьдесят шестой гимназии, сказал: «Я понял, у вас все не благодаря, а вопреки!» Каждая успешная школа становится успешной именно не благодаря, а вопреки. Вопреки  установившимся законам, вопреки неправильным решениям. Лето 1990 года было горячим. Ей хотелось быстро привести школу в порядок, заменить мебель, изменить интерьеры, сделать ремонт. Учителей она  принципиально не хотела привлекать ни к каким ремонтно-строительным работам. Подошел срок – и все в отпуск. Остались они втроем: доброволец и мастер на все руки Миша Шелагин, уборщица Зина и Майя Борисовна. И за рабочими посмотреть, и мебель разгрузить, и в учколлектор съездить. В августе к ним присоединились, вернувшись из «Орленка», Сергей Данилов и компания, да еще Надежда Александровна Шапиро. Вот и весь «ударный батальон». 27 августа 1990 года они сдавали школу. Сдавали комиссии роно, предъявляли, что смогли сделать за два месяца, какое сотворить чудо. В этот же день из отпуска выходили учителя. Вот кому они по-настоящему сдавали школу. Майя Борисовна стояла у теперь уже всем привычного зеркала, что в вестибюле на Пудожской, встречала учителей. Зеркало появилось только-только. Раньше на этом месте нарисованные пионеры приветствовали входящих. Учителя реагировали по-разному, но в основном восторженно. Но вот в школу вошла самая пожилая учительница. Она заканчивала свою педагогическую деятельность, наступал последний год ее работы в школе, она должна была выпустить третий класс в 1991 году и окончательно выйти на пенсию. Татьяна Федоровна медленно, даже как-то осторожно вошла в вестибюль. Шум встречающихся после отпуска коллег, суета перед приходом комиссии, объятия, поцелуи. Майя Борисовна вежливо поздоровалась с ней, тут же отвлеклась на кого-то другого. Но вот опять ее внимание привлекла Татьяна Федоровна. Она стояла у зеркала, гладила его рукой и плакала. Майя Борисовна подошла к ней, обняла ее, эту маленькую, сухонькую, очень тихую женщину. «Деточка, милая моя, спасибо вам большое. Я проработала в школе в общей сложности почти 50 лет и никогда не видела такой красоты. Неужели такое бывает? Мне осталось совсем немного, а здесь такое намечается. Будьте только здоровы. Пусть все у вас получится». У нее все получилось. Каждое утро  во всех подразделениях гимназии  звучит песня Сергея Данилова «Лучшая из школ».  И это в самом деле правда. Как и то, что другой такой школы нет. И невозможно подобную ей создать. Для этого надо быть Майей Борисовной.

Читать подробнее


Майя ПИЛЬДЕС: Каждый конкурс – это ожидание открытий

Народный учитель России, кавалер ордена Почета, председатель совета академической гимназии №56 г. Санкт-Петербурга Майя Борисовна Пильдес – человек-фейерверк. Там, где она, всегда ярко, феерично и головокружительно интересно. Может, поэтому творческое пространство Всероссийского конкурса «Учитель года» без Майи Пильдес представить трудно. Тем более что Майя Борисовна выступала на конкурсе как в роли эксперта, так и в статусе представителя принимающей стороны. Как говорится, знает о конкурсе практически все, и не понаслышке. Поэтому разговор наш о нем, о любимом, о конкурсе «Учитель года», чем он отличается от других конкурсов, что от него ждет педагогическое сообщество страны.

Читать подробнее


С верой в чудеса

Здорово, когда школа становится настоящей точкой притяжения. Когда о ней можно говорить часами. Когда новые успехи дополняют старые. Когда школьная летопись – важная часть истории города и страны. Когда празднование юбилея школы – затмевающее все вокруг событие, на которое стремятся и приезжают, бросая все дела, отовсюду. Губернаторы, министры, артисты, журналисты и так далее, и так далее, в общем, люди, продолжающие ощущать сопричастность жизни образовательной организации. Все это невозможно без команды профессионалов и единомышленников, формирующих этот круг общения. А любой, даже самый прекрасный, коллектив, как известно, рассыпается без яркого и мудрого лидера, способного вдохновить, утешить, поддержать. В конце концов повести за собой.

Читать подробнее


Под шум аплодисментов

Учеба и жизнь в школе должны быть не мукой, а праздником

Читать подробнее


Увидеть Петергоф по-новому, или Куда не ступала нога гимназиста

Академическая гимназия №56 Петроградского района и «Новая ферма», музейный центр ГМЗ «Петергоф», начали реализацию новой совместной программы «Петергофские университеты».

Читать подробнее


Полетели! Лучшие педагоги страны начинают свой конкурсный полет в Санкт-Петербурге

То, что Петербург очень ждал финала 29-го конкурса «Учитель года России», стало понятно уже по погоде. Вместо привычной дождливой осенней хандры он словно разлил в воздухе мягкое, еще жизнерадостное летнее тепло. Наверное, для того чтобы запомниться учителям во всей своей приморской красе.

Читать подробнее


Эхо конкурса. Мотивы участия в профессиональном состязании не менее важны, чем подготовка к нему

Через неделю в Санкт-Петербурге начнется очный тур Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018. 85 участников из всех российских регионов приступят к выполнению конкурсных заданий «Урок» и «Методический семинар», а 60 членов жюри – к оцениванию мастерства финалистов этого самого известного в стране профессионального состязания. Все это будет проходить в известной не только в городе на Неве гимназии №56, которая ровно десять лет назад принимала у себя конкурс «Учитель года России»-2008. Нет сомнений, что и на этот раз все пройдет на высоте! В учебном заведении, многие годы возглавляемом неутомимой и легендарной Майей Пильдес, народным учителем России, создаваемом шаг за шагом, упорно и системно вместе с ее креативными и высокопрофессиональными коллегами, по-другому не бывает.

Читать подробнее


Сочинение как устный экзамен

В Минобрнауки России при участии первого заместителя министра Натальи Третьяк прошло первое заседание рабочей группы по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения.

Читать подробнее


Успеху нельзя изменять. Открытые письма директора гимназии

Вот уже много лет подряд на каждом августовском педагогическом совете каждый работник гимназии №56 получает книжечку «Гимназия №56: проблемы и перспективы», в которой содержатся материалы, характеризующие основные направления работы школы на новый учебный год. Сборник традиционно начинается открытым письмом Майи Борисовны Пильдес, обращенным к каждому, кто работает в школе. Сегодня мы публикуем в сокращении некоторые из них.

Читать подробнее


«Простые правила» администрации, или Как управлять такой махиной

​Какую бы конференцию, какой бы семинар ни проводила гимназия №56, речь обязательно заходит об управлении школой. Даже если проблема управления не заявлена в программе, она обязательно всплывает в вопросах гостей: «Как вы управляете такой махиной?», «По каким управленческим правилам живет ваш комплекс?», «Каковы ваши управленческие секреты?». Начинаешь рассказывать – не верят или не сразу верят: «Что, так просто?» Действительно – просто…

Читать подробнее


Мальчики – это звучит гордо. Вместе и поодиночке мужчины 56-й гимназии хранят ее дух

​- Я всегда хотела, чтобы школа была полной семьей, где есть не только женщины, но и мужчины, – говорит Майя Борисовна Пильдес, для своих МБ. – Я их всячески стремлюсь привлечь и удержать.

Читать подробнее


По закону «форте и пиано». Рейтинг школы определяется… в булочной

Управлять огромным комплексом сродни управлению океанским лайнером. Народный учитель России, директор гимназии №56 Майя Борисовна ПИЛЬДЕС вспоминает, что директорский стол у нее одно время даже походил на нос корабля. Но одно дело – судно, чье предназначение – перемещать пассажиров из пункта А в пункт Б, и другое – педагогический корабль человекоизмещением более чем в две тысячи детей. Каково это – быть капитаном крупнейшего на Северо-Западе образовательного комплекса? Об этом наш с Майей Борисовной разговор, начать который она решила с… признания.

Читать подробнее


От А до Я. К разуму – через сердце

Для петербургской школы двадцатилетие – раннее детство. Есть в городе «старушки» взрослее лет на сто, а то и больше. Но для 56-й иные годы следовало бы считать за десять – такой огромный пройден путь от скромной восьмилеточки до самого крупного в Северо-Западном регионе образовательного комплекса.

Читать подробнее


Кто в авангарде?

В Санкт-Петербурге по инициативе гимназии №56 прошла конференция российской педагогической общественности «Наша новая школа», собравшая гостей из 63 регионов страны – лучших учителей, управленцев, директоров образовательных учреждений, методистов, руководителей институтов повышения квалификации, представителей общественных организаций и профессиональных изданий.

Читать подробнее


Равнение на лидеров. Лучшие школы России решили создать содружество

Конференция «Наша новая школа» стартовала 8 февраля в стенах гимназии №56. «Убежден, что результат вашей совместной работы станет залогом успешного развития системы образования в целом и будет надежной основой модернизации страны», – такую уверенность выразил в своем приветствии участникам форума заместитель руководителя администрации Президента РФ Александр Беглов.

Читать подробнее


Поделись и станешь богаче

Свою успешность самая известная в Петербурге гимназия № 56 рассматривает не как раз и навсегда приобретенное качество, а как стимул для постоянного развития. Доказательством тому служат ставшие уже традиционными открытые отчеты коллектива гимназии об участии в нацпроекте «Образование».

Читать подробнее


Не благодаря, а вопреки

Настоящим открытием для многих участников торжественных мероприятий, посвященных возрождению Лиги образования, стала питерская гимназия №56 и работа ее директора Майи Пильдес. Гимназия имеет на своем счету множество побед на самых престижных конкурсах. Например, в 2004 году она была признана «Лучшей школой России», а в 2006 году выиграла грант в рамках национального проекта «Образование», заняв в рейтинге 58 лучших образовательных учреждений Санкт-Петербурга первое место. Все секреты работы коллектива раскрыла сама Майя Борисовна.

Читать подробнее


Научи и пойми. Лучший учитель глазами детей

Президентской премии в сто тысяч рублей, бесспорно, достоин лучший учитель. Но какой он – лучший учитель? Каковы его качества? По каким критериям его выбирать? Задавшись такими непростыми вопросами, я отправилась в петербургскую гимназию №56, которая недавно вошла в десятку лучших школ России. Любопытно было узнать, что думают на этот счет непосредственные участники образовательного процесса – ученики, причем одного из самых продвинутых учебных заведений Северной столицы. В нашем диалоге приняли участие ребята из 11-го «Е» класса: Николай Купцов, Виктор Лужсковский, Валерия Малышева.

Читать подробнее


Санкт-Петербург. Пишите заявление

Вот уже третий год подряд порядок приема – заявительный, однако при этом оговаривается, что преимущественным правом при зачислении будут пользоваться дети, которые проживают в непосредственной близости от школы, имеют старших братьев и сестер, обучающихся в ней, а также выпускники дошкольной ступени школы. Все остальные могут подавать заявки в образовательное учреждение при наличии там вакантных мест.

Читать подробнее


Народный учитель из «школы школ»

Указом президента директору 56-й гимназии Санкт-Петербурга Майе Пильдес присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации».

Читать подробнее


Под управлением любви. История самой крупной школы Санкт-Петербурга в письмах и монологах ее создателей

Уж сколько времени прошло со дня юбилейных торжеств в честь 300-летия Санкт-Петербурга, а среди городских учителей нет-нет, да вспыхнет разговор о потрясающем празднике, который устроила гимназия №56: «Ни одна школа не может себе такого позволить! Арендовать самый престижный в городе концертный зал, провести в нем две репетиции – это ж какие деньжищи иметь надо!»

Читать подробнее


МироЗдание. Построено любовью!

Смысл жизни, с точки зрения Майи Пильдес, прост до гениальности – он в детях

Читать подробнее

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте