search
main
0

Ограда от бесправия. Менеджмент от Майи Пильдес

​Не сомневаюсь, что все коллеги со мной согласятся: правовое воспитание – одна из сложнейших проблем сегодняшней школы. Если бы ее можно было решить наличием предмета «Право» в учебном плане и высоким уровнем преподавания, ситуация не выглядела бы столь острой. Приходится признавать, что ни блистательные уроки, ни уверенные ответы учеников, подтверждающие их глубокие знания, успокоить нас – я имею в виду всех взрослых – не могут. И мне, наверное, нет необходимости объяснять в нашей аудитории, почему это так.

Напомню только несколько изречений, столетиями живущих в бытовом сознании. Закон – дышло: куда хочешь, туда и воротишь. Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет. Есть, правда, и другие. Суд праведный – ограда каменная. Закон не кол: не обтешишь. Эти представления существовали во многих поколениях, но сейчас вопрос стоит особенно остро. Социум формирует двойные стандарты. С одной стороны, это правовые нормы, с другой – реальное поведение людей. И все мы знаем, как велико расстояние между ними. К сожалению, семья и средства массовой информации в этой сфере далеко не всегда играют роль положительную. В жизни ребенка порой только школа оказывается стойким проповедником законопослушания. Именно здесь дети с первых шагов не просто знакомятся с правилами и законами, но учатся их соблюдать ежедневно, ежечасно. У себя в гимназии мы стараемся создавать такую атмосферу, в которой на фоне любви, доверия, общей радости постоянно подчеркивалось бы значение законов, которые мы все договариваемся соблюдать. Начнем с устава. Уважительное отношение к нему, прежде всего со стороны взрослых, – основа правового сознания детей. И чем строже мы сами придерживаемся наших правил, тем больше требований можем предъявить к ученикам. Неплохо было бы в дневниках учащихся, которые выпускают многие школы, публиковать выдержки из устава, имеющие непосредственное отношение к детям и их родителям. А чтобы эти памятки не стали пустой формальностью, важно обращать внимание детей на то, как они связаны с реальной жизнью в школе. Каждый случай, позволяющий напомнить ученикам об их правах и обязанностях, чрезвычайно важен для воспитания. От этого зависят чувства уверенности и ответственности, которые мы хотим видеть. Не менее важно говорить с воспитанниками о правах и обязанностях учителей. Тот факт, что в школе все – и взрослые тоже! – обязаны соблюдать устав, приводит к осознанию социальной ценности закона, его обязательного верховенства в жизни общества. Опыт существования в одном правовом поле со взрослыми, строго соблюдающими установленные правила, имеет не меньшее значение, чем знания. И дети будут соблюдать наши законы сознательно, добровольно, если убедятся сами, что безопасность и спокойствие, а в итоге – радостная, счастливая жизнь в коллективе зависит от того, насколько последовательно и справедливо соблюдаются в нем общепринятые нормы и правила. Для того чтобы они могли убедиться в этом, в нашей школе продумана целая система мероприятий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте