search
main
0

От А до Я. К разуму – через сердце

Для петербургской школы двадцатилетие – раннее детство. Есть в городе «старушки» взрослее лет на сто, а то и больше. Но для 56-й иные годы следовало бы считать за десять – такой огромный пройден путь от скромной восьмилеточки до самого крупного в Северо-Западном регионе образовательного комплекса.

Пять отдельно стоящих зданий, пятьсот сотрудников и почти две с половиной тысячи учащихся и воспитанников детского сада. «Уникально» и «впервые» – слова, которые приходится употреблять, описывая их путь, слишком часто. Одна из первых авторских школ и первых гимназий. Первое учебное заведение, в котором был создан свой психолого-педагогический медико-социальный центр и центр дополнительного образования, интегрированный в учебное заведение. Первая медиатека и уникальная система воспитательной работы, выстроенная как годовой круг праздников и традиций. Педагогика успеха, впервые воплощенная в жизнь так масштабно и последовательно. Можно продолжать этот перечень и дальше, но однообразие утомляет, а рассказать обо всем не удалось даже им самим на 450 страницах своей книжки. Одних наград на целую страницу: победители первого Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2004» в номинации «Школа школ», победители Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2007», семикратные лауреаты Всероссийского конкурса «Школа года» и так далее.

Крутизна их маршрута объясняется не благосклонностью фортуны или счастливым стечением обстоятельств. Напротив. Все мы помним, что происходило в стране после 1990 года, который значится в их биографии как начало новой истории. По-настоящему безоблачным и счастливым был, наверное, только самый первый (1990-1991) учебный год, когда все шли им навстречу. В неполную среднюю 56-ю из соседней 87-й перешли новый директор Майя Пильдес и несколько ее единомышленников. Их было немного, но трое работали вместе под руководством Майи еще в районном пионерском штабе. Это было ядро, которое оказалось мощнее больших команд. Работать начинали с учителями, средний возраст которых составлял 34 года. Из 62 педагогов треть составляли мужчины. Семнадцать из них – в возрасте до 30 лет. При этом трое уже были кандидатами наук, двое учились в аспирантуре, один окончил аспирантуру ЛГУ, двое имели звания «Старший учитель», один – «Отличник народного просвещения». Впервые набранных старшеклассников обучали 11 преподавателей ЛЭТИ имени Ульянова (Ленина) и ЛГПИ имени А.И.Герцена. Впрочем, ученые степени и почетные звания порою значат гораздо меньше, чем юношеская дружба, взаимопонимание и уже пройденная общая дорога. Сергей Данилов и Михаил Шелагин, например, привели в школу друзей по команде КВН и агитбригаде педагогического института, где они блистали в студенческие годы. Сюда же следует отнести и Елену Казакову, идеолога и научного руководителя этой авторской школы, которая подарила им первые формулы педагогики успеха: не бороться с недостатками, а развивать достоинства; учитывать не промахи, а достижения, чтобы каждый понял, что в жизни выгодно быть хорошим и невыгодно быть плохим.

Успех начинался с того, что удалось отлично отремонтировать старое типовое здание, оснастить по последнему слову техники кабинеты и мастерские, добыть компьютеры для учебной части и уже в последний летний день водрузить знаменитое впоследствии большое зеркало, которое должно было показать каждому, как он прекрасен. И в первый же год такая дерзкая, амбициозная команда создала пакет блистательных разработок, куда вошли новые курсы, дидактические пособия, развивающие игры. Уже тогда речь шла о реорганизации процесса обучения, о межпредметных связях, создании новых интегрированных прикладных курсов, использовании разных форм индивидуального обучения и совместной учебной деятельности и многом другом, что теперь стало частью программы «Наша новая школа» и некоторых инновационных проектов.

Быстро освоив старое здание, с первых шагов мечтали о новом. Придумывали вместе, как оно должно быть построено, чтобы навсегда изгнать серость и казарменный дух. И город пошел им навстречу. Строительство началось уже в 1991-м. А потом стала разваливаться страна. Вот как пишет об этом сама Майя Пильдес: «С новым домом связывалось все: наша жизнь, наше развитие, наше существование, наша возможность продвигаться вперед. Мы ютились в филиалах и подвалах. Мы терпели и мечтали. Мы рисовали вместе с проектировщиками, мы планировали вместе с инженерами. Мы обращались к самой высокой власти. Нас обнадеживали и обманывали, мы верили и доказывали. Я плакала, спорила, добивалась, знакомилась. Я искала деньги, связи, влиятельных людей. Все это называлось одним словом – стройка. Стройка, которая бесконечно замораживалась, останавливалась, проваливалась. Наша газета в то время несколько раз писала о судьбе этого нового здания, публиковала отчаянные телеграммы директора в адрес первых лиц государства. Иной раз казалось, что добиться ничего нельзя, в те годы погибали стройки гораздо более значимые для государства. Но они, вопреки всем мрачным прогнозам, добились. И в дальнейшем очень многое из того, что делалось в этой школе, происходило не благодаря, а вопреки.

Бедствовали и закрывались многие Дома пионеров и школьников в стране, становились платными занятия в детских клубах и студиях, а в 56-й появился свой Центр дополнительного образования.

Во многих школах сводилась к нулю внеучебная работа, ликвидировалось даже классное руководство, а в 56-й педагоги продолжали придумывать свои развивающие игры, фестивали и конкурсы, устраивать для старшеклассников осенние и зимние выезды, наполняя эти три дня непрерывным совместным творчеством.

Когда вновь народившиеся гимназии устраивали настоящие испытания, набирая детей в первые классы, 56-я объявила, что будет принимать всех, потому что такая сортировка безнравственна. Они совершенствовали свою службу сопровождения, искали способы выравнивания, пробовали новые формы обучения, стараясь достигать самых высоких результатов. Каким образом?

Ответ на этот вопрос – то шутливый, в стихах и песнях, то абсолютно серьезный, профессиональный, с приложением методических разработок, учебных планов и программ – можно найти в их книжке.

А увидеть собственными глазами, что у них получилось на самом деле, могли участники конференции, которой ознаменовали свое двадцатилетие работники 56-й гимназии. Звали многих. Особенно тех, с кем знакомились на многочисленных конкурсах. Приехали на 82 человека больше, чем прислали заявки. Из 63 регионов – от приморского Артема до Калининграда. Сто учителей открыли для них двери своих кабинетов. Урок сокращался до 25 минут, потом класс разворачивался лицом к гостям и начиналась свободная беседа. Дети привыкли к таким встречам, потому что один из девизов 56-й – наш секрет в том, что у нас нет никаких секретов. Открытые уроки устраиваются охотно и часто.

– Судя по тому, что я сейчас услышал, вы все уже знаете, прочитали много дополнительной литературы. Вам, наверное, не нужны школьные уроки? – спросил одиннадцатиклассников доктор педагогических наук Олег Лебедев после обсуждения столыпинских реформ на уроке истории.

– Почему же? Нам очень интересно сверить свои впечатления с мнением нашей учительницы,- ответил один из ребят.

– Вот! – ликовала Майя Борисовна. – Вот оно, настоящее партнерство и признание высокой компетентности учителя!

И было счастье. То самое, от которого выступают слезы на глазах. В одном из лучших залов города состоялся концерт многочисленных творческих коллективов комплекса. Шесть хоров, танцевальная и хореографическая студии, артисты театра – все демонстрировали свое мастерство. В таких случаях у них всегда создается оригинальный сценарий, тщательно продумываются связки, сюрпризы, трогательные эффекты. Так что к финалу зритель оказывается на взлете чувств. На этот раз триумфально завершал выступления «Хор мальчиков» – хор педагогов-мужчин. Когда затихли последние звуки финальной песни и на сцену были приглашены все остальные учителя, сидевшие в партере и амфитеатре, весь зал встал. Нарядные, красивые, они шли сквозь бурю аплодисментов, и было в этом шествии нечто такое, от чего образуется ком в горле, и любимые их слова – звездный час, золотое созвездие – совсем не кажутся слишком пафосными.

Участники юбилейной конференции пришли к выводу, что для обмена опытом и деловой информацией им, победителям всероссийских конкурсов, необходима своя ассоциация. Содружество именно авангардных школ, которое позволило бы обсуждать возникающие проблемы на своем уровне, двигаться вперед, опираясь друг на друга, а не поджидая тех, кто пока еще только в начале пути. И такая ассоциация будет создана, раз она нужна. И расцветет под окнами школы сиреневый сад, как мечтает об этом директор. Педагогика успеха не подведет!

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте