Упомянутый мною общий творческий подъем в педагогике, как известно, скоро закончился, и нам предстояло развиваться, как теперь говорят гости гимназии, не «благодаря», а «вопреки». Вот про это «вопреки» – отдельно.
Среди первых и самых острых наших желаний была мечта о новом здании школы. Мы сделали все, чтобы в первый же год сменилась обстановка в старом здании. Перекрашивали стены, закупали новую мебель, установили на главной лестнице большущее зеркало, которое на тот момент казалось вершиной красоты. Мы добивались, чтобы в нашем общем доме было уютно и всегда вкусно пахло. И при всем при этом по ночам нам грезилось другое, новое здание. И мы затеяли строительство. Незапланированное, не внесенное в городской бюджет. Безумное, если учесть неразбериху и хозяйственные сбои 1990-х. Однако радостный азарт с отчетливым привкусом авантюризма заставлял нас повторять несколько наивное правило: нельзя позволить себе опускать руки из-за неразрешимости проблем, надо искать пути решения этих проблем. Нам повезло. Уже в 1991-м стройку удалось начать. Но чего стоило продолжение!
С новым домом связывалось теперь все: наша жизнь, наше развитие, наши творческие планы. Мы ютились в филиалах и подвалах. Мы терпели и мечтали. Мы рисовали вместе с проектировщиками, мы планировали вместе с инженерами. Мы обращались к самой высокой власти. Нас обнадеживали и обманывали, мы верили и доказывали. Я плакала, спорила, добивалась, знакомилась; я искала деньги, связи, влиятельных людей. Все это называлось одним словом – стройка. Стройка, которая бесконечно замораживалась, останавливалась, проваливалась до тех пор, пока губернатор Владимир Анатольевич Яковлев все-таки не решил: школа будет. Решил и сделал. Праздник открытия нового здания состоялся в 1997 году. Уж мы постарались провести его так, чтобы наше торжество запомнилось всем.Я думаю, что без этой истории все мои рассуждения насчет вдохновляющего руководства, необходимого оптимизма и веры в развитие не «благодаря», а «вопреки» прозвучали бы бездоказательным пустозвонством. И пожалуй, только после нее можно отважиться теперь на подробный и обстоятельный разговор о школе счастливых людей, о нашей главной идее, родившейся не из теоретических положений и требований, а из всего нашего опыта, образа жизни, образа мыслей и характеров, – о педагогике успеха.
Комментарии