Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Простые правила» администрации,. или Как управлять такой махиной

Учительская газета, №46 от 13 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​Какую бы конференцию, какой бы семинар ни проводила гимназия №56, речь обязательно заходит об управлении школой. Даже если проблема управления не заявлена в программе, она обязательно всплывает в вопросах гостей: «Как вы управляете такой махиной?», «По каким управленческим правилам живет ваш комплекс?», «Каковы ваши управленческие секреты?». Начинаешь рассказывать – не верят или не сразу верят: «Что, так просто?» Действительно – просто…

Справедливости ради скажем, что административная команда серьезно изучает современные подходы к управлению образовательным учреждением, обсуждает их на своих встречах, перенимает опыт, в том числе и международный. Но если сейчас решиться подробно описывать управленческие модели и схемы, на которые опирается гимназия №56, надо создать книгу или, по меньшей мере, методическую брошюру. Собственно, такие книги уже созданы нами и даже опубликованы в солидных педагогических изданиях. Мы же расскажем немного о том самом управленческом «просто», которое приводит в замешательство очень многих коллег.Во-первых, у членов любой школьной администрации, включай она пять-шесть человек или более 30, должны быть четко прописаны функциональные обязанности и программа работы. Работать по принципу «а кому бы это поручить…» не только неэффективно, но и опасно. Четко понимаемые каждым заместителем директора обязанности и жесткая схема взаимодействия заместителей и служб – залог спокойной и неавральной работы. Словом, мы следуем одному очень старому, но не потерявшему своей актуальности административному правилу: для достижения любой цели и решения любой поставленной задачи нужно сделать всего два шага – составить реальный план действий и выполнить его.Если речь зашла о взаимодействии руководителей подразделений, служб, которые есть в нашей школе, то это взаимодействие также регламентируется, причем не устными договоренностями типа «это вы возьмите на себя, а я потом подключусь», а соответствующими документами. Скажем, внедряется грандиозный общешкольный проект «От «Портфолио выходного дня» к «Абитур-классу», сразу создается документ – «Сетевое взаимодействие руководителей гимназии №56 при реализации проекта».Во-вторых, у нашей управленческой команды есть несколько правил, следование которым обеспечивает успешную работу школы. Вот лишь некоторые из них.Длительные совещания, заседания, многочасовые педагогические советы давно отошли у нас в прошлое. Система внутришкольных изданий (серии «Для служебного пользования», «На учительский стол»), информирующих членов педколлектива о задачах, делах, направлениях работы, календаре мероприятий, помогает нам не «прозаседаться». Каждый год административная команда создает для коллег информационные сборники «Гимназия №56: проблемы и перспективы», «Классному руководителю гимназии №56» (по четвертям), «Циклограмма работы администрации», «Учет и контроль на учебный год» и многие другие.«Окончательное решение принимает тот, кто несет за него ответственность». Это архиважное правило. Именно оно обусловливает взвешенность административных решений и уберегает руководителей от «раската импровизаций» в части управления школой.«До принятия решения обсуждай возможное решение столько, сколько захочется, после принятия решения иди и выполняй его». Административные решения бывают разными: одни принимаются директором, руководителями подразделений и служб самостоятельно (или самолично), но, конечно, с опорой на здравый смысл и непреложные правила; другие являются консолидированным решением всей команды, рождающимся иногда в горячих спорах. Но никто и никогда не обсуждает решение после «запуска». И каждый, как бы сложно это ни было, способен признать свою ошибку. Каждый, включая Майю Борисовну. Другое дело, что таких ошибочных управленческих решений очень мало.Есть у нас несколько «созвучных» друг другу управленческих правил, которые могут быть объединены общей идеей строгого, но бережного отношения к педагогическому коллективу. Подчеркнем строгого (то есть требовательного, непопустительского) и бережного. В отношении к учителям мы постарались соединить императив = «должен» (невозможность отступления от общепринятых норм и правил) и поддержку. Вот эти простые правила: «Настоящий руководитель никогда не требует от подчиненных того, чего не может сделать сам, и ценит подчиненных за то, что они умеют делать лучше руководителя»; «Награда должна найти героя при жизни»; «Самый лучший руководитель – это руководитель, который умеет радоваться достижениям подчиненных». И самое наше любимое правило. Вот уже много лет оно работает на нас: «Не надо бороться с недостатками, надо развивать достоинства».Уже несколько раз мы повторили в статье слова «административная (или управленческая) команда». Стоит ли говорить, что люди, ее составляющие, очень разные: и по возрасту, и по опыту управленческой деятельности, и по характеру наконец. Сложно ли работать такой команде? Конечно, сложно. Сложно ли работать с такой командой? Думаем, на этот вопрос лучше ответил бы «капитан» команды – директор школы М.Б.Пильдес. Правда, есть и у нее одно «простое правило» руководства заместителями: «Сильная управленческая команда – это оркестр виртуозов. Хочешь попасть в его состав – выучи и чисто исполняй свою партию, четко следуя указаниям дирижера». Вот уже много лет Майя Борисовна дает «дирижерские» указания четко и порой даже жестко, но при этом за каждым признает право быть виртуозом, иметь свою сольную партию. Именно поэтому так любит она повторять каждому из нас слова героини прекрасного отечественного фильма «По семейным обстоятельствам»: «Ты мой заместитель – иди и замещай». Многим «виртуозам» нашей команды в разное время предлагалось уйти на повышение: занять кресло в управлении образования, взять школу, перейти в вуз. Но никто «на повышение» не ушел именно потому, что понимает свою роль в общем деле, этой ролью доволен и ею дорожит.Не станем лукавить: несколько администраторов в разные годы команду покинули: то ли названные правила были для них слишком просты, то ли слишком сложны, но школа, эта самая махина, которая потрясает и удивляет многих, не может быть раздираема внутренними противоречиями и недовольством особенно тех, кто призван ею руководить. О другом хочется сказать несколько слов. Крепость команды и взвешенность управленческих решений обусловливаются еще и тем, что администраторами становятся те, кто прошел в гимназии №56 путь от лаборанта, педагога воспитательной службы, молодого учителя-предметника, школьного психолога. Самый молодой завуч, Диана Голубева, – это вообще наша выпускница, начавшая работу в школе еще студенткой и ставшая сегодня замом на очень сложном школьном объекте – почти на передовой: она отвечает за работу с учащимися старшей школы.И наконец, последнее «просто» административной команды – это постоянная работа на перспективу: перспективу развития отдельного подразделения или службы, всего комплекса. Скажем, новое здание дошкольного отделения существует только в проектной документации, а заведующая нашим садиком Елена Гермогенова уже обсуждает с Майей Борисовной то, какой должна быть команда педагогов и воспитателей нового сада, какие программы воспитания дошкольников сегодня самые интересные и эффективные. Несколько лет назад ФГОСы начальной школы еще только обсуждались, а завучи начальной школы Ирина Панченко, Ирина Грасюк и Татьяна Андреева уже вчитывались вместе с учительницами в их содержание, проводили опережающую профессиональную учебу, анализировали УМК на их соответствие ФГОСам. Поэтому-то и внедрение новых стандартов не вызвало ни паники, ни сложностей, ни растерянности. Так – наперед, на перспективу – работали и работаем, что называется, по всем школьным фронтам: ИКТ, психолого-педагогическое сопровождение, интеграция основного и дополнительного образования. Не успели чиновники заговорить об углублении математического образования, а директор уже поддерживает инициативы математиков, их «математическую лигу» и международные математические игры. Что же касается формулы, которая обобщила бы сказанное, то вот она: «Хороший руководитель знает, что нужно делать сегодня, а думает о том, что надо сделать завтра. Очень хороший руководитель задумывается о том, что будет послезавтра». Так и пишет М.Б.Пильдес вместе со своей административной командой «расписание на послезавтра». Может, в этом и есть секрет успеха школы?Екатерина Тенютина, заместитель директора, руководитель службы научного сопровождения, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту