В одной популярной книжке по управлению, конечно, американской, ведь именно они пишут об управлении много и понятно, я прочитала: управляет тот, кто проводит совещания. Просто и старо как мир. Нет ничего более традиционного. Что я делаю целыми днями? Бегаю по школе? (У нас пять отдельных зданий!) Хожу по урокам? Я провожу совещания. По многочисленным вопросам и с большим количеством людей. При этом мы не считаем себя «прозаседавшимися» и не обсуждаем «покупку склянки чернил».
Мы знаем один важный управленческий секрет: обсуждать только то, что требует обсуждения, и только с теми, кто готов и может обсуждать. Есть семь ключей к проведению успешных совещаний:
- подготовьтесь, разработайте повестку дня;
- начните совещание вовремя и вовремя его завершите (или раньше);
- проводите совещания редко, но с большой эффективностью;
- тщательно отбирайте тех, кого приглашаете, подумайте, кому будет интересно участвовать в этом совещании и кто будет интересовать вас;
- придерживайтесь определенной вами цели совещания;
- активно используйте приемы концентрации внимания: опорные конспекты, схемы, диаграммы и прочее;
- продумайте обратную связь.
Весь педагогический коллектив мы собираем только на конференции и только во время каникул. Этого вполне достаточно, потому что нам известен секрет еще более важный, чем первый: письменные совещания. Мы издаем методические рекомендации, выпускаем множество брошюр. Две любимые – «Итоги и перспективы» и «Классному руководителю». Успешное использование письменной связи позволяет сформулировать один из основополагающих принципов управления нашей гимназией: хочешь жить спокойно, не жалей бумаги!
На что еще нельзя жалеть бумаги, так это на планы. Долгосрочное и краткосрочное планирование – это тактика и стратегия успешного управления, а значит, и успешного развития, которое определяется специальной программой. Традиционно? Еще как! Но без этого невозможно. От учебных завучей, от руководителей методических объединений неумолимо требую в июне вместе с учителями сделать планирование на 30 учебных недель, искать резервы, потом неукоснительно проверять выполнение в течение учебного года. Составить контрольные работы, согласовать свои планы со службой школьного аудита. Четкость взаимодействий – залог успеха в выполнении общешкольной программы перспективного развития. Завершение очередной стратегической программы – это всегда большое событие. Гораздо более значительное, чем опубликование ежегодного открытого доклада о деятельности гимназии. Это яркое мероприятие для общественности, руководства, коллег – всех заинтересованных лиц. Для нас – участников и организаторов образовательного процесса. Праздник и отчет с анализом проделанной работы одновременно. А вместе с отчетом определение перспектив на будущее. Как же иначе?
Комментарии