Окружающий мир в начальной школе – самый объемный по содержанию предмет. Он охватывает широчайшую область знаний, начиная от правил безопасного поведения в быту и заканчивая проведением и описанием научных опытов. Специфика курса заключается в его интегративности. Окружающий мир соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
При изучении окружающего мира в начальной школе должны быть достигнуты следующие цели:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Наиболее популярными и распространенными учебниками по окружающему миру в начальной школе являются учебники для 1-4-х классов А.А.Плешакова и других авторов издательства «Просвещение». Их содержание в полной мере соответствует обозначенным выше образовательным целям.
Система образования одна из самых динамичных в своем развитии, ей необходимо быть гибкой и перестраиваться, отвечая на запросы современного общества. Так, с 1 сентября 2023 года ученики 1-х и 2-х классов будут учиться по ФГОС, принятому в 2021 году. В соответствии с этим в 2023 году издательство «Просвещение» выпустило новые учебники по окружающему миру для начальной школы, которые соответствуют стандартам и входят в новый Федеральный перечень учебников. Получается, что значительная часть младших школьников будут учиться по старым учебникам, а какое-то количество учеников получат новые книги для изучения окружающего мира. Реагируя на это, издательство «Экзамен» в 2023 году планирует выпустить учебные пособия к старой и новой версиям учебников.
Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, могу сказать, что наилучшие результаты достигаются при помощи деятельностного подхода. Это значит, что дети должны на уроках искать, исследовать, конструировать, работать с различными видами схем, таблиц, уметь моделировать и т. д. Реализовывать деятельностный подход – значит делать образовательный процесс мотивированным, помогать ребенку самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Одно из обязательных условий данной деятельности – целенаправленность и осмысленность. Для этого необходимо продумать такую систему заданий на уроке, которая будет соответствовать возрастным возможностям детей начальной школы и позволит им усваивать содержание предмета, формируя научное мировоззрение. Здесь большими помощниками учителя являются учебные пособия.
В своей повседневной работе с младшими школьниками я использую рабочие тетради для 2-го класса (в двух частях), созданные издательством «Экзамен». Главное достоинство их в том, что они полностью соответствуют содержанию учебника автора А.А.Плешакова. Рабочие тетради созданы в логике учебной программы по предмету «Окружающий мир» и предназначены для работы учащихся как в классе, так и дома (рис. 1).
Пособия отличают лаконичные и точные формулировки. Очень важно, что все тексты понятны младшему школьнику, красивые и наглядные иллюстрации дополняют визуальный образ, возникающий у детей при выполнении заданий. Часть заданий сформулированы в игровой форме, благодаря чему ребята охотнее и активнее работают на уроках. В приложении есть картинки, предназначенные для вырезания и последующего вклеивания в задание. Таким образом, ученики воспринимают образ не только зрительно, но и кинестетически, размещая в нужном пространстве листа.
Детям из моего класса такие задания всегда интересны, так как уровень сложности материала как раз попадает в зону ближайшего развития второклассников. К слову сказать, ребята обучаются в проектном классе по программе «Эффективная начальная школа», где проходят программу 1-го и 2-го классов за один учебный год. К сожалению, учебник для данного проекта переработан, а вот рабочие тетради – нет. Хорошо, что меня выручают рабочие тетради к обычному учебнику. Удобная навигация данных пособий позволяет быстро находить материал к изучаемой теме, который полностью соответствует содержанию изучаемого материала (рис. 2).
Пособия автора Н.А.Соколовой наполнено заданиями творческого характера. Различного рода проекты можно успешно вплетать в контекст преподаваемого предмета. Например, организация и выполнение проекта «Родной город» отвечает основным целям и задачам курса, соответствует естественно-научным принципам отбора содержания (родиноведение, краеведение, землеведение, сезонность, экологический подход). Есть возможность использовать разнообразные формы обучения. Это не только урок, но и экскурсия, организация видов внеурочной деятельности, работы различных тематических лабораторий.
Хочу отметить, что в конце каждого из разделов, которые полностью соответствуют тематике учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России», имеется страничка «Проверим свои знания». Этот раздел помогает систематизировать материал пройденного раздела, к нему также можно обратиться при организации как индивидуальной, так и групповой работы на уроке. Структурированность материала и четкий подбор заданий помогают учителю в подготовке к занятиям и эффективному оцениванию уровня обученности по данному предмету. Наличие ключей к ответам позволяет провести контрольную работу с последующей само- или взаимной проверкой. Данные формы проверки очень нравятся детям и позволяют формировать у них навык саморефлексии (рис. 3).
Мою особую симпатию вызывает большое количество таблиц, схем и кластеров, которые помогают систематизировать и удобно визуализировать информацию (рис. 4). Умение использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, решение задач, моделирующих конкретные практические ситуации, выполнение заданий, направленных на применение знаний в нестандартных ситуациях, и заданий на преобразование и интерпретацию данных являются главными целями формирования естественно-научной грамотности.
Одно из обязательных требований к современному уроку – наличие рефлексивного этапа, в котором дети должны получить обратную связь о реализации на прошедшем уроке образовательной цели. Наиболее полно, точно и наименее затратно по времени как проведения, так и проверки это позволяют сделать тесты. Кроме того, они всегда охотно и с удовольствием выполняются учениками начальной школы.
Автором Е.М.Тихомировой для учебников «Окружающий мир» УМК «Школа России» для 1-4-х классов издательства «Экзамен» разработаны тесты, систематическая работа с которыми позволяет сформировать у детей целостную картину мира. Тесты составлены так, что их выполнение не вызовет затруднений у ребят, а сложность при выборе правильного ответа в подобном формате минимизирована. Такой подход позволяет каждому ребенку при выполнении заданий испытать ситуацию успеха. Отличительными чертами пособий издательства «Экзамен» являются разноплановые задания, структурированные по определенной тематике, и интересные формулировки, дополненные иллюстрациями (рис. 5).
Весь материал в учебных пособиях строится на принципах научности и доступности, он понятен и интересен детям. Содержание рабочих тетрадей и тестов позволяет школьникам расширять кругозор, учиться исследовать окружающий мир, обучает и стимулирует ребят работать с энциклопедиями и картами, пользоваться электронными источниками информации. Дети сами делают открытия, а система заданий дает возможность высказывать разные точки зрения и приходить к своим выводам.
Окружающий мир – предмет широкий и глубокий, так как связан со всеми сферами нашей жизни. Погружать ребят в этот предмет нужно бережно, сохраняя их интерес ко всему, что нас окружает, мотивируя на новые открытия и показывая жизнь во всех ее проявлениях. Очень здорово, что мы, педагоги, получаем в помощь интересные и красочные пособия, позволяющие сохранить, поддержать и развить интерес ребят к изучению окружающего мира!
Ирина ЛЕВАНОВА, учитель начальных классов школы №1492, Москва
Комментарии