Как развить у учеников навыки командной работы, стратегического мышления и финансовой грамотности? В игровом формате! Учителя математики из школы № 627 поделились личным опытом и полезными бизнес-играми для развития предпринимательских навыков у старшеклассников.

Анастасия Девятерикова и Аркадий Эрбис преподают математику в школе № 627. Педагоги работают с учениками предпрофессиональных предпринимательских классов — ребятами, которые хотят в будущем запустить собственное дело. Чтобы помочь ученикам развить компетенции, необходимые любому лидеру, Анастасия и Аркадий во внеурочное время проводят для старшеклассников бизнес-игры.
«Есть много практических игр, которые помогают развить предпринимательское мышление, финансовую грамотность и умение работать в команде. Это не только увлекательное времяпрепровождение, но и ценный опыт, который позволяет ученикам развить важные навыки и подготовиться к взрослой жизни», — рассказала Анастасия на Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика предпрофессионального образования», которую проводил в 2024 году Институт развития профильного обучения МГПУ.
Бизнес-инкубатор
В ходе этой игры ученики делятся на команды и разрабатывают собственные бизнес-идеи. Они проводят исследование рынка, составляют бизнес-план, просчитывают затраты и потенциальную прибыль. В конце игры команды представляют свои проекты «инвесторам» — учителям или приглашенным предпринимателям, которые оценивают жизнеспособность идеи и принимают решение о «финансировании».
«Наша школа сотрудничает с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова, поэтому мы часто приглашаем специалистов из вуза», — рассказала Анастасия. По ее словам, инкубатор помогает юным участникам понять ключевые концепции, такие как управление ресурсами, разработка бизнес-стратегий и анализ рыночной ситуации.
Финансовый квест
Согласно правилам финансового квеста, ученики получают стартовый капитал, а затем участвуют в серии финансовых операций: покупке, продаже, инвестировании. Ребята должны принимать решения, основываясь на анализе рынка и прогнозировании рисков, чтобы в ходе игры увеличить стартовый капитал и обойти конкурентов.
«Подобные квесты чаще всего проводят на уроках экономики. В ходе их прохождения будущие предприниматели учатся базовым навыкам работы на бирже, развивает стратегическое и аналитическое мышление», — объяснил Аркадий Эрбис.
Производственная линия
Успешный предприниматель не только грамотно распоряжается финансами, но и отвечает за качество своего продукта. Чтобы развить у ребят навыки управления процессами, можно организовать в школе производственную линию. Для этого нужно поделить учеников на команды и предложить им организовать производство определенного продукта: открыток, брелоков, оригами. Старшеклассники должны самостоятельно оптимизировать производственный процесс, распределить обязанности и следить за соблюдением всех дедлайнов и требований к товару.
«Эту игру мы обычно реализуем во время подготовки к праздникам: мастерим игрушки для елки, открытки к Дню учителя, бумажные цветы к Международному женскому дню», — рассказала Анастасия Девятерикова.
Стартап в школе
Многие ученики предпринимательских классов разрабатывают индивидуальные бизнес-проекты и представляют их затем на городских научно-практических конференциях. Чтобы помочь ученикам грамотно продумать концепцию и разработать бизнес-план, можно устроить бизнес-игру «Стартап в школе».
В ходе игры дети разделяются на команды и представляют свои проекты «конкурентам», а те в свою очередь задают вопросы и оценивают идеи по определенным критериям (оригинальность, реалистичность, потенциальная прибыль). По словам педагогов, эта активность реализуется на предмете «Индивидуальный проект» и дает возможность старшеклассникам лучше подготовиться к выступлению перед жюри на конкурсе.
RoboCup: Бизнес в мире технологий
Иногда ученики предпринимательского класса могут объединятся с учениками других предпрофессиональных классов. Например, в школе № 627 иногда проводятся метапредметные уроки с инженерным классом. Учащиеся делятся на команды и строят роботов из конструктора (например, LEGO), а затем каждая команда разрабатывает маркетинговую стратегию продвижения продукции (робота) для «рынка», учитывая потребности «клиентов». Команды представляют свои разработки и объясняют жюри их преимущества и возможности.
Игровая ситуация «Конкуренция»
На уроке «Основы предпринимательской деятельности» можно создать игровую ситуацию: поделить учеников на группы-компании, которые производят один и тот же товар (допустим, зубные щетки). Каждая компания должна определить цену на свой продукт, разработать маркетинговую стратегию и «продать» товар, конкурируя с другими группами.
Ярмарка профессий
Ярмарку проводят десятиклассники для учеников 5-6 классов в рамках «Дня профессионала». Это мероприятие знакомит школьников с особенностями различных профессий и помогает им выявить свои предпочтения.
Старшеклассники из предпринимательских классов создают в школе мини-предприятия, имитирующие различные профессии: пекарню, сувенирную лавку, мастерскую по ремонту велосипедов или собственный магазин. Они самостоятельно «организовывают производство» — приносят игрушки или распечатывают листочки с изображением булочек с корицей, устанавливают цены, организовывают маркетинговую стратегию для привлечения клиентов и получают прибыль в виде напечатанных «денег».
Комментарии