search
main
0

«Образовательная сурепка»: педагогическая сказка от Андрея Иоффе

Самая взаимозависимая педагогическая сказка.

ru.freepik.com

Предлагаем две сказки в одном тексте, а третья (народная) известна каждому и само-собой подразумевается. Но здесь три разных итоговых разворота в морали и выводах. В педагогической сказке особое внимание уделено роли родителей. В отличие от А.П. Чехова, роль финансовых затрат показывается менее значительной, чем личного участия. Сначала хочется привести с удивлением обнаруженный у А.П. Чехова рассказ-полусказку «Репка (перевод с детского)»:

Жили-были себе дед да баба. Жили-были и породили Сержа. У Сержа уши длинные и вместо головы репка. Вырос Серж большой-пребольшой. Потянул дед за уши; тянет-потянет, вытянуть в люди не может. Кликнул дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянуть не могут. Кликнула бабка тётку-княгиню.

Тётка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть в люди не могут. Кликнула княгиня кума-генерала.

Кум за тётку, тётка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Не вытерпел дед. Выдал он дочку за богатого купца. Кликнул он купца со сторублёвками.

Купец за кума, кум за тётку, тётка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули голову-репку в люди.

И Серж стал статским советником.

ru.freepik.com

Жили-были и не тужили особо двойняшки – брат и сестра Василиса и Вася Репкины. Родители у них были очень важные и занятые люди. В детском саду и в начальной школе еще как-то на детей обращали внимание. А потом и масштаб задач на работе вырос, денег прибавилось, а времени на детей совсем не хватало. Не знали они о новейших исследованиях мага всяческих наук Педагогьева о том, что каждый человек с рождения несёт в себе некое пространство, похожее на поле (это чтобы простым людям было понятно, у Педагогьева, конечно, написано было научно и теоретически, но и так сказка грозит быть нудной, так что усугублять не будем). А там произрастают и дикие, и культурные растения. Дикие сами по себе вырастают, беспорядочно и случайно. Культурные же появляются благодаря окружающим людям, воспитанию, их особенно активно засеивают педагоги в детских садах, школах, разных кружках, вожатые в лагерях отдых, преподаватели в колледжах, институтах и университетах. Но тут же к культурным всходам подбираются сорняки. Если с ними не бороться, если бросить семена, да и махнуть рукой, не полоть, не поливать, не подкармливать правильными веществами, то зарастут поля сорняками. Вот так у наших Репкиных и произошло. А родителям некогда было, времени на детей не хватало, мы об этом уже сказали.

Заросло пространство сурепкой (отметим, что не везде сурепку считают сорняком, но в той местности с ней боролись, потому что мешала культурным растениям пробиваться к свету), забились куда-то все культурные привычки у Василисы и Василия. Полезли из них всякие невежества, дикие поступки, хамские слова полились, небрежное и даже жестокое отношение к окружающим постоянно выскакивало. Учитель пытался выдернуть сурепку и не смог. Заполонила она всё внутреннее пространство у Репкиных, забила благородные порывы. Педагог был творческим и грамотным, вдумчивым и систематичным. Узнал из книг, что сурепка – сорное растение, которое часто растет в лесных зонах, но может расти на лугах, вдоль рек, по лесным полянам, у дорог, в канавах, любит всякие мусорные места. Особо любит избыточную увлажнённость. И строгое было предупреждение ученых: «Сурепка обыкновенная обсеменяется уже в начале лета до уборки полевых культур и сильно засоряет почву». То есть к летним каникулам и возрастала сорняковая активность. Правда, была еще информация, что сурепку можно использовать в салатах, как лекарство, некоторые даже цветочками её любуются. Но слишком уж её много было в пространстве Репкиных. Вот и забил учитель тревогу. Пытается выдергать сурепку, а её еще больше становится, сил не хватает, разрастается стремительными темпами. Особенно в центре такой куст вырос, что обычными усилиями одного учителя не сковырнёшь.

Тогда учитель позвал классного руководителя. Классный руководитель схватился за учителя, учитель держится за сурепку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Побежал классный руководитель к завучу. Директора решили не трогать – он тоже занятым человеком был, решал много текущих административных дел. До сурепки его руки и не доходили никак. Завуч схватился за классного руководителя, классный руководитель за учителя, учитель за сурепку держится. Тянут-потянут, а никак вытянуть не могут. Силенок не хватает. Все тревожнее становится. Уже семена и по школе стали активно развеиваться. Как говорится, «дурной пример заразителен». Конечно, возникает закономерный вопрос: «Почему родителей не позвали вытягивать сурепку?». В том-то и дело, что звали. Но люди занимаются важным делом, по мелочам им некогда отвлекаться. Даже прийти в школу поговорить не смогли. И еще пригрозили в чате большими неприятностями школе – должны учить и воспитывать, развивать и защищать. Но координаты репетитора родители все-таки дали, сказав: «Он большие деньги получает, пусть и отработает!».

Репетитор схватился за завуча, завуч за классного руководителя, классный руководитель за учителя, учитель держится за сурепку. Тянут-потянут сурепку, опять не могут вытащить. Укоренилась и заколосилась колония сорняков, не хочет сдавать свои позиции передовые. Никто уже ничего культурного и не видит. Забила всё сурепка, только она и лезет на поверхность. А когда и дома сурепка стала из всех щелей вылезать у Василисы и Васи, то тут и родители призадумались: «Являются ли дети теми мелочами, на которые некогда отвлекаться занятым решением важных общественных и государственных проблем людям? А что тогда самое главное у человека в жизни останется, если отодвинуть детей «в сторону»?». К счастью, в семье Репкиных раздумья оказались не бесплодными. Не отмахнулись от них родители Василисы и Василия, как от назойливых мух. Поняли, что скинуть проблему на какое-то время можно, но вот решить её без активной позиции родителя не удастся. И ситуация оказалась не сильно запущенной, не превратилась в фатальную (поблагодарить здесь надо педагогический коллектив, который все-таки боролся с сорняками и не опускал рук). Бросили родители свои важные дела (или чуть-чуть их отодвинули), засучили рукава, нашли время, обратили внимание на детей, посоветовались с педагогами без истерик и поиска виноватых.

Взялись родители за репетитора, репетитор за завуча, завуч за классного руководителя, классный руководитель за учителя, а учитель на переднем краю, крепко держится за сурепку, не отпускает её в полную вольницу и разнузданность. Тянут-потянут сурепку. Начало дело с мёртвой точки сдвигаться. Тут еще и занятой директор прибежал, советами стал всех подстёгивать и подбадривать, настраивать и стимулировать (в последнем случае одними советами не обошлось, но у волшебника-директора есть и другие инструменты). Вытащили самую большую сурепку, остальные тоже повыдёргивали. Всю ликвидировать было невозможно, но хотя бы в приличный вид привели Василису и Василия Репкиных, дали «вздохнуть» и «расправить крылья» культурным растениям. Жизнь у них потом сложилась хорошо и благополучно. И пиры там были, и удовольствия случались, но без труда и терпения не обходилось.

Обратим внимание на то, что без родителей бы ничего не получилось. А то некоторые взрослые так думают: «Мы своих детей отдали в образование. Там педагоги деньги получают. Вот пусть обучают и воспитывают. А мы будем кормить и одевать, баловать и на курорты возить, да школу поругивать и иронизировать там над всеми. Ну а если недоглядят педагоги, то скандал им такой устроим – мало не покажется! Свои права знаем, про их обязанности нам все сообщили». А для сорняка-сурепки в головах, душах и сердцах детей скандалы и конфликты – самая питательная почва, можно сказать удобрения наивысшего качества. Вот и сталкивают сорняки одних с другими: педагогов между собой, администрацию с педагогами, всех их с репетиторами, а родителей натравливают на «этих педагогических бездельников, работающих полдня, прохлаждающихся на каникулах, да ещё всегда летом отпуск имеющих».

К сожалению или к счастью, у родителей нет периодов, когда детей можно «вычеркнуть» из жизни или «задвинуть в дальний угол». Даже когда они школу заканчивают. Стоит помнить о том, что сурепка всегда где-то рядом с культурными растениями таится, в любую минуту может разрастись. Самому человеку это надо знать, если он хочет повзрослеть. Но и находящимся рядом взрослым хорошо бы помогать. Ведь сам не всегда и заметишь в своём поле эти сорняки – со стороны все-таки виднее. И тут родители всегда будут важны. Так и хочется к ним обратиться с немного морализаторским посылом: «Находите время на своих детей, потому что распределение времени всегда говорит человеку о его ценностях. На что не хватает времени – то тебе не ценно в данный жизненный период. Мы же не считаем, что наши дети не являются для нас ценностью?! Вот давайте не только так не считать на словах, но и показывать своими делами и поступками, не жалеть времени и сил!». Вышли Репкины «в люди», но тут никак не обойтись без родителей, хоть весь окружающий мир на ноги подними и подключи.

Еще немного хочется сказать и про директора. Да, много задач и ответственность высокая, надо управлять, контролировать, регулировать и отчитываться. Но все-таки стоит иногда и про конкретных детей помнить. Выпалывать сорняки самому директору не обязательно, но игнорировать не стоит.

Если автор сказки где-то сгустил краски, то просьба его извинить – видимо, далёк он стал от образовательных реалий, выискивает и описывает несуществующие проблемы. Тогда и нам радостно: сурепка под контролем, образовательные поля ухожены, а родители осознаны. Закатим пир горой и будем веселиться, а сказку все-таки оставим – вдруг кое-где у нас порой такое все-таки случается. Пусть себе живёт в назидание и для предупреждения.

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте