search
main
0

Исследование: почти каждый второй россиянин не разрешил бы своему ребенку использовать ИИ для учебы в школе

Сетевое издание «Учительская газета» попросило прокомментировать результаты опроса ВЦИОМ о применении искусственного  интеллекта (ИИ) в школе. Свое мнение высказали учителя, наставники-просветители, советники по воспитанию и многие другие.

Фото: mosreg.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта (ИИ) в школе. Оказалось, почти каждый второй респондент (46 %) полагает, что не разрешил бы использовать ИИ своему ребенку при подготовке домашних заданий. Как отмечают социологи, в ответах участников опроса четко прослеживается влияние поколенческого фактора. Так, старшее поколение более скептически настроено к применению искусственного интеллекта в школе: 53 % таких респондентов не разрешили бы своему ребенку ни в каком виде использовать ИИ для учебы. А вот среди тех, кто родился в конце прошлого века и начале этого, более 30 % высказались против применении ИИ в школе. За полное одобрении использования ИИ по всем предметам проголосовали лишь 16 % опрошенных, за частичное (по отдельным дисциплинам) – 30 %.

«Результаты опроса ВЦИОМа отражают естественную настороженность перед новыми технологиями. Однако современные исследования и мировая практика демонстрируют, что грамотное внедрение ИИ в образовательный процесс приносит значительные преимущества.

Искусственный интеллект позволяет создавать персонализированные траектории обучения, учитывающие индивидуальные особенности каждого ученика. Для педагогов ИИ становится ценным помощником, автоматизируя рутинные операции – проверку тестов, составление отчетов и генерацию заданий, что экономит до 20 рабочих часов в месяц.

Современные ИИ-инструменты развивают у школьников критическое мышление, учат формулировать запросы, анализировать информацию и выстраивать логические цепочки», – пояснил заведующий Региональным центром развития студенческого самоуправления учреждений СПО Тульской области Роман Вепринцев. По его словам, важно понимать, что 65 % нынешних первоклассников в будущем будут работать по специальностям, которых сегодня не существует. Знакомство с ИИ-технологиями в школьные годы формирует цифровую грамотность, необходимую для профессиональной реализации в будущем, добавил он. Исторический опыт показывает, что опасения перед новыми технологиями (будь то калькуляторы в 1980-х или смартфоны в 2010-х) со временем рассеиваются, когда находится их грамотное применение в образовательном процессе, уточнил Роман Вепринцев.

«Я считаю, что ключевая задача современной школы – не запрещать перспективные технологии, а разрабатывать методики их этичного и эффективного использования в сочетании с традиционными педагогическими подходами. ИИ не заменяет учителя, а становится его мощным инструментом, позволяя уделять больше внимания творческим и воспитательным аспектам образования», – сказал заведующий Региональным центром развития студенческого самоуправления учреждений СПО Тульской области.

Фото: пресс служба Правительства города Москвы

Согласно опросу ВЦИОМ, треть респондентов допускает частичное применение ИИ в школе. При этом только каждый десятый россиян (10 %) признался, что его ребенок использует нейросети в процессе обучения. Еще 12 % участников опроса рассказали, что ИИ в учебе применяют дети их родственников, 14 % – дети знакомых. А 34 % участников опроса считают, что никто в их окружении не пользуется ИИ.

«Любой запрет порождает желание пробовать. Использовать как инструмент ИИ интересно и можно, но это не замена анализа и знаний о предмете рассуждения. Все хорошо в меру, а крайние меры всегда чреваты последствиями. ИИ развивается, прогрессирует, никуда от этого уже не деться. Не паниковать и запрещать надо, а возглавить и показать детям, как это может работать правильно. Опытный учитель легко отличает работу ИИ и собственные размышления ученика, так же, как и списанную с ГДЗ домашнюю работу.

У меня на уроке дети с удовольствием генерируют образы литературных героев, потом вместе мы разбираем полученный результат и находим неточности или лучшие варианты. Хорошо получается у того, кто прочитал и знает текст произведения. Таким образом, считаю, что запрет преждевременен, а обучение полезно», – пояснила учитель русского языка и литературы, председатель Ассоциации классных руководителей Псковской области Татьяна Рассолова.

Фото: пресс-служба Самарского университета

Во время исследования социологи также поинтересовались у россиян, какое влияние оказывает ИИ на качество полученных знаний. Отмечается, что мнения респондентов склонилось в сторону негативного отношения. Так, почти половина (46 %) опрошенных заявили о негативном влиянии ИИ. По их мнению, искусственный интеллект «скорее или значительно ухудшает качество полученных знаний». Интересно, что среди более старших респондентов (поколение «застоя») 51 % высказал негативные опасения по поводу влияния ИИ на школьников, среди представителей поколения «цифры» такого же мнения придерживаются 32% участников исследования.

«Работать с искусственным интеллектом не так просто, как кажется, ведь нужно уметь задать грамотный запрос и проанализировать полученные результаты. А это задачка на развитие мышления и функциональной грамотности. Я считаю, что ИИ – это хороший инструмент, который в состоянии быть помощником, а вот направлять его в нужное русло – функция человека. Школьнику важно осваивать современные цифровые ресурсы, ведь ему в дальнейшем жить и творить в новой реальности.

Вместе с тем, стоит развивать навык самостоятельной исследовательской деятельности, умение работать с первоисточником, выстраивать гипотезы и анализировать результаты вне ИИ. Это те ключевые навыки, которые помогут личности школьника в любом обучении и освоении разных инструментов, на первом месте должна оставаться осознанность и целесообразность использования того или иного инструмента. И в этом вопросе важно грамотное сопровождение взрослого», – высказала свое мнение победитель конкурса «Воспитать человека» – 2023, замдиректора по учебно-воспитательной работе Дворца детского и юношеского творчества «На Ленской» города Санкт-Петербурга Екатерина Аввакумова.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Исследование ВЦИОМ показало: четверть (24 %) россиян убеждены в том, что искусственный интеллект значительно улучшает освоение нового материала. При этом эксперты отмечают, что прослеживается та же тенденция зависимости от возраста респондентов: чем моложе человек, тем больше он склоняется в сторону пользы ИИ для качества образования (43 % против 20 % людей старшего возраста). И только 14 % опрошенных считают, что искусственный интеллект никак не влияет на качество полученных знаний.

«Пока мы, взрослые, ведем дискуссии о допустимости нейросетей в обучении, дети уже давно активно ими пользуются. Вопрос уже не в том, «стоит или не стоит» применять эти технологии, а в том, как научить подрастающее поколение делать это осознанно и безопасно.

Ключевая задача – просвещать. Важно объяснять, какие нейросети могут нести риски, какие данные им можно доверять, а какие – нет. Ведь искусственный интеллект – это всего лишь инструмент, и, как любой инструмент, он требует грамотного подхода.

Не менее критично развивать цифровую гигиену: учить отличать дипфейки, реальный голос, от искусственного, проверять информацию и понимать, как работают алгоритмы. Технологии не стоят на месте, и вместо сопротивления разумнее научиться использовать их во благо и заранее обезопасить наших детей», – считает наставник-просветитель, методист Центра одаренных детей и молодежи «Эткер» города Чебоксары Чувашской Республики Ольга Иванова.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Среди возможностей, которые ИИ открывает для школьников, участники исследования чаще всего называли: помощь детям с ОВЗ (34 %); более высокая доступность образования для жителей удаленных регионов (29 %); развитие цифровых навыков (26 %). При этом многие респонденты видят пользу ИИ в том, что эти технологии могут помочь сгладить неравенство в доступности и получении качественного образования.

«Я как советник директора по воспитанию и педагог – против массового использования ИИ детьми, так как уверена, что мозг, как и тело, нуждается в регулярных тренировках. Ничто так его не развивает, как чтение хороших книг, написание сочинений, эссе, сообщений, стихов.

Однако запрещать использование искусственного интеллекта – непродуктивно. Допускаю его использование детьми в качестве тренажера, однако всегда настаиваю на проверке достоверности фактов, на переформулировании и переосмыслении текстов», – рассказала советник по воспитанию, федеральный координатор по Сибирскому федеральному округу Всероссийского сообщества наставников-просветителей Наталья Смарыгина.

Результаты исследования ВЦИОМ также выявили опасения по поводу ИИ, которые озвучили респонденты. В топ-5 рисков ИИ для школьников по мнению россиян вошли: снижение умственной нагрузки и деградация — 36 %; отсутствие «живого» общения — 31 %; снижение мотивации к обучению, лень — 27 %; риск плагиата и списывания — 26 %; ухудшение критического мышления — 25 %.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте