search
main
0

Минпросвещения подготовит законопроект о введении оценки за поведение в школах – что об этом думают учителя

Министр просвещения Сергей Кравцов заявил на расширенном заседании рабочей группы СПЧ по образованию, что ведомство поддерживает введение оценки за поведение в школах. 

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов также сообщил, что будет разработан соответствующий законопроект. «А оценку за поведение мы поддерживаем. Законопроект будет», – сказал глава ведомства.

Напомним, в июне прошлого года на расширенном заседании рабочей группы СПЧ по вопросам образования эксперты обсудили важные темы, касающиеся защиты прав учителей и регулирования поведения школьников. Ключевой темой обсуждения стала школьная дисциплина. Руководитель рабочей группы СПЧ по вопросам образования, Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода говорила тогда, что у педагогов должен появиться реальный инструмент воздействия на нарушителей дисциплины. Она привела в пример результаты опроса учителей, согласно которым две трети педагогов сталкивались с хамством и дерзким поведением со стороны учеников, при этом часто подобные случаи заканчивались срывом урока. Также учителя признались, что им приходилось слышать оскорбления и со стороны родителей школьников, в том числе и нецензурные. Именно тогда и прозвучало предложение, как одно из решений этой проблемы, вернуть в школы оценки за поведение.

Стоит отметить, что оценки за поведение существовали в школах Российской империи, но после революции, в 1918 году, были отменены, как и любые другие отметки. В 1943 году в советские школы вернули оценки за поведение. Тогда нарком просвещения РСФСР Владимир Потемкин утвердил «Правила для учащихся», а через год ввел пятибалльную систему оценивания поведения школьников. Предполагалось, что пятерка ставилась «за безупречное поведение учащегося», тройка – «за серьезное нарушение поведения», двойка грозила исключением из школы. В 1970 году министр просвещения СССР Михаил Прокофьев вместо пятибалльной оценки ввел словесную характеристику поведения школьника: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Весной 1989 года отметки за поведение были упразднены.

В декабре 2024 года Президент РФ Владимир Путин одобрил идею о возвращении оценки за поведение, отметив, что этот вопрос нужно обсудить со специалистами и родительским сообществом. А в марте 2025 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что уже с нового учебного года в российских школах в пробном режиме может появиться оценка за поведение.

Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать, что думают учителя по поводу возвращения оценки за поведение в школы.

«Введение оценки за поведение в школах Российской Федерации – мера, требующая тщательной законодательной проработки. Инициатива, озвученная главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым, сигнализирует о стремлении усилить воспитательную роль школы, формировать у учащихся ответственное отношение к своим поступкам и окружающим.

Предстоящая разработка отдельного законопроекта подчеркивает серьезность подхода к реализации данной идеи. Важно, чтобы нормативный акт содержал четкие критерии оценки поведения, исключающие субъективность и предвзятость», – сказала учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов города Нефтекамска Зимфира Юсупова.

По мнению педагога, законопроект должен учитывать особенности различных возрастных групп и типы образовательных учреждений. «Например, как в моем случае, где обучаются дети-инвалиды, очень сложно ввести объективную систему оценки поведения, учитывая особенности развития и социализации каждого ребенка. Необходимо разработать гибкие критерии, принимающие во внимание индивидуальные потребности и возможности учеников с ограниченными возможностями здоровья. Подходы к оценке поведения в начальной школе, средней и старшей должны различаться, отражая меняющиеся возрастные особенности и уровни сознательности учащихся», – пояснила Зимфира Юсупова.

Учитель подчеркнула, что введение оценки за поведение – это не просто формальный акт, а инструмент воспитания, который должен способствовать формированию у учащихся гражданской ответственности, уважения к закону и нравственным нормам. Законопроект должен быть разработан с учетом мнения экспертов, педагогов, психологов и общественности, чтобы обеспечить его эффективность и соответствие интересам всех участников образовательного процесса, уточнила она.

Фото: mos.ru

Учитель математики Новосадовской СОШ «Территория Успеха» Белгородского района Белгородской области Юлия Симакова обратила внимание на то, что практика оценивания поведения учащихся, применявшаяся в советской системе образования, представляет собой ценный опыт организации воспитательной работы. Действительно, наличие формализованного инструмента оценки поведенческих проявлений позволяло школам осуществлять более эффективное воздействие на учащихся, склонных к асоциальному поведению, добавила она.

«Однако следует признать, что в современных условиях применение исключительно количественной оценки поведения недостаточно для решения существующих проблем. Такие явления, как агрессия, буллинг и неуважительное отношение к окружающим, требуют комплексного подхода к их устранению», – отметила Юлия Симакова.

Педагог добавила, что сейчас образовательным организациям необходимы комплексные меры правовой защиты и социальной поддержки. Особое внимание следует уделить работе с причинами девиантного поведения, которые зачастую коренятся в семейной сфере, добавила она. По мнению Юлии Симаковой, именно работа с семейными факторами риска может стать ключевым направлением в профилактике асоциальных проявлений среди учащихся. «Таким образом, хотя идея оценивания поведения заслуживает внимания, ее реализация требует современного переосмысления и дополнения другими формами воспитательной работы», – резюмировала педагог.

Директор Основной общеобразовательной школы № 108 города Казани Радик Хабиров считает, что оценивание поведения может помочь учащимся понять важность следования социально принятой модели поведения, что развивает ответственность и дисциплину.

«Расставив нужные акценты в критериях оценивания, можно фокусироваться на развитии у учащихся активной гражданской позиции, коммуникативных навыков и умении работать в команде.

Надо понимать, что оценивание поведения может быть основано на субъективной точке зрения, что приводит к несправедливому отношению к учащимся. Поэтому важно иметь четкие и объективные критерии, во избежание путаниц и конфликтов между учащимися и педагогами. Механизм должен гармонично отслеживать процесс обучения, воспитания и социализации», – сказал Радик Хабиров.

«Министр Просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов анонсировал законопроект, который предусматривает оценки за поведение. Чтобы разобраться в данном нововведение, важно знать, а каково изначальное предназначение оценки?

Одна из функций – формирование социально-поведенческих навыков. Другими словами, оценки задают критерии не только «правильного» поведения, но и умения себя вести с другими в обществе, государстве, в целом. Следовательно, это не просто определенный балл, это метод, который используется для оценивания поведения человека в определенной ситуации», – высказала свое мнению учитель Средней школы № 33 с углубленным изучением отдельных предметов  Камчатского края София Походий.

По мнению педагога, прежде чем вводить систему оценивания поведения, необходимо провести разъяснительную беседу с родителями. Так как это поможет снять некую волну стресса, и понять, как работает система, уточнила она.

София Походий считает, что оценки за поведение – это не единственный способ оценивания поведения ребенка, такие методы, как беседы, наблюдение и анализ поведения также должны быть неотъемлемой частью образовательного процесса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте