С 1 апреля 2025 года в силу вступил закон, согласно которому дети мигрантов смогут поступить в российские школы при условии успешного прохождения тестирования на знание русского языка, достаточного для освоения учебной программы.

Общество не разделилось на два лагеря, доказывая друг другу, что надо действовать так, а не иначе. К моменту принятия закона вопрос о необходимости знания русского языка, нужного не только для коммуникации, но и для освоения школьной программы, назрел достаточно остро.
Надо было думать и о детях мигрантов, которые в условиях языкового вакуума, чувствовали себя довольно неуверенно, а порой и агрессивно – в этом нет ничего удивительного. И об учителях. Преподавание – процесс невероятно сложный и трудозатратный. Он требует полной самоотдачи от педагога и абсолютного внимания – от ученика.
А если ребенку не понятно, о чем говорит преподаватель, теряется не только интерес к уроку. Школьник может начать мешать другим ученикам, и весь процесс обучения начинает катиться как снежный ком, с каждым витком обрастая новым слоем проблем.
Закон, вступивший в силу 1 апреля, продуман до мелочей. Созданы условия для тестирования на знание русского языка – с этой целью организовано более 3,1 тыс. площадок на базе школ 86 российских регионов.
Утвержден порог необходимых баллов, которые нужно набрать детям мигрантов, чтобы проверка на знание русского языка считалась успешно пройденной. Разработаны диагностические материалы для каждой ступени обучения. Словом, фундамент готов. А что думают об этом учителя?
Ольга Викторовна Денисова, кандидат педагогических наук, директор МОАУ «Гимназия №1» г. Оренбурга:
В последние годы количество детей иностранных граждан растет. Наша страна и система образования становится привлекательной для мигрантов. В некоторых общеобразовательных организациях дети иностранных граждан составляют почти половину класса и не всегда, мягко говоря, владеют базовыми знаниями русского языка. В таких условиях учителя испытывали огромную нагрузку, поскольку объяснение учебного материала становилось проблематичным.
Введение с 1 апреля Федерального закона № 544-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволит создать равные условия для обучения детей. Считаю принятую меру крайне необходимой и востребованной.
Основная категория тестируемых – несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которые планируют поступить на обучение по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Тестирование включает устную и письменную части, что позволит проверить готовность детей иностранных граждан к освоению образовательных программ на русском языке.
Процедура тестирования грамотно продумана, имеет заявительную форму и занимает небольшое время. Уверена, что введение данной меры создаст благоприятные условия для совместной работы учителя и обучающихся, а адаптацию детей иностранных граждан сделает более мягкой.
Панфилов Алексей Геннадьевич, директор МОУ СОШ № 4 г. Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский городской округ:
Федеральный закон № 544-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является важным шагом в совершенствовании процесса приема иностранных граждан в образовательные учреждения нашей страны. Введение четких требований и стандартов в данной области давно назрело и является актуальной необходимостью.
Данный закон подтверждает, что успешная интеграция иностранных граждан в российское общество невозможна без владения русским языком и осознания культурных основ нашего общества. Знание языка позволяет не только комфортно обучаться, но и открывает двери к более глубокому пониманию традиций и ценностей российского народа.
Меры, предусмотренные в законе, направлены на обеспечение высокого уровня подготовки и проверки знаний кандидатов на поступление в российские школы. Это означает, что тестирование должно быть тщательно организовано и проводиться с использованием качественных диагностических материалов.
Важно, чтобы оно действительно оценивало не только базовые знания, но и способность ребенка к связной речи, пониманию текста и выполнению элементарных математических операций. Необходимо приложить все усилия, чтобы процесс тестирования был содержательным и объективным, чтобы он способствовал успешной адаптации учащихся и стимулировал их дальнейшее развитие.
Антон Александрович Лагутин, директор Муниципального автономного общеобразовательное учреждения «Образовательный центр «Лидер», Московская область, Ленинский городской округ:
Ни для кого не секрет, что в современная школа нацелена на всестороннее развитие личности ребенка. Поэтому дети изучают в школе множество предметов, а также посещают кружковые занятия и внеурочную деятельность. И преподавание в школе ведется на русском языке.
А значит, знание русского языка и владение им на должном уровне является необходимым условием для обучения в российской школе. Ведь ребенку, который не понимает русский язык, будет сложно не только на уроках русского языка, но и математики, и других предметов, что в свою очередь будет препятствовать получению им полноценного образования.
Со вступлением в силу Федерального закона № 544-ФЗ дети иностранных граждан будут проходить тестирование, которое должно выявить не только уровень знания русского языка, но и достаточность уровня подготовки к освоению общеобразовательных программ заявленного класса. Это должно помочь избежать ситуаций, когда дети замыкаются в себе из-за отсутствия коммуникации со сверстниками или педагогами, или нарушают дисциплину вследствие непонимания и потери интереса к учебе.
Максим Мартович Спиридонов, директор Булгунняхтахской школы им. С.П. Ефремова, Республика Саха (Якутия):
Современный мир характеризуется усилением миграционных процессов, что ставит перед образовательными системами новые вызовы. Одним из них становится обеспечение равных возможностей для детей иностранных граждан в освоении школьной программы.
Приказ Минпросвещения России, утверждающий порядок тестирования по русскому языку для иностранных граждан и лиц без гражданства, это не просто бюрократическая мера, а важный шаг к созданию инклюзивной образовательной среды. Его значение выходит за рамки формальной проверки знаний, он затрагивает вопросы социальной адаптации, качества образования и национальной культурной политики.
Я думаю, основная задача приказа подтвердить, что уровень владения русским языком у ребенка достаточен для обучения в российской школе. Это минимизирует риски академической неуспеваемости, связанной с языковым барьером, и защищает интересы как самих учащихся, так и образовательных учреждений. Однако документ не сводится к жесткому «отсеву». Напротив, он предусматривает гибкость:
– Тестовые задания адаптированы под возраст и этап обучения (начальная, основная, старшая школа), что учитывает психологические особенности детей.
– При неудаче учащийся может пройти тестирование повторно или получить направление на дополнительные курсы.
Такие подходы отражают стремление сочетать объективность оценки с поддержкой тех, кто испытывает трудности.
Потапова Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ “Гимназия N64 имени В. А. Котельникова” города Липецка:
Тестирование детей иностранных граждан на знание русского языка при приеме в общеобразовательные учреждения считаю очень нужным и своевременным. Без знания базовых основ языка обучение по основным предметам просто невозможно.
Ведь для того чтобы решить задачу по математике, надо понять условие, чтобы успешно освоить обществоведческие дисциплины, надо уметь анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, я уж не говорю об анализе художественных произведений. Чтобы писать грамотно, нужно умение подбирать однокоренные слова для проверки безударных гласных, сомнительных или непроизносимых согласных.
Допуском к ОГЭ в 9 классе является устное собеседование, в 11 классе, чтобы допустили к ЕГЭ, надо написать итоговое сочинение. Здесь без знания законов языка и художественно-выразительных средств просто не обойтись. Но надо понимать, что такое тестирование – это только начальный этап. В процессе обучения таким детям надо организовать дополнительные занятия, чтобы сделать продуктивным освоение общеобразовательных программ.
Комментарии