search
main
0

ВПР по русскому языку: мнение педагогов

Несколько дней назад, один из депутатов Госдумы направил в Рособрнадзор предложение наложить мораторий на проведение в школах Всероссийских проверочных работ. Цель – пересмотреть количество времени, отведенного на их выполнение, а также провести широкое обсуждение нововведений с участием родителей, педагогов и экспертов. По этому поводу мы решили узнать мнения некоторых учителей.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Прежде всего напомним – одна из главных задач Всероссийских проверочных работ, это мониторинг уровня подготовки школьников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, дальнейшее совершенствование подходов в преподавании, а также определение способов устранения негативных факторов, которые могут пагубно сказаться на освоении материала учениками. Кроме того, результаты ВПР могут быть использованы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, – они помогут освободить педагогов, методистов, администрацию образовательных организаций от очень сложной работы по самостоятельному составлению КИМ. Они же смогут служить неким ориентиром, методическим подспорьем для самостоятельной разработки контрольных работ. Ежегодно в ВПР принимают участие более 7,5 млн школьников.

Взгляд под правильным углом

Анастасия Николаевна Мингачева, заместитель директора по научно-методической работе Лицея № 16 при УлГТУ, Димитровград, Ульяновская область, учитель русского языка и литературы высшей категории, эксперт ОГЭ, ЕГЭ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2017:

– Более 13 лет я работаю в школе, на сегодняшний день – в роли заместителя директора, учителя-словесника и мамы восьмиклассника. Значит, я могу рассуждать о ВПР с трех разных позиций.

Лицей, в котором я тружусь, входит в ТОП-25 лучших образовательных учреждений региона. Одним из критериев «топовости» является высокий результат учеников на ВПР. Всероссийские проверочные работы – инструмент диагностики, благодаря которому становится понятно, насколько качественны знания, переданные от учителя к ребенку. Благодаря унифицированным заданиям ВПР учитель в начале каждого учебного года, проанализировав недочеты прошлого, выбирает направления работы, которые могут повысить качество образования: приемы, методы и технологии. Возможно, неудачно решенные задания подтолкнут к мысли о планировании внеурочных занятий или элективных курсов, позволяющих отточить мастерство выполнения работы. Именно результаты ВПР помогают грамотно и точечно корректировать знания как всех учеников, так и отдельных детей.

Как учителя меня ежегодно удивляет мнение некоторых родителей о том, что ВПР – лотерея, в которой кому-то повезет, а кто-то получит несчастливый билет. Меня такая точка зрения забавляет. Полки книжных магазинов буквально ломятся от дополнительной литературы, которую предоставляют известные издательства. Выбирай сборник по душе и в удобном темпе работай в течение года. Критерии «прозрачные», материалы интересные, задания стандартные. Никакой лотереи! Более того, структура заданий всероссийской проверочной работы по русскому языку для каждого класса едина: фрагмент прозаического произведения и задания к нему. Мы имеем возможность демонстрировать своим ученикам текст как единую словесную ткань. Учитель-филолог учит детей вдумчивому чтению, всестороннему анализу, внимательному отношению к слову и его грамматическим особенностям. Всероссийские проверочные работы по русскому языку – это не про натаскивание, а про развитие мышления и логики, про умение составлять развернутое высказывание и исправлять ошибки в тексте.

Пожалуй, единственное, с чем бы я поспорила, – время, отведенное на работу. Многие дети легко справляются за отведенные 45 минут. Но практически каждый мой ученик отмечает, что не остается свободной минуты на проверку. Кто-то тратит драгоценное время на борьбу с волнением. Все дети разные. И если с качеством текстов и формулировками заданий спорить не хочется, то о дополнительном времени взамен стандартно-урочных 45 минут хотелось бы попросить.

В любом случае, мой угол зрения позволяет заметить пользу ВПР в процессе школьного обучения. Для меня это не только индикатор качества знаний ученика, но и уверенность в том, что мои воспитанники психологически готовы к итоговой аттестации; они умеют аналитически мыслить и обобщать информацию.

Не надо перегибать палку

Анастасия Владимировна Димитриева, учитель русского языка и литературы школы № 2, Псков:

– ВПР – это единый вариант «контрольной» работы, который позволяет следить за объективностью оценивания, контролировать шествие программы в нужном направлении. Это плюс? Это жирный плюс! На мой взгляд, лучше уж проводить такую проверку ежегодно, нежели сталкиваться с сюрпризами на пороге получения аттестата. Да, часто от родителей приходится слушать и читать мнения о том, как велик стресс при подготовке, сколько давления…

Но ведь это вопрос, кажется, к школе. ВПР по русскому языку на сегодняшний день совершенно точно проверяет только то, что и должно изучаться. Если ученик вынужден обращаться к репетитору, чтобы подготовиться к работе, значит, где-то страдает качество образования. И уж лучше обнаружить это в 4-5-6 классе, чтобы успеть принять необходимые меры.

Если учитель «измучил» детей тренировками, у меня хорошие новости: учитель добивается хороших результатов, т.е. успешного освоения базового минимума программы! После недавнего пересмотра времени работа по русскому языку включает в себя проверку умений писать, читать и понимать прочитанное. Немного анализировать части речи. Все. Гораздо хуже, на мой взгляд, каждый год аттестовываться по-новому, ориентируясь исключительно на один образец аттестационной работы, выложенный на сайте школы, и не имея возможности приобрести дополнительные материалы для подготовки.

Если уж и пересматривать что-либо, я бы с удовольствием вернула величину прежних вариантов работ, разделив ВПР по русскому языку на две части, по примеру математики (в старом формате и было две части, однако работа писалась одним большим временным промежутком, что действительно неудобно ни ученику, ни школе). В этом случае работа давала бы лучшее представление не только о базовых навыках ученика, но и позволяла бы ученику проявить свои знания повышенного уровня, что представляется мне важным для качественной оценки усвоения материала.

ВПР: отменить нельзя оставить

Диана Владимировна Минец, учитель русского языка и литературы школы № 14, Череповец, Вологодская область, ведущий методист СОНО «Обрсоюз», Москва; победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2020», «Цифровой учитель года России-2020» по версии Mail.ru Group (VK):

– В ВПР нет содержания, которое выходило бы за пределы программы и учебников по русскому языку. Вопреки тому, что сокращены количество заданий в ВПР в каждом классе и время выполнения, сами задания приближены по содержанию и формулировкам действующих учебников. Многие педагоги отметили, что ничего негативного в отношения содержания заданий сказать не могут, поскольку в более сильных классах дают материалы текущего контроля и сложнее.

ВПР по русскому языку дают возможность получить данные об уровне грамотности учащихся. В отличие от экзаменов, которые сдают только выпускники 9-х и 11-х классов, ВПР охватывают разные классы, что позволяет отслеживать динамику освоения программы, а если учитывать, что русский язык – не только предмет изучения, но и база для преподавания других дисциплин, то такого рода контроль важен. Результаты ВПР могут быть использованы для текущего контроля и промежуточной аттестации. Так, коллеги из разных регионов указали, что, согласно распоряжению администрации, «засчитывали» ВПР как итоговые контрольные работы.

В 5–8 классах ВПР по русскому языку в их текущем формате рассчитаны на 45 минут (в 10 классе – 45+45). Однако один из ключевых навыков, который проверяют ВПР – способность работать в заданном временном формате. Это важный элемент подготовки к будущим ОГЭ и ЕГЭ, где строгие временные рамки – норма. 45 минут – удобный временной отрезок для школ: проведение работы в рамках урока упрощает расписание и не нарушает учебный процесс. Само по себе регулярное участие в ВПР снижает стресс учащихся перед экзаменами в 9 и 11 классах.

Резюмируем: ВПР – это не экзамен, а диагностическая работа, призванная выявить реальный уровень знаний учащихся без дополнительной подготовки и эффективность работы педагогов. Русский язык – важнейший элемент национальной идентичности. Контроль его изучения через ВПР способствует поддержанию стандартов грамотности, что актуально в эпоху цифровизации.

ВПР имеет огромный потенциал, но…

Ольга Вячеславовна Трошинская, учитель русского языка, литературы Самарского регионального центра для одаренных детей, Самара, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2019:

– При оценивании ВПР стоит помнить, что главной его идеей является выработка единых подходов к оценке школьного образования. И это действительно важно, потому что промежуточная проверка так же актуальна и необходима, как и итоговые результаты обучающихся, полученные в рамках итоговых экзаменов в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ).

Полученная с помощью ВПР статистика позволяет увидеть динамику процесса обучения, получить реальные данные о качестве и результатах обучения, а также наглядно увидеть, как школьники осваивают знания и навыки, установленные ФГОС начального, основного и среднего общего образования.

Если говорить конкретно о ВПР по русскому языку, то здесь стоит отметить следующее: испытания проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики нашего многонационального общества. При составлении контрольных измерительных материалов для проведения проверочной работы по русскому языку всегда важной задачей является оценка качества общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. Также стоит отметить, что ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.

Немаловажным является следующий факт: результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Результаты ВПР позволяют учителям-предметникам совершенствовать методику преподавания русского языка. В ходе разговоров с родителями учеников можно отметить определенный прорыв: дети не только ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют уже полученные знания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания, но и могут выбирать наиболее эффективные способы решения задач, проводить рефлексию способов и условий действия.

Задания ВПР по русскому языку направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Результаты проводимых ВПР говорят о следующем: ученикам недостаточно предлагаемого времени 45 минут, чтобы выполнить все задания. Возможно, добавленное в таком же объеме время проведения работы позволит обучающимся выполнять задания с более высоким результатом и с наименьшими эмоциональными проблемами.

В целом, проведение ВПР представляет собой положительный опыт, который позволяет получить реальные данные и в дальнейшем уделять особое внимание преподаванию «сложных» тем.

Р.S. Рособрнадзор предлагает присвоить Всероссийской проверочной работе статус итоговой контрольной работы. В ведомстве считают, что принятие такого решения будет являться логическим продолжением мероприятий по формированию единого образовательного пространства в РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте