search
main
0

Мораторий на ВПР: что учителя думают о приостановке проведения всероссийских проверочных работ

С просьбой приостановить проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) к главе Рособрнадзора Анзору Музаеву ранее обратился вице-спикер Госдумы РФ Борис Чернышов. Он заявил, что необходимо обсудить новый регламент организации и проведения ВПР в школах, ведь вступившие в силу нововведения стали причиной обеспокоенности школьников и их родителей. Мы решили выяснить, что учителя думают о всероссийских проверочных работах, и как они оценивают предложение об объявлении моратория на их проведение.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Борис Чернышов объяснил, почему считает целесообразным введение моратория на ВПР. Об этом ранее сообщало сетевое издание «Учительская Россия». Необходимо остановить проведения всероссийских проверочных работ, чтобы унифицировать подходы к оценкам, пересмотреть количество времени, которое отводится на выполнение заданий, а также провести широкие обсуждения нововведений с участием учителей, родителей и экспертов.

Он напомнил, о каких именно нововведениях идет речь. Теперь результаты ВПР можно учитывать при выставлении четвертных и годовых оценок – по желанию каждой отдельной школы. Что, по его мнению, ставит школьников в неравные условия: на кого-то оценка за ВПР повлияет, а на кого-то – нет. Также, по словам Чернышова, нужно обсудить сокращение времени на написание работы: с 90 до 45 минут при том же объеме заданий.

Он заявил, что сложившаяся ситуация нервирует и школьников, и их родителей. Поэтому необходимо временно приостановить проведение ВПР. По мнению Бориса Чернышова, это поможет восстановить доверие к ВПР как к инструменту, не только оценивающему знания школьников, но и способствующего их улучшению.

Мы решили узнать у российских педагогов, как они относятся к всероссийским проверочным работам и что думают о введении моратория на ВПР.

«Всероссийские проверочные работы стали таким же неотъемлемым атрибутом современной школы, как электронный дневник и интерактивная доска. Их процедуры и функционал доступны, понятны и могут быть полезны всем участникам образовательного процесса – и ученикам, и педагогам, и людям, отвечающим за организацию образовательного процесса, – считает Елена Капкова, директор школы № 34 города Оренбург. – И это живой и действенный инструмент. Методика ВПР постоянно совершенствуется. Сегодня это привычная контрольная работа для учеников 4–8, 10 классов. В выпускных 9 и 11 классах ВПР не проводятся. Работы проводятся по русскому языку и математике в 4-х классах, затем к ним добавляется один предмет в 5–8 и два предмета в 10 классе. Текст контрольной работы един для всей страны и создан Рособрнадзором, то есть учителю и методическим службам не нужно тратить время и силы на создание контрольно-измерительных материалов. ВПР проводятся по единым для всей страны стандартам в максимально комфортной для учителя и учеников обстановке: в течение одного урока для 4–8 классов и в течение двух уроков для старшеклассников. Если предположить, что от упразднения ВПР высвободится какое-то время, то его явно будет недостаточно для «дополнительного и углубленного изучения дисциплин», как предполагается в инициативе».

А что касается самостоятельности школ в вопросах использования оценок за ВПР в качестве промежуточной аттестации, то педагог не видит в этом ничего плохого: «Школа действительно может использовать ВПР как форму промежуточной аттестации и в этом смысле очень здорово, что у школы есть самостоятельность и автономия. Например, в нашей школе результаты ВПР засчитываются как результаты промежуточной аттестации в 4-8 классах и не засчитываются в 10 классе, где промежуточная аттестация проводится в максимально приближенной к ЕГЭ форме. ВПР важны не сами по себе. Их итогом становятся подробные аналитические материалы, которые являются значительным методическим подспорьем всей школе и конкретному учителю».

Комментируя идею о введении моратория на ВПР, Елена Капкова говорит: «На мой взгляд, эффект отмены ВПР сейчас, когда сезон ВПР в разгаре, может быть крайне негативным и дезориентировать и отдельных учеников, и всю систему образования. Помните, то чувство неудовлетворенности, когда ты готовился к зачету, а его не было или поставили «автоматом»? Всероссийские проверочные работы – это, на сегодняшний день, наиболее объективный и прозрачный инструмент оценки уровня знаний, который позволяет оценить подготовку школьников не только в рамках отдельной школы, но и в масштабах всей страны. Но идея ВПР шире.  Это один из способов создания единого суверенного образовательного пространства нашей большой страны».

Своим мнением о всероссийских проверочных работах поделилась также региональный представитель ВСНП в Астраханской области Ангелина Рябина: «ВПР служат оценкой знаний обучающихся по основным предметам и выявляют пробелы в обучении. Всероссийские проверочные работы состоят из заданий, которые имеют единый формат и уровень сложности, что позволяет сравнивать результаты между разными школами. Ученики получают оценки, которые затем можно сопоставить с установленными стандартами и ожиданиями. Результаты анализируются на уровне школы и региона, что помогает выявить сильные и слабые стороны образовательного процесса».

По словам педагога, введение временной отмены ВПР в школах благоприятно скажется на системе образования: «Мораторий на ВПР позволит пересмотреть структуру работ и поможет сделать их полностью соответствующими учебной программе. Здесь важно широкое обсуждение всех заинтересованных сторон (педагогов, родителей и экспертов). Также необходимо обратить внимание на утвержденный период проведения. ВПР начинается с апреля, когда еще не все темы по учебному плану пройдены, что мешает оценить реальный итоговый результат учеников. Таким образом, мораторий на проведение ВПР может стать шагом к улучшению системы оценки знаний школьников, обеспечивая качественный и единый подход к образованию».

Лилия Казанцева, наставник-просветитель, учитель географии гимназии № 18 г. Краснодара Краснодарского края, также выступает за приостановку проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях: «Мораторий на проведение ВПР нужен школам, ведь он поможет не тратить урочное время на проведение данных работ, тогда материал, который запланирован учителем к изучению на уроках, будет пройден полностью, без сокращений. Я считаю, что каждый учитель должен составлять проверочные работы сам, с учетом объема пройденного материала, и проводить на завершающих уроках, а не когда до окончания учебного года остался еще целый месяц. Да и структура ВПР оставляет желать лучшего, ведь зачастую в вопросах для 5–7 классов там можно встретить задания, идентичные ОГЭ и даже ЕГЭ. Я – за мораторий, полностью поддерживаю!

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что учителя думают о введении в школах единого расписания уроков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте