Сегодня патриотическое воспитание – одна из наиболее значимых социальных задач России. Во всех образовательных организациях утверждены локальные нормативные акты, подготовлены соответствующие методические рекомендации. Но в то же время применяемые на всех уровнях образования практические методы и технологии процесса гражданско-патриотического воспитания пока недостаточно соответствует запросам современных детей и молодежи. Система образования это признает и уделяет особое внимание развитию разнообразных форматов неформального взаимодействия молодежи с педагогами, специалистами и организаторами по работе с молодежью, в том числе для выстраивания работы по формированию общероссийской гражданской идентичности и сохранению межнационального согласия.
Наибольшая эффективность результатов такого неформального взаимодействия проявляется в совместном участии взрослых, детей и молодежи в мероприятиях краеведческой и туристской направленности.
Особую роль во внедрении актуальных форм патриотического воспитания детей и молодежи могут сыграть педагогические вузы и студенты, планирующие выбрать профессиональную педагогическую деятельность.
Этим летом в Чеченской Республике при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» стартовал проект «Всероссийский туристско-краеведческий фестиваль «Калейдоскоп Кавказа», координаторами которого стала команда студентов из Чеченского государственного педагогического университета.
Магистрант университета Магомед-Амин Мусаев рассказывает о том, как зародился проект: «Сегодняшние студенты педагогических вузов являются близкими поколенчески к нынешним школьникам, а значит близкими по системе формирования взглядов, основанных, в том числе на формах восприятия информации.
Ученые советуют с целевой аудиторией современного поколения школьников поддерживать связь через интернет, в котором данное поколение существует днем и ночью (при этом с таким большим потоком сведений, что они не могут позволить себе заострять внимание на чем-то определенном, на долгий промежуток времени). Иными словами, они привыкли воспринимать визуальную информацию. Следовательно, для привлечения их внимания к заданной теме нужно делать короткие и запоминающиеся видеоролики, которые отложатся в памяти и вызовут желание познать больше или отправиться, например, в путешествие.
Они охотно прислушиваются к мнению людей своего возраста, следовательно, еще одним элементом работы с этим поколением будет являться человек их возраста и типа мышления, в системе образования и воспитания таким человеком может и должен стать студент педагогического вуза, будущий молодой учитель.
Представители современного поколения школьников любят квесты, современные развлечения, путешествия и все, что даст им порцию новых эмоций.
Для реализации задач патриотического воспитания следует учитывать описанные особенности современной молодежи, с их учетом мы и сформулировали концепцию нашего проекта».
Руководитель проекта Рамзан Курбанов, который также получил историческое образование в ЧГПУ, отмечает: «В исследованиях многих российских авторов, посвященных патриотическому воспитанию, часто указывается на характерное для многонационального общества противоречие между этническим патриотизмом и гражданским сознанием. Существованию данного противоречия в поликультурном северокавказском регионе способствует целый ряд исторических, социокультурных и религиозных факторов, которые усложняют процесс патриотического воспитания. Главный из них – многонациональный и многокультурный контекст: Северный Кавказ – это регион с богатым культурным и этническим разнообразием. Воспитание молодежи в такой среде требует учета множества традиций, языков, религий и культурных норм, что делает задачу формирования единого гражданского и патриотического сознания сложной.
Но в республиках Северного Кавказа преобладает классический подход к воспитанию молодежи, где с самого детства акцентируется важность патриотизма. На протяжении многих лет, кавказские семьи продолжают воспитывать мальчиков, вдохновляясь образами воинственности, уважением к старшим, преданностью дружбе и слову, а также готовностью к самопожертвованию ради родины. Эти ценности передаются от поколения к поколению. Такие традиции могут и должны стать основой патриотического воспитания молодежи всей России.
Культивирование личности, которая гармонично развита и обладает социальной ответственностью, с учетом духовных и моральных ценностей народов России, а также уважения к историческим и национально-культурным традициям, требует непосредственного опыта общения и сотрудничества между гражданами из различных регионов страны. Создание условий для активизации такого живого общения возможно, в том числе, через популяризацию туристических маршрутов Северного Кавказа именно в молодежной среде. Опыт проведенных форумов, конкурсов, спортивных состязаний среди молодежи, в частности, на территории Чеченской Республики, с каждым годом убедительно показывает возрастающий интерес к общению и взаимодействию ребят из разных регионов России с северокавказской молодежью, повышению уровня общероссийской идентичности у северокавказской молодежи, проявлению интереса и уважения к кавказским ценностям, открывающимся с миролюбивой и гостеприимной позиции, у ребят из других регионов России.
Составляющим элементом сближения молодежи, также является понимание красоты и богатства нашей страны через непосредственное знакомство с природными и историческими памятниками России посредством путешествий, туристических походов. Уверен, что в комплексе патриотического воспитания необходимо использовать инструментарий туристской деятельности – организовывать мероприятия и экскурсионные туры, направленные на ознакомление с историко-культурными традициями не только родного края, но и всей России».
Присутствие в системе воспитания педагогических работников, способных на личном опыте изучить и осознать духовно-нравственные ценности и национально-культурные традиции народов России – также немаловажная составляющая формирования общероссийской гражданской идентичности.
В 2019 году финал Всероссийского конкурса «Учитель года России» для учителей из 85 регионов Российской Федерации проходил в Грозном, родном городе абсолютного победителя 2018 года чеченского учителя Алихана Динаева.
Программа мероприятий включала экскурсионную и культурную программу, которая показала, что педагогические работники из разных регионов мало знакомы с традициями и культурой кавказских народов, у многих существовало стереотипное восприятие регионов Северного Кавказа как «небезопасных». Всего 10 дней программы мероприятий в Грозном, включавших активное общение с педагогическими работниками Чеченской Республики, позволили сформировать интересы, темы и задачи по взаимодействию. Многие педагоги, подключив свои школы, продолжают профессиональное общение до сих пор, делятся своими впечатлениями о Чеченской Республике в социальных сетях как о «регионе-открытии, в котором живут гостеприимные и профессиональные люди, учатся высококультурные, образованные и воспитанные дети», наметили маршруты для путешествий по заповедным местам республики и все чаще становятся активными участниками образовательных инициатив и мероприятий, проводимых непосредственно в Чеченской Республике.
«Всероссийский туристско-краеведческий фестиваль «Калейдоскоп Кавказа» объединил три целевые аудитории. Его участниками стали более 1000 учеников 7-11-х классов российских школ, более 100 российских учителей и 50 студентов Чеченского государственного педагогического университета.
Проект охватил 5 мероприятий краеведческой и туристской направленности, формирующих общероссийскую гражданскую идентичность и межнациональное согласие.
Конкурс проектов среди команд общеобразовательных организаций Российской Федерации «Мой дом, моя улица на туристической карте России» был направлен на освещение исторических, культурных и природных достопримечательностей России. В нем приняли участие более 100 школьных команд, подготовивших медиа-контент о достопримечательностях своих регионов. А 15 команд-победителей конкурса приехали в Грозный, продолжив свое участие в проекте на образовательном интенсиве «Наследие России» для чеченских школьников и студентов.
Учителя, представлявшие команды-победители, вместе со своими учениками презентовали подготовленные конкурсные материалы и провели внеурочные мероприятия по своим сценариям.
Туристско-краеведческая экспедиция по Северному Кавказу «ProКавказ» стала призом победителям конкурса «Мой дом, моя улица на туристической карте России» и незабываемой неделей неофициального дополнительного отпуска в сентябре. Ее участников ждали исторические, культурные и природные объекты в районах маршрута: Грозный (Чеченская Республика) – Магас (Республика Ингушетия) – Владикавказ (Республика Северная Осетия (Алания) – Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика) – Пятигорск (Ставропольский край).
Итогом экспедиции стал туристский слет для школьников «Выше гор». В этно-культурном музее под открытым небом «Шира-Г1ала» (село Герменчук Чеченской Республики) силами студентов ЧГПУ для участников экспедиции и школьников из Чеченской Республики была организована культурно-образовательная программа, отображающая традиции народов Северного Кавказа (мастер-классы, тренинги, спортивные соревнования по народным играм).
15 команд-победителей разъехались по домам, но проект еще не закончен. Студенты Чеченского государственного педагогического университета до конца года проведут в школах Чеченской Республики серию образовательных мероприятий на основе сценариев внеурочных занятий и видео-роликов, подаренных им школьными командами, посетившими Чеченскую Республику в рамках проекта.
Так, события проекта превратились в со-бытие (событие как переход к совместному бытию). Со-бытие в воспитании всегда означает открытость друг другу через вовлеченность в общение, отношения, деятельность.
Проект получился с прицелом дальнего действия, но его социальные эффекты можно видеть уже и сейчас. Педагоги и школьники, принявшие в нем участие, уже пишут организаторам: «Пожалуйста, сообщайте нам всегда о новых проектах, и передайте привет ребятам из Грозного».
Идрис Джабраилов, фото предоставлены автором
Комментарии