С 1 сентября 2022 года был осуществлен переход начальной школы на новый ФГОС. В соответствии с этим выделяют следующие цели обучения математике в начальной школе: освоение начальных математических знаний; формирование функциональной математической грамотности; обеспечение математического развития; становление учебно-познавательного мотива и интереса к математике, важнейших интеллектуальных качеств.
На достижение этих целей ориентирована программа «Школа России». В 2023 году издательство «Просвещение» выпустило новые учебники по математике для начальной школы, которые соответствуют новому ФГОС и входят в новый Федеральный перечень учебников. Среди них «Математика» авторства М.И.Моро (в дополнение к нему часто используют рабочие тетради С.Ю.Кремнёвой). Также в этом году издательство «Экзамен» планирует выпуск учебных пособий (рабочих тетрадей, проверочных работ, тренажеров) как к старой, так и к новой версиям учебников.
Рассмотрим рабочие тетради, которые являются прекрасным дополнением к учебнику «Математика» М.И.Моро. Предназначенные для учеников 1-4-х классов, они представлены в двух частях. Вот их достоинства:
- Тетради полностью соответствуют содержанию учебников.
- Они содержат достаточно заданий, с помощью которых нетрудно сформировать у младших школьников хорошие, крепкие навыки выполнения основных математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления.
- Там много геометрических заданий, заданий на величины, логических заданий, которые часто вызывают трудности у детей и которых не всегда хватает в учебниках.
- В них много творческих, развивающих заданий.
- Наконец, их удобно использовать для самостоятельной работы школьников.
В рабочих тетрадях для 1-го класса собраны разнообразные упражнения, которые помогут отработать программный материал и способствуют развитию наблюдательности, логики, образного восприятия, памяти. Например: «Реши ребусы и запиши загаданные слова», «Установи закономерность и заполни ряд», «Найди закономерность. Допиши недостающие примеры, соедини стрелками», «Покажи белочке путь к 4 орехам. Начало пути обозначено ×» (рис. 1).
Обилие заданий творческого характера – отличительная особенность данных тетрадей. Первоклассники выполняют их с удовольствием. Например: «Нарисуй ответ», «Раскрась части рисунка в соответствии со значением выражения», «Соедини числа в порядке уменьшения и раскрась получившееся изображение» и т. д. (рис. 2).
Тетради представлены в цветном оформлении. Преобладающее число заданий сопровождается рисунками, схемами, таблицами. Это обусловлено особенностями мышления первоклассников, которое определяется как наглядно-образное.
Содержание каждой рабочей тетради направлено на отработку навыков использования арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работу с алгоритмами выполнения арифметических действий.
Последняя ступенька в изучении каждого раздела – рубрика «Что узнали. Чему научились». Ребята получают возможность совершенствовать вычислительный навык, умения решать задания на основе геометрического материала, решать текстовые задачи. Наибольший интерес у первоклассников вызывают нестандартные задания, где необходимо применить полученные знания в жизненных ситуациях.
Рабочие тетради для 2-го класса содержат задания, которые способствуют накоплению у младшего школьника опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые помогают развивать теоретическое и пространственное мышление, воображение и математическую речь, ориентироваться в математических терминах и понятиях: «Восстанови действия в «цепочке», «Запиши, сколько треугольников в каждой фигуре», «Проведи в фигурах оси симметрии. Зачеркни фигуру, в которой ось симметрии провести нельзя» и т. д. (рис. 3, 4).
Во втором классе работе с таблицами уделяется больше внимания, поэтому в тетрадях все чаще встречаются задания на совершенствование данного умения: «Составь задачи по таблице. Заполни таблицу», «Выполни действия и заполни таблицы. Определи время, за которое ты выполнил работу. Сравни свой результат с результатами учеников класса» и т. д.
В рабочих тетрадях для 3-го класса присутствуют задания, которые направлены на совершенствование умения распознавать математические объекты, оценивать готовые решения учебной задачи, применять полученные знания в измененных условиях. Например: «Раскрась квадратик рядом с задачей тем же цветом, что и выражение для ее решения», «Найди площадь фигуры разными способами», «Раздели квадрат на четыре равные части тремя разными способами», «Запиши выражения в строчку так, чтобы порядок действий не изменился. Найди их значения» и т. д. (рис. 5).
Рабочие тетради 3-го класса содержат в себе задания: «Магические круги» (работа с кругами Эйлера), «Вычислительная машина работает по данному алгоритму. Выполни алгоритм и заполни таблицу» (работа с блок-схемами), «Рассмотри диаграмму распределения площади сельскохозяйственных земель в фермерском хозяйстве и ответь на вопросы» (работа с диаграммами) и т. д. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся (рис. 6).
В завершение изучения разделов представлены итоговые проверочные работы. Используя их в процессе обучения, учитель осуществляет регулярное управление учебной деятельностью школьников и ее корректировку.
В рабочих тетрадях для 4-го класса большое внимание уделяется работе с разными видами текстовых задач. Их содержание дает богатый материал для нравственного воспитания обучающихся.
Встречается множество заданий с геометрическим материалом (нахождение площади и периметра фигур, «Составь из фигур прямоугольник. Вычисли его площадь», «Проведи оси симметрии у каждой фигуры», «Дорисуй недостающую часть каждой фигуры» и т. д.).
Увеличение объема материала из различных разделов математики (арифметики, алгебры, геометрии, логики) направлено на установление перспективы математического образования младших школьников.
Следующее пособие, которое учитель может активно использовать в процессе обучения на уроке математики по программе «Школа России», – «Проверочные работы по математике» издательства «Экзамен» автора Е.В.Трофимовой. Оно содержит тексты проверочных работ и тестов по математике для 1-4-х классов, составленные в полном соответствии с программой и учебно-методическим комплектом пособий по математике авторского коллектива под руководством М.И.Моро. Материал пособия представлен в определенной системе: проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам, на которые разбивается каждая тема определенного года обучения, а тесты обеспечивают итоговую проверку всей изученной темы. Материал расположен по темам в порядке прохождения его в 1-4-х классах. Проверочные работы составлены в соответствии с требованиями минимума содержания образовательного стандарта.
Предложенные в пособии проверочные работы и тесты невелики по объему, а наличие печатной основы позволяет значительно сократить время на их выполнение. Также предусмотрены задания повышенного уровня сложности, призванные создать условия для развития познавательного интереса у учащихся к математике, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, повысить уровень математического мышления, расширить математический кругозор учащихся.
Значительное место отведено предметным тестам, использование которых дает высокие педагогические результаты (рациональное использование времени урока; охватывание большего объема учебного материала; быстрое установление обратной связи с учениками и определения уровня усвоения материала; возможность определить пробелы в знаниях и умениях и внести соответствующие коррективы; тестовая проверка дисциплинирует учеников, индивидуализирует работу с учениками; стимулируется саморазвитие учеников, повышается их интерес к предмету).
Пособие также предназначено для проведения рефлексии в процессе обучения: дети выполняют предложенные работы, сами оценивают и фиксируют результаты своей учебной деятельности и продвижение по каждой из изучаемых тем. Для этого в конце каждого предметного теста детям предлагается лента успеха.
Важно отметить, что рабочие тетради и проверочные работы имеют одинаковое оформление. Это положительно сказывается на восприятии заданий, устраняет излишнюю тревожность и психический дискомфорт при самостоятельном выполнении заданий.
Все это может и должно быть использовано педагогами в образовательном процессе. Подобные сборники разнообразных заданий способствуют не только отработке вычислительного навыка или усвоению базового математического знания, но и насыщению урока математики нестандартным, творческим материалом. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Грамотное использование рассмотренных сборников поможет более крепко усвоить знания и способы действий в начальном курсе математики. Я уверена, что благодаря им у учеников появится желание отказаться от образца, проявить самостоятельность, работать в условиях поиска и развития сообразительности и любознательности.
Татьяна АНИСИМОВА, учитель начальных классов медведевской школы №2, Республика Марий Эл
Комментарии