Представляем вашему вниманию специальный выпуск Сетевого издания «Учительская газета» за июль. На его страницах наши авторы рассказали о важных новостях и интересных событиях в сфере образования.
Никита Чудин, главный редактор сетевого издания «Учительская газета»:
– Уважаемые читатели!
Остается два месяца до столетнего юбилея «Учительской газеты», который мы отпразднуем с нашими друзьями и партнерами 3 октября.
Совсем недавно мы с коллегами и учителями побывали в уникальном музее «На родине Д.И. Менделеева» при Верхнеаремзянской школе в Тюменской области, где сразу же при входе увидели экспонат, бережно хранящийся под стеклом, а именно – первый номер «Учительской газеты», который вышел в 1924 году. Для нас это стало драгоценным подарком и добрым знаком на будущее! Мы оставили в музее наш июньский номер, который теперь будет храниться рядом с первым выпуском.
Вот такая удивительная вековая история, соединяющая прошлое и настоящее главного педагогического издания страны. Это вдохновляет нас на новые свершения!
Читайте специальный выпуск «Учительской газеты» за июль по ссылке.
Авторы сетевого издания «Учительская газета» подготовили статьи об интересных образовательных событиях, важных исторических датах и о всероссийских педагогических конкурсах.
Прошли первые «Умные каникулы»
Тобольский меридиан: «Умные каникулы» со звездами педагогики прошли на курорте Алемасова. Культурно-образовательная сессия «Умные каникулы» прошла на курорте Алемасова, где собрались десятки сибирских учителей, чтобы даже в отпуске продолжать повышать свою квалификацию.
«Умные каникулы» в Тобольске: мы стали свидетелями рождения нового проекта. Что общего между Тобольским многопрофильным техникумом, компанией «СИБУР», «Учительской газетой» и конкурсом «Учитель года»? Новый уникальный проект, который объединяет! «Умные каникулы» – площадка, которая собрала в прекрасном древнем городе Тобольске учителей физики, математики, химии из городов присутствия компании «СИБУР» и учителей года – победителей, лауреатов-спикеров, наставников. Важно, что главной целью программы стало взаимовыгодное сотрудничество.
Педагогические конкурсы
Два конкурса «Учитель года» в СССР: как в переломные для страны годы проходили первые педагогические состязания. Номер «Учительской газеты», который вышел в свет 30 декабря 1989 года, можно считать отправной точкой, началом большого пути в конкурсном движении.
Добрый и многогранный. Более 7000 учителей начальных классов со всех уголков страны изъявили желание в 2024 году попробовать свои силы во Всероссийском профессиональном конкурсе «Первый учитель». 30 из них стали финалистами – они встретятся в финале в Екатеринбурге.
Опубликованы методические рекомендации к испытаниям «Учитель года России-2024». Критерии оценки конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России-2024» состоят из общих положений, где четко расписаны все действия жюри и как оно оценивает конкурсантов, а также методические рекомендации по каждому конкурсу.
В финал Всероссийского конкурса «Директор года России» вышли 30 человек. В 2024 году на участие в конкурсе было подано более 700 заявок от директоров российских школ. Во время отборочного заочного этапа руководители учебных заведений прошли конкурсные испытания «Профессиональное тестирование» и «Мотивационное письмо». Теперь финалисты конкурса встретятся осенью на очном заключительном этапе, который пройдет в несколько туров.
Образовательные мероприятия
В СПЧ обсудили, нужно ли возвращать в школы оценки за поведение. В Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека прошло расширенное заседание рабочей группы СПЧ по вопросам образования. Ключевой темой заседания стала школьная дисциплина. Руководитель рабочей группы СПЧ по вопросам образования Екатерина Сморода заявила, что у педагогов должен появиться реальный инструмент воздействия на нарушителей дисциплины.
По велению души: в Санкт-Петербурге прошел ФКР. Встреча ФКР в СЗФО собрала 300 участников из 11 регионов округа, еще около трех тысяч человек подключились онлайн. Среди участников были классные руководители, кураторы групп среднего профессионального образования, заместители директоров школ по воспитательной работе, директора школ и СПО и другие представители педагогического сообщества общего и среднего профессионального образования региона.
ФКР: как много в этих буквах! Форум – это всегда люди! Общение! Обмен мнениями и практиками, даже в неформальной обстановке, сидя в дружеском кругу! Полезно повторить что-то, увидеть, как это делают другие, вспомнить забытые уроки и методы, поделиться своими, узнать новое.
Педагоги и ученики из 34 регионов стали участниками XXII летней школы «Учитель года». 300 участников из 34 регионов приехали в лагерь XXII Экологической экспедиции школьников России. Их ждали мастерские от учителей года, интеллектуальные игры, спортивные состязания, квизы, мастер-классы, концерты, встречи с интересными людьми.
Лето на Байкале: Межрегиональная экспедиция школьников глазами детей. XXII Межрегиональная экспедиция школьников России подошла к концу. Стремительно пролетели 14 дней на Байкале. Много сделано, много пройдено, и много новых планов на будущее. И не случайно экспедиторы, разъезжаясь, задаются вопросом, где пройдет следующая «зимка», следующая «экспа». Эта необычная педагогическая программа продолжает жить и действовать. И год от года она охватывает все большее количество регионов и людей. В чем же ее живучесть, уникальность, необычность? Что она несет в себе, прежде всего для детей? Об этом стоит спросить у самих участников.
За Уралом тоже Россия! Почему отряд Головнера каждое лето слетается в указанное место? «Что такое межрегиональная экспедиция школьников России?» – спросит не бывавший ни разу в ней учитель или ученик. Я отвечу: «Это друзья! Это педагогические приключения! Это открытие мира России (природы, традиций, людей). Это надежность!».
Теплые ветры Русского Севера: летний методический лагерь в Поморье объединил педагогов из разных регионов. В конце июня – начале июля в Пинежском районе Архангельской области прошел летний методический лагерь, организатором которого выступил областной Институт открытого образования. Его участниками стали более 100 учителей Поморья и других регионов России, в том числе и Ленинградской области.
Юбилеи и памятные даты
Кузница гениев. 60 лет назад состоялся первый выпуск учеников физико-математической школы-интерната при МГУ.
Петр Каптерев: ученый, который первым ввел в обиход понятия «педагогическая психология» и «педагогический процесс». Когда размышляешь над путями развития российского образования, судьбами его подвижников, то становится ясно, что Петр Федорович Каптерев (1849-1922) одна из наиболее крупных величин отечественного просвещения. Вся его более чем полувековая научно-педагогическая деятельность – это беззаветное наставническое служение России, школе, учительству и детям.
Опережая время: к столетию выдающегося ученого и педагога Всеслава Горецкого. Большое место жизни Горецкого занимала педагогико-просветительская деятельность. Начиная с 1968 г. он преподавал в МГПИ им. В. И. Ленина и ряде других институтов. Долгие годы он разрабатывал решения многих общих проблем начального образования и участвовал в их практической реализации. Он был членом ученых комиссий по проблемам подготовки учителей начальных классов, учебно-методического совета Минпросвещения СССР, проблемного совета по начальному обучению при Президиуме АПН СССР.
Лицедеи Василия Шукшина: законы «наоборотности» и театральность прозы. 25 июля 2024 года Василию Макаровичу Шукшину, выдающемуся писателю, кинорежиссеру, сценаристу, актеру, исполнилось бы 95 лет. К этой юбилейной дате мы представили нашим читателям очерк, который был написан известным театроведом, историком театра, доктором филологических наук, профессором Маргаритой Георгиевной Ваняшовой.
Стыдно не быть великими! Ко дню рождения Евгения Александровича Евтушенко. Избранные места из разговоров с великим поэтом.
Россияне отметили «Единый день фольклора»: в 2024 году праздник посвящен Году семьи. С какой целью был установлен праздник? Ответ напрашивается сам собой. Задачей события, превозносящего народные традиции и обычаи, является сохранение и передача культурного наследия будущим поколениям, укрепление межэтнических связей и развитие интереса широких кругов населения к фольклору, ставшему народным достоянием нашей страны.
О воспитании и образовании
Два мира, две реальности: луч света в царстве Тупости Беспросветной. Лето – время каникул и отпусков, отдыха, путешествий, ярких впечатлений от новых и прежних мест. А еще это возможность спокойно почитать, подумать о том, на что не хватило времени в учебной текучке. Иногда на фоне усталости говорят, что хочется «тупо полежать». Но пожелаю не тупого, а умного отдыха. Об этом и рассказывает следующая сказка.
Вызов на задачу. Размышления о «цифре», языке, литературе и общей культуре.
Ребенок – зеркало семьи: секреты комфортного общения учителя и родителя. Образовательный процесс – это не только взаимодействие двух личностей, педагога и ученика, он предполагает вовлечение и ряда других людей. Чем младше ученик, тем активнее в учебном процессе участвуют его ближайшие родственники. Любой опытный педагог за время своей деятельности мог встретить разные типажи родительской заботы. Поговорим о том, как выстроить оптимальную стратегию поведения с разными мамами и папами, чтобы облегчить и ученику, и учителю совместное решение образовательно-воспитательных задач.
Любить и понимать: чем важна идеология госпитальной педагогики для развития образования. Проект госпитальных школ в современной России родился на рубеже 2012-13 годов, начал реализовываться в 2014 году. Для этого свой профессиональный опыт объединили три специалиста: академик РАО, директор московской 109-й школы Евгений Ямбург, академик РАН, главный детский гематолог и онколог Александр Румянцев, ставший основателем Центра имени Димы Рогачева, и руководитель проектного офиса «УчимЗнаем» Сергей Шариков. Сергей Витальевич напомнил нам о создании проекта и рассказал о его идеологии.
Какие нравственные ценности важны для современной семьи: мнение доктора педагогических наук. Какие этические стандарты и нравственные ценности важны для современной семьи? Как управлять счастливой семейной атмосферой, в чем польза семейного добровольчества в стране и существуют ли единые рецепты счастливых семей? Говорим об этом с доктором педагогических наук, ректором Института открытий, замруководителя Каспийского научно-образовательного центра Российской академии образования, профессор Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева и слушателем образовательного семинара в Центре знаний «Машук» Сергеем Тетерским.
Комментарии