Байкальск встретил нас ароматной клубникой прямо на перроне, когда мы со своим экспедиторским скарбом вывалились из скорого поезда «Москва – Чита». Не торгуясь, схватили по стакану ароматной ягоды и, держа его зубами, загрузились в автобус. Нас ждали в Байкальском техникуме отраслевых технологий и сервиса, на территории которого разместился лагерь XXII Экологической экспедиции школьников России.
Иркутская область стала местом проведения экспедиции уже второй раз: самая первая экспедиция прошла на Байкале, в деревне Листвянка. Тогда экспедиторы ночевали в школьном спортзале на полу и проводили мастерские на каменном берегу самого чистого и глубокого озера. Их было всего 57, первопроходцев экспедиции. Учитель года Иркутской области Ольга Геннадьевна Кондратьева была инициатором проведения первой экспедиции, и эта идея так понравилась учителям года разных лет, что экспедиция стала ежегодной и быстрорастущей. На этот раз 300 участников из 34 регионов разместились в отнюдь не полевых условиях: жили в общежитии, питались в комфортной столовой, мероприятия проводили в актовом зале, мастерские – в аудиториях техникума. Хотя никто не возражал, когда в дождливый день выглядывал из-под крыши уютного корпуса и наблюдал потоки воды, угрожающие палаточному лагерю, но не нашему кампусу. Экспедиция в центре города Байкальска! Поэтому все свои мастерские я провела на берегу Байкала, поставив перед собой задачу встречаться с ним каждый день, несмотря на полную ежедневную загрузку. Дело в том, что Владимир Нодарович Головнер, руководитель ежегодной Экологической экспедиции школьников России, всегда составляет очень насыщенную программу для ее участников, занимая каждый час экспедитора полезными делами (трехчасовыми мастерскими от учителей года, интеллектуальными играми, спортивными состязаниями, квизами, мастер-классами, концертами, встречами с интересными людьми). Да и спать было некогда, после отбоя появлялась возможность общаться с друзьями, и она была дороже сна.
Не только я старалась провести свою фотошколу в условиях пленэра. Физик Андрей Иванович Сёмке измерял радиационный фон вод Байкала, филологи Татьяна Ивановна Замятина и Эльвира Федоровна Шаповало разыгрывали балы и дуэли на побережье, биолог Александр Александрович Буханистов сравнивал хвойные и лиственные деревья в округе, Надежда Владимировна Зюзина показывала ребятам лекарственные травы на полянах, а географ Галина Геннадьевна Монакова с лопаткой наперевес искала ярко выраженные слои почвы за пределами лагеря. Старейшина экспедиции Геннадий Савватьич Петров представлял возможности живой природы для современной науки бионики, Любовь Михайловна Булгакова определяла виды лишайников в лесу, Владимир Нодарович Головнер собирал полевые цветы и изучал их химический состав, Валерий Александрович Конышев обучал ориентированию по компасу и вахтенной доске, Алексей Александрович Уржумов учил управлять летательными аппаратами и снимать видео с высоты птичьего полета, Надежда Михайловна Растрепина ознакомила ребят со способом измерения высоты дерева с помощью… палочки. Наталья Алексеевна Ковтанюк заглядывала «На ту сторону Байкала», так называлась ее мастерская. Невозможно описать в одной статье все полевые мастерские, которые были представлены в экспедиции, настолько широко охвачены предметные области – от изобразительного искусства и литературы до истории, от точных наук до предметов естественно-научного цикла.
Каждый день за обеденным столом я спрашивала ребят из своей делегации, какие мастерские они посетили, и каждый день жалела, что не смогла попасть на каждую! Приведу впечатления юных экспедиторов по следам обучения в полевых мастерских.
«Этим летом я была в экспедиции первый раз. Занятия, которые мы посещали, были очень интересными, но больше всего мне запомнился урок про автономное существование в природе. Светлана Владимировна Коблякова повела нас в лес, маршрут был извилистый и долгий, что нас настораживало, и, как оказалось, не зря, ведь после наша группа сама должна была выбраться из чащи. Придя на нужную поляну, учитель начала рассказывать нам правила выживания в автономном лесу. Материал, который нам преподнесли, был настолько качественно отобран, что скучать не пришлось! На этом уроке я узнала, как разжечь костер с помощью подручных предметов, как прокипятить воду в полевых условиях и как понять, откуда ты пришел. Это был самый увлекательный и незабываемый урок, я рада, что смогла его посетить и поучаствовать в нем» (Алла Ильенко, Красноярск).
«Это моя восьмая экспедиция, и в этот раз я смог посетить очень интересный для меня урок. Он назывался «Пустой лист: основы композиции в рисунке». На уроке мы поговорили о некоторых популярных художниках, например о Малевиче, об их работах и абстракционизме в целом. Мы приступили к практической работе: начали рисовать абстракцию, основываясь на реальном пейзаже, презентовали свои рисунки нашему педагогу Анне Алексеевне Корнеевой. Во время урока я научился рисовать в формате абстракционизма, а также пополнил свои знания о композиции» (Данил Брюханов, Красноярск).
«В 2024 году я впервые побывал в экспедиции, и она была на Байкале! Мне больше всего запомнилась мастерская Натальи Агофоновой «Филологическая мафия». Сначала мы группой сыграли в игру «Мафия». Потом записывали видео о себе, важно отметить, что видео должно было длиться 59 секунд! Это потому, что Наталья из 59-го региона – Пермского края. Потом мы распределяли все слова из этого видео по частям речи. Оказалось, что о человеке можно рассказывать очень многое, зная, какие части речи он чаще всего использует в диалоге. Мне очень понравилось» (Арсений Лябегин, Красноярск).
«Экспедиция – это творчество, экспедиция – это поток, поток мыслей, эмоций, который начинается незадолго до встречи на вокзале, а затем постепенно разгоняется и сохраняет свой темп еще месяц. В экспедиции тебя всегда окружают разные люди, здесь что-то происходит каждую секунду, каждый день особенный. Это все благодаря друзьям, преподавателям и случайным людям (но не случайным с точки зрения судьбы, я в нее верю), погоде, тебе самому. Многие преподаватели привезли с собой невероятные мастерские, которые вынуждали меня пересмотреть взгляды на вещи, многие мои принципы сгорели, мысли заводили в долгие размышления. Пришлось признать, что во взрослой жизни нет той стабильности, о которой я мечтала. Я грезила вырваться в самостоятельность, в полный самоконтроль, но выяснилось, что стабильность есть только в детстве. Я научилась самому главному – быть счастливой. Меня научили ценить каждый миг, себя, улыбаться миру на мастерских Светланы Сергеевны Ильиной и Марины Николаевны Чешевой. Я люблю экспедицию за тех интересных и творческих людей, которые окружают тебя в течение двух недель, впоследствии вы разъезжаетесь, но связь не теряется. Ты едешь домой и точно уверен, что у тебя теперь есть еще минимум по одному другу из 33 регионов страны. Мы прощаемся, но обещаем еще встретиться. Мы качаемся в кругу, и я пытаюсь быстро успеть запомнить лицо каждого, пересечься взглядом и поселить каждого человечка к себе во внутренний мир. Я боюсь не успеть к концу песни. Я надеюсь еще встретиться, может, нас сведет экспедиция, может – судьба. Все мы такие разные, у всех разная культура, но в эту секунду нас объединяет одно – этот круг и песня «Расстояния». Крепко и долго обнимаю на прощание, а про себя шепчу и прошу, чтобы эта встреча была не последней» (Полина Елизарова, Санкт-Петербург).
В экспедиции, как в отдельном государстве, есть распорядок, законы и традиции. Здесь исправно работает пресса: полевое телевидение и полевая газета. Я попала в команду полевого ТВ с профессионалами-журналистами Дарьей и Владимиром Смолевыми. Было невероятно сложно ежедневно готовить выпуск, при этом проводя мастерские и участвуя в мероприятиях экспедиции. Но благодаря детской команде телекомпании «Бай-бай-ТВ», так назвал ее наш репортер Артем Смолев, мы радовали всех экспедиторов новыми вечерними выпусками. И они отражали самые насущные вопросы: встречи и расставания друзей, учеба и жизнь после отбоя, командные испытания и, конечно, особенности Байкала. Например, один из первых выпусков был посвящен байкальской нерпе, которую все мечтали увидеть, вглядываясь до боли в глазах в пятнышки на водной глади Байкала, но удалось это лишь Андрею Ивановичу Сёмке, который успел даже сфотографировать ее изящный профиль. Байкальский омуль тоже стал героем очередного выпуска, во-первых, как эндемик Байкала, а во-вторых, как изысканное лакомство местной кухни. Полевой пресс-центр под руководством Марины Ивановны Никоарэ каждое утро встречал нас свежими газетами, настоящими четырехполосными бумажными выпусками про жизнь в экспедиции. Авторами заметок, конечно, были юные и взрослые экспедиторы. Одной из ярких рубрик были замечательные и остроумные хокку от Максима Носенко. Оцените их вместе со мной:
Уж лесная тропа
Обвилась вокруг шеи.
Нагулялся.
Еще:
Тяжело вкусом быть региона,
Думали, тихо вздыхая,
В омуте омули…
Или:
Длинный берег
В лист осоки уперся
Вот упертый!
Один из поэтов экспедиции Дмитрий Гольдман с псевдонимом Дмитрий Пушкин поразил меня своими стихами.
Над звездным небом замер маятник времен,
Весь мир находится под чьей-то
юрисдикцией;
Расчерчен горизонт – и в множестве имен
Горит одно лишь слово – экспедиция.
Нас завела сюда дорога неспроста –
Событиям здесь нет конца и края.
Расчерчен горизонт – и голоса
Смеются, этот миг соединяя.
Вот ночь – стабилен лагерь наш,
Искрится он под светом Ориона.
Расчерчен горизонт – на завтра пляж
Или лесок; дороги выбора свободны.
И разольется золотом рассвет,
Волной ему вторят Байкала воды.
Расчерчен горизонт – и вместо всех побед
Одна – для человека и природы.
Мы днем все станем чуточку мудрей,
И вечер вырвется под струны гитариста.
Расчерчен горизонт – и света шар
Утонет, чтобы завтра возродиться.
Ведут нас дальше тысячи дорог,
В судьбы хитросплетеньях утопая.
Уж много раз расчерчен горизонт –
Но небо загорится вновь, всех нас соединяя.
Наши две недели промчались, как Байкальский экспресс, именно так была названа газета экспедиции. Зарядку сменяли мастерские, мастерские – вечерние мероприятия, квизы, игры, концерты… И последним приветом от Байкала на перроне была… конечно, запашистая клубника, которую некуда было упаковать, только взять стаканчик зубами…
Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов школы №137, Красноярск, фото автора
Комментарии