Ежегодно учителя-практики проводят анализ результатов Всероссийских проверочных работ, чтобы скорректировать работу по своему предмету на будущий год. Но, к сожалению, выводы и предложения достаточно большого количества педагогов сводятся к тому, что необходимо усилить подготовку к написанию ВПР непосредственно накануне проведения.

Способен ли ученик справиться с работой на качественном уровне без подготовки? Нужна ли дополнительная подготовка ребятам? В чем же основная задача учителя при организации процесса подготовки к ВПР? Как нужно организовывать работу в течение года, чтобы не тратить драгоценное время перед написанием работы, в период, когда у ребят идет общая волна ВПР по всем предметам? Я думаю, что этими вопросами задаются многие учителя. И единственно верный ответ каждый педагог находит для себя сам.
Сегодня практически каждый из нас не стал бы упускать возможность использовать КИМы Всероссийских проверочных работ в своей практике.
Одним из вариантов оптимизации работы учителя и учеников является систематическое включение на уроках заданий, содержащихся в КИМах Всероссийских проверочных работ. Речь идет не о формате работы по типу: «…а сейчас предлагаю в оставшееся время посмотреть задание, предлагаемое на ВПР в этом году…» Я говорю о поиске и грамотном использовании заданий, аналогичных тем, что ребята увидят во время работы.
Образец Всероссийских проверочных работ ежегодно находится в открытом доступе, но его недостаточно. Важно найти инструмент, который можно использовать систематически для расширения спектра задач, где применяются те или иные знания, полученные на уроке. Конечно, с этой целью можно мониторить огромное количество всевозможных ресурсов и собирать собственную копилку заданий, а можно анализировать те сборники, которые сегодня предлагают издательства. Сегодня перед нами открыто изобилие различных сборников: от «красивых» до «полезных».
Когда практикующий учитель подбирает для работы качественный сборник, он в первую очередь просматривает формулировки заданий. Можно сравнивать их с заданиями ВПР, но я всегда ищу в заданиях интересные «развороты» применения знаний. Одним из таких инструментов для меня являются сборники ВПР под редакцией И.В. Ященко.
Рассмотрим основные положительные стороны этих пособий на примере сборника «Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ / И. Р. Высоцкий, Л. А. Титова; под ред. И. В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен». Следует отметить, что он рекомендован Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования. Соответственно, каждый учитель может использовать в своей работе этот качественный инструмент.
![]() |
![]() |
![]() |
Попробуем понять, насколько данный инструмент актуален сегодня. Многие учителя, увидев изменения 2025 года во Всероссийских проверочных работах, озадачились. Ведь в этом году не просто увеличено количество заданий с 10 до 17 и продолжительность по времени написания вдвое, а изменен подход. Проверочная работа состоит из двух частей. Часть 1 включает задания 1–11. При проверке засчитывается только ответ, а само решение не является объектом проверки. Часть 2 состоит из заданий 12–17. В заданиях части 2 объектом проверки является именно последовательность действий и рассуждений ребенка.
Примечательно, что в ВПР отсутствуют задания тестового характера – все они предполагают краткий или развернутый ответ. На самом деле, я, как и большая часть моих коллег, считаю этот формат отличной подготовкой к выпускным экзаменам. Начиная с 5-го класса, ребята должны адекватно оценивать свой уровень освоения программы. Они способны овладеть основными способами действий при решении различного типа задач. Указанный сборник полностью отражает данную структуру работы. В нем представлено 10 вариантов для работы, каждый из которых соответствует изменениям.
Есть часть заданий, которые сохранились с предыдущих лет. В частности, задание 13 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий (ранее это задание 6). Но при этом само задание находится во второй части, что само по себе дает обучающимся установку на аккуратность и обдуманность при решении.
Задание 3 (ранее задание 4), в отличие от вариантов прошлых лет, представлено в гораздо более широком спектре.
Именно с помощью различных формулировок этого задания учитель получает возможность показать своим ученикам, что на данных примерах происходит усвоение навыков работы с компонентами арифметических действий.
Задания 4 и 14 представляют собой структурированное представление информации (таблицы, диаграммы, схемы, графики). Они направлены на развитие умений анализировать и интерпретировать представленные в различном виде данные. Ни для кого не секрет, что в учебниках по основным УМК мало задачного материала, представленного в такой форме. Однако навык работы с этой информацией важен и в 5-м и в 11-м классах. Использование подобных формулировок в повседневной практике помогает решить вопрос с подготовкой первых задач ОГЭ по математике. Поэтому включение заданий подобного формата в повседневную практику не отнимает много времени, но оказывает благоприятный эффект для восприятия и анализа ребятами информации. В своей практике задания в подобном формате я включаю, начиная с 5 класса.
Отдельного внимания заслуживают задания с геометрическим содержанием. Умение находить площадь, периметр простейших геометрических фигур проверяется заданиями 5, 8 и 15. Все предложенные вариации – различного уровня сложности, представленные с наличием графического изображения и в текстовом варианте.
Задание 6 выявляет умение работать с координатным лучом, что является основой для формирования навыка сравнения чисел.
Использование в повседневной практике заданий такого формата возможно даже на этапе устного счета. Важно, чтобы ребята не «отвыкали» от визуализации с помощью координатного луча.
Задание 9 проверяет знание основных признаков делимости. На мой взгляд, его наличие дает несомненный положительный эффект для формирования навыка работы с обыкновенными дробями.
Используя на уроках подобные формулировки, учитель сможет добиться более осознанного подхода ребят к применению признаков делимости на практике.
Задание 10 проверяет умение оценивать значения дробей. Ранее таких заданий не было на ВПР. На самом деле сложно переоценить тот образовательный эффект, который достигается при работе над данным типом заданий, тем более что они есть и в КИМах ОГЭ.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданием 16. По содержанию текста ученик может сразу определить, к какому типу относится данная задача; какие математические модели понадобятся для нахождения промежуточных результатов и какой алгоритм приведет к ее решению.
Среди представленных вариаций – задачи на движение, работу, сравнение (в прямой и косвенной формах), стоимость товаров; геометрические задачи; задачи на применение полученных знаний на практике и в повседневной жизни.
![]() |
![]() |
![]() |
Нельзя не сказать о сборнике ВПР для 7 класса. Коллеги-математики, думаю, поймут, почему я взяла именно его – в этот период ребята начинают работать с многочленами, и привычные для них числовые выражения отходят с переднего плана. Более широкая палитра формулировок заданий в курсе 7 класса окажет самое благоприятное влияние для качественного усвоения материала на уровне понимания.
Почти с самого начала, в задании 2, информация представлена в виде таблиц и диаграмм.
Аналогичная ситуация прослеживается и далее. Так, например, Задание 9 тоже имеет два вида представления информации. Умение анализировать графики формируется не только в рамках изучения темы «Функция». Работа с задачами такого формата позволяет ребятам определить собственную стратегию «от текста к графику» или «от графика к тексту».
Одной из самых значимых и серьезных тем курса седьмого класса является тема «Формулы сокращенного умножения». К сожалению, формулировки заданий учебников способствуют «клишированию» области применениям ФСУ для решения двух задач: раскрытия скобок и разложения многочленов на множители.
![]() |
![]() |
![]() |
Задание 10 позволяет учителю продемонстрировать широту применения таких формул. Применяя в своей практике задания с подобными формулировками, учитель показывает, что важно формировать умение «видеть» ФСУ, а не «считывать» их в формулировке задачи. Конечно, работа с подобными заданиями должна быть систематической, а не разовой. Но навык, который формируется при такой работе, необходим ребятам и на ОГЭ и на ЕГЭ.
Отдельного внимания заслуживает разбор задания 17, предложенный в конце сборника. Довольно часто ученики стараются решить данное задание, перебирая все возможные варианты, что само по себе является нерациональным.
Напомню, что признак делимости на 11 в школьном курсе математики отсутствует. Но анализируя данное решение, даже без помощи учителя, семиклассник получает доказательство того, что выбранный им метод подбора не является рациональным.
![]() |
![]() |
![]() |
Конечно, сегодня каждый учитель старается помочь своим ребятам подготовиться к предстоящим испытаниям – ВПР, КДР, ОГЭ, ЕГЭ. Как говорится, тяжело в учении, легко… на итоговых испытаниях. Наша задача сегодня не только помочь, но и уберечь своих учеников от учебных и эмоциональных перегрузок. Включая в свою повседневную практику именно задания с подобными формулировками, которых в учебниках недостаточно, я помогаю ребятам легче адаптироваться при работе с КИМами. Ведь воспринимать уже знакомые формы представления информации ученикам гораздо легче.
Автор: Оксана Владимировна Лавринович
Комментарии