“Фонтан крови льет со дна души”
(“Леди Макбет Мценского уезда” на сцене “Геликон-оперы”)
“Фонтан крови льет со дна души…”, – пишет Лев Аннинский об очерке Николая Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Очерк написан в 1865 году, одноименная опера Дмитрия Шостаковича – в 1933-м.
“Леди…” стала одной из самых репертуарных современных опер сегодня, но советская, русская сцена постановками ее не избалована. Дело в том, что на оперу, равно как и на все творчество композитора, в 1936 году началось страшное гонение. Газета “Правда”, верная сталинским критериям в искусстве, опубликовала чудовищную статью “Сумбур вместо музыки”. Какой грязью было полито одно из самых гениальных произведений молодого автора и всей мировой музыки!
И вот теперь, наконец, полную авторскую версию оперы Шостаковича под ее оригинальным названием “Леди Макбет Мценского уезда” показал в свой юбилейный, десятый сезон один из самых популярных, дерзких и смелых оперных театров Москвы “Геликон-опера” в постановке своего художественного руководителя и главного режиссера тридцатилетнего Дмитрия Бертмана.
Как и все, по сути, спектакли “Геликона”, премьера эта обладает неким шоковым элементом и переполнена, может быть, даже слишком щедрым количеством метафор, но, к счастью, как раз в том ключе, в такой драматургии и таком рисунке, что был задуман Шостаковичем. Он писал: “Эта опера о любви, но не только о любви. Она и о том, какой могла быть любовь, если б мир не был полон подлости”. Мы старались воплотить его заветы на сцене…
Этот “фонтан крови”, неудержимая страсть, сметающая все преграды, любой ценой возвеличивающая любимого и разрушающая душу, приближает Катерину к шекспировской леди Макбет. Бертман задумал дилогию – второй частью ее будет “Макбет” Верди, и идти оба спектакля будут подряд в два вечера…
В спектакле занята вся труппа. Одних исполнительниц партии Катерины – пять! И какие разные! Совсем юные, только начинающие свой путь в искусстве, и уже опытные, а то и совсем маститые, как темноволосая красавица, обладательница уникального голоса народная артистка России Лидия Захаренко, блестяще исполнявшая эту роль еще в постановке Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, но сейчас многократно усиленную силой мощного драматизма и пронзительной нежности… Интересен и дебют в партии Катерины молодой Анны Казаковой, но в ее решении есть несколько спорный сексуальный перебор – в эпизоде “родов” и смерти ребенка в “игре” с пластмассовой куклой.
Говоря о премьере, хочется назвать поименно едва ли не всех исполнителей, особенно, кроме Катерины, отметив Сонетку в исполнении Ларисы Костюк, Бориса Тимофеевича (Владимир Огнев), Сергея (Анатолий Пономарев). Превосходно звучит хор (главный хормейстер Татьяна Громова). Самых добрых слов заслуживает сценография Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. Оркестр талантливого Владимира Понькина ярок, темпераментен, но избыточен и… подчас совершенно забывает о том, что он и аккомпанирует певцам, а не только играет самостоятельно.
Впрочем, писать о недостатках не тянет. Потому что спектакль только что родился, и ему еще предстоит устояться и отстояться. Эта триллер-опера наверняка привлечет самое серьезное внимание зрителей.
Наталья ЛАГИНА
Комментарии