search
main
0

Почему важно общаться с гениями? Школьники встретились с учителем химии Ларисой Шилиной

Почему общение с Гениями ищут глубокие люди? Гении несут добро, расширяют сознание и показывают беспредельность человеческих возможностей. Более того, Творцам и самим нужно подобное общение, чтобы быть строителями Вселенной!

Автор статьи Павел Сергеевич Учиров с гениальным учителем химии Ларисой Яковлевной Шилиной

Не так давно, в конце февраля 2025 года, у учеников 10 «А» класса школы № 20 города Набережных Челнов Республики Татарстан была уникальная возможность побывать на выступлении кандидата педагогических наук, победителя конкурса лучших учителей России, автора пособия «Партитура химии музыкой сердца», учителя химии высшей категории Ларисы Яковлевны Шилиной.

Уроки, методические мероприятия удивительного педагога из города Новопавловска давно завоевывают сердца детей, родителей и учителей России.

В какой-то мере можно сказать, что Лариса Яковлевна не преподает химию, а учит жизни. Она не готовит целенаправленно к ЕГЭ, но ее ученики набирают на экзамене минимум по 90 баллов из 100. Классик Шалва Александрович Амонашвили настолько уверен в гении Ларисы Яковлевны, что дает ее воспитанникам такую характеристику: «…как они мыслят, как понимают жизнь, какие нравы и культуру обретают… здесь ее ученики могут продемонстрировать высший пилотаж».

Великий педагог создает себя сам и учится у лучших. Лариса Яковлевна не стала исключением. Она глубоко переосмыслила свою педагогическую деятельность в 2015 году, когда перечитала записку Ромы, ученика 6 класса, которую 30 лет назад будучи молодым классным руководителем.

Ребенок писал: «Уважаемая Лариса Яковлевна! Хочу Вам сказать, что именно с конца 6 класса Вы нашли единственно правильный способ обучения нашего класса. Мне чрезвычайно стыдно упрекать Вас в мягкости, из-за которой мы Вам сели на шею…». Что заставило перечитать так заботливо хранящийся символ педагогической зрелости спустя многие годы? Сострадание Романа, которое он, уже известный доктор, проявил к заболевшей матери любимой учительницы. Выпускник сопровождал больную, был с ней рядом, отнесся к пожилой женщине, как к своей матери. Лариса Яковлевна поняла, что именно эта педагогика и является педагогикой безусловной веры, глубокой, внеземной любви, которую сразу невозможно ощутить. Л.Я. Шилина решила, что больше не имеет права сфальшивить!

Методисты зачастую журили и даже ругали ее за желание показывать красоту химии непредметными средствами, но песня, притча была нужна на уроке, как воздух. Откровением стало и признание Михаила Казакова, который, будучи школьником, читал на уроках химии «Евгения Онегина». Как такое возможно? Ужаснувшись, она взяла в библиотеке томик бессмертного произведения Александра Сергеевича Пушкина, открыла на случайной странице и увидела в великих стихах закон химического равновесия:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…

Вот здесь и пришло осознание: можно доносить смыслы ученику не столько предметными средствами, сколько культурным наследием всей цивилизации.

Окончательный переворот в сознании учителя произвело стихотворение ученика собственного сочинения, которым он поделился с учителем перед созданием классного сборника творческих работ. Лариса Яковлевна поняла, что должна догнать его и попросить прощения за свою невежественность, за человеческую слепоту, за свою духовную грубость.

Ученики школы №20 Набережных Челнов на семинаре учителя химии Ларисы Яковлевны Шилиной

Начались поиски своего, истинного пути в педагогике  – это были курсы Шалвы Александровича Амонашвили. Они вызвали в ней удивительное чувство гадкого утенка, ведь Лариса Яковлевна не верила в то, что может стать лебедем. Как можно было это пропустить, почему не случилось раньше? Л.Я. Шилина признается, что все лучшее, что есть у нее теперь в профессии – это заслуга ее самообразования, влияние идей Шалвы Александровича Амонашвили, его команды, огромный труд ее учителей.

Путь к дирижерскому пульту был нелегок: ноты (ФГОСы) требовали одного, а музыканты (ученики, которые нуждались в добродетелях) – другого. Получалась какофония. Гуманная педагогика помогла найти оптимальное решение: соединить темы уроков с качествами личности, сделать урок всеобъемлющим, поднять его до границ Вселенной, при этом не растекаться мыслию по древу, а решать конкретную задачу. И находкой стали философские вопросы. Например, есть ли место в Периодической системе химических элементов им. Д.И. Менделеева, где нет любви?

Она понимала, что любовь должна сопровождать ее воспитанников всюду, поэтому о ней нужно было говорить, используя инструменты химической науки. Не отходя от требований ФГОС, она начала сама формулировать темы уроков и создала духовную общность с детьми. Со временем сложился секрет молодого дирижера: полный инструментарий своего предмета + глубокая подтекстовая природа гуманной педагогики = шедевр. Вместо «Номенклатуры органических соединений» появился урок «Язык любви». Теперь уже не просто говорили о номенклатуре, а языком любви создавалась духовная общность, которая подвигает учеников на то, что они сами выучат. Обратная реакция детей вдохновляла приходить на урок с новыми идеями. Занятия обрели ценностный смысл: и ученики, и учитель стали развиваться, взаимообогащаться по воле души в настоящей свободе. «Химия радости», «Химия рода», «Семейный альбом», «Генетическая связь соединений!» – удивительные названия уроков можно перечислять долго.

Поделимся с читателями одной из находок педагога: «Принцип Паули гласит, что в мире нет двух похожих электронов. Аналогично каждый ребенок уникален, а понимание этого снимает вражду».

Поблагодарим помощника мэра города Набережные Челны Файрузу Зуфаровну Мустафину за возможность общаться с Гением!

Павел Сергеевич Учиров, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г. Набережных Челнов, Республика Татарстан. Фото предоставлены авторы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте