Сегодня знание иностранных языков — важная составляющая успеха практически в любой сфере. Цифровизация привела к бурному развитию онлайн-обучения в этой области. Вебинары, курсы, мобильные приложения — кажется, что теперь иностранный язык можно выучить, не вставая с дивана. Однако существует удивительный парадокс: многие люди имеют большой словарный запас, легко справляются с грамматическими тестами, но оказываются совершенно беспомощными во время живого разговора с носителем языка. Решение этой проблемы нашла педагог и эксперт в области методологии преподавания иностранных языков Нелли Ченцова, основатель и руководитель двух языковых школ в Москве, автор уникальной методики LIFE TALK™, основанной на развитии эмоционального интеллекта, которая ломает традиционные шаблоны преподавания, помогая быстрее преодолеть языковой барьер.

Ее подход в преподавании помог не только сотням учеников школы, его также использовали в государственной программе «Московское долголетие». Почему научиться говорить на иностранном языке невозможно по шаблонам и как работа с эмоциями помогает в обучении естественной речи детям и пенсионерам — в интервью с Нелли Ченцовой.
— Нелли, вы обучаете людей иностранным языкам уже порядка 20 лет и результатом вашего опыта стала методика обучения, основанная на развитии эмоционального интеллекта. Объясните, как связаны умение работать с эмоциями и изучение нового языка.
— Эмоциональный интеллект очень важен в изучении новых языков. Любой язык — это ведь не просто набор грамматических правил и словарных единиц, а живой инструмент общения, тесно связанный с эмоциями и социальным взаимодействием. Язык — это культурный код, а эмоциональный интеллект позволяет улавливать юмор, иронию, скрытые смыслы, без которых даже идеальная грамматика остается «пустой». К тому же любое обучение — это череда побед и неудач. Эмоциональный интеллект дает устойчивость: превращает ошибки в опыт, а не в повод бросить занятия. Развивая эмоциональные навыки, мы учимся не только говорить, но и чувствовать, понимать, взаимодействовать с другим человеком, а это как раз и есть настоящее мастерство общения на любом языке. Без эмоционального интеллекта знания остаются теорией, а с ним — живой речью.
— Как родилась идея создать методику, включающую развитие эмоционального интеллекта? Это был результат осознанного поиска или мгновенное озарение?
— Идея возникла, когда я уже работала с разными возрастными группами и заметила, что традиционные подходы часто не работают с реальными потребностями учеников. Особенно это касалось взрослых и подростков. Я заметила, что положительные эмоции — радость, интерес и удивление — стимулируют у них стремление к новым знаниям. В то же время отрицательные эмоции — страх или скука — могут отвлекать от учебного процесса и снижать мотивацию. Подходы к обучению, которые существовали в то время, этого не учитывали, и стало ясно, что нужно разрабатывать свою методику — с упором именно на живое общение, обучению навыкам слушать собеседника, выражать свои эмоции, быть собой в разговоре.
— Если посмотреть глубже, то это не просто про технику общения на иностранном языке. Это способ развития личности в целом. И, если я правильно понимаю, ваша методика особенно полезна для русскоязычных иммигрантов, которым нужно не просто выучить язык, но и адаптироваться в новой культуре? Верно понимаю?
— Совершенно верно. Моя методика помогает не только говорить на английском, но и чувствовать себя увереннее, лучше понимать себя и других. Для иммигрантов это особенно важно — язык становится мостом в новую жизнь. У многих страх перед языком связан с тем, что они боятся ошибиться, показаться глупыми. Для иммигрантов на это накладываются трудности интеграции: как вести себя в новой культурной среде, как выстраивать отношения. На занятиях мы учимся не только словам, но и тому, как общаться свободно, как слушать, как выражать свои мысли и эмоции. Это помогает людям не просто учить язык, а меняться внутри, становиться смелее, спокойнее и открытее, а значит, и быстрее адаптироваться к новой среде.
— Вашу методику использовали в проекте «Московское долголетие» для обучения иностранным языкам людей старшего поколения, но и молодые люди по ней учатся. Как вы адаптировали свой метод под разные возрастные категории?
— Подход к каждой возрастной группе имеет свои особенности. Для более молодой аудитории мы делаем акцент на актуальных темах, занятия проходят в игровых форматах, что позволяет естественным образом развивать языковые навыки. Особое внимание уделяется групповой динамике и формированию уверенности в общении со сверстниками. В работе со взрослыми студентами основной фокус смещается на практико-ориентированные сценарии: профессиональное общение, деловые переговоры, путешествия. При этом общие принципы остаются одинаковыми: личная вовлеченность, развитие эмпатии, навыки самопрезентации и управление эмоциями в разговоре.
— Как проходит занятие по методике LIFE TALK™? Какие элементы обязательно включаются в структуру урока?
— Каждое занятие включает несколько ключевых этапов. Сначала — эмоциональный разогрев: мы обсуждаем не только тему дня, но и то, что действительно волнует учеников. Затем идет работа в парах или мини-группах, где важно не повторять заученные фразы, а импровизировать. Есть специальные задания, где нужно почувствовать эмоции собеседника, догадаться, что он на самом деле хочет сказать. Мы учимся замечать мимику, жесты, интонацию — все то, что помогает лучше понимать человека без слов. Также есть упражнения на саморефлексию, например, после диалога ученик отвечает себе на вопросы: что я почувствовал, что я понял о себе. Завершаем урок разбором реальных ситуаций — от бытовых до профессиональных.
— Вы также создали необычную систему оценки эффективности обучения, отличную от традиционной — тесты и экзамены. Объясните, как вы измеряете успехи студентов?
— Мы смотрим не только на то, сколько слов выучил человек или какие тесты он сдал, а еще на то, как он чувствует себя в разговоре. Если ученик стал говорить увереннее, не боится ошибаться, начинает использовать язык в реальной жизни — значит, есть прогресс.
— На основании отзывов учеников сервис «Яндекс-карты» дважды вручал вашей школе награду «Хорошее место» и присваивал первое место в рейтинге лучших учебных заведений Москвы. Какие результаты стоят за этими отзывами, ведете анализ?
— Конечно, мы анализируем отзывы учеников, изучаем обратную связь — она помогает развивать методику, находить возможные слабые места и дорабатывать их. 86% учащихся — это и подростки, и пенсионеры — отмечают рост уверенности в речи после 8 занятий, 72% улучшили навыки эмпатического слушания, а вовлеченность в группах с элементами эмоционального интеллекта выросла на 40%.
— А с чего все начиналось? Почему вы выбрали профессию преподавателя иностранных языков?
— Если честно, я не выбирала профессию — она постепенно выбрала меня. Все началось с детского любопытства. Мне нравилось слушать, как звучит английская речь в фильмах и песнях. Было интересно не только переводить слова, а понимать, как думают носители языка. И в какой-то момент я осознала, что язык — это не просто набор слов и правил. Это ключ к другому образу мышления. Я начала помогать одноклассникам, объяснять правила, придумывать игры. В университете я углубилась в лингвистику и психологию, и тогда окончательно решила, что хочу связать свою жизнь с преподаванием.
— То есть для вас преподавание — это не про грамматику, а про что-то большее?
— Абсолютно. Конечно, без базы никуда. Но представьте: человек знает все времена, но в реальном разговоре цепенеет. Или может сказать «I’m fine», но не способен выразить, что на самом деле чувствует в этот момент. Выучить правила — легко, а начать чувствовать на языке — вот настоящий навык. И меня всегда волновал вопрос: почему одни люди «схватывают» на лету, а другие годами топчутся на месте? Оказалось, дело не в способностях, а в психологических барьерах.
— Участие в проекте Мэра Москвы для активных москвичей старшего поколения позволило вам получить несколько грантов. Для чего вы пошли на этот шаг?
— Я хотела, чтобы как можно больше людей узнали о методике и смогли пройти обучение бесплатно. Гранты дали такую возможность. Мы провели много занятий для пожилых людей по программе «Московское долголетие», собрали отзывы, доработали уроки. Это помогло мне улучшить методику.
— Ваш опыт перенимают другие педагоги — обучаются методике на базе вашей школы. Каким вы видите ее развитие в ближайшие 3–5 лет? Как планируете развиваться в условиях растущей цифровизации?
— Я хочу, чтобы методика развивалась не только в России, но и в других странах. Сейчас я запускаю онлайн-курс LIFE TALK™ на международной образовательной платформе Teachable, что позволяет сделать ее доступной студентам и преподавателям по всему миру. Курс рассчитан на четыре недели и построен вокруг реальных жизненных ситуаций, что помогает даже на базовом уровне английского развивать уверенное говорение, эмоциональную грамотность и коммуникативную гибкость. Уроки включают видео, задания, работу с лексикой и упражнения на развитие навыков общения. А в дальнейшем планирую создать онлайн-платформу, выпустить учебные материалы, обучить других преподавателей.
Комментарии