search
main
0

Найти и «обезвредить» нарушения речи: когда научные знания становятся логопедическими методами

Работа с детьми с особенностями развития требует междисциплинарного подхода и скоординированных действий всех профильных специалистов – логопедов, врачей, психологов, педагогов, дефектологов, воспитателей при помощи и поддержке родителей ребенка. Примерами превращения научных знаний и богатого практического опыта в новаторские логопедические методики обменялись участники X Всероссийского конгресса Российской ассоциации дислексии по теме «Актуализация логопедической коррекции. Задачи профессионального сообщества», прошедшем в Российском новом университете 21-22 апреля.

Фото: Настя Чупик

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Владимировна Прищепова сосредоточилась на вопросах профилактики дизорфографии. Как правило, подчеркнула эксперт, это нарушение обусловлено недоразвитием морфологической основы орфографической деятельности. Доклад эксперта строился на системно-деятельностном подходе к усвоению орфографии. Ирина Владимировна предложила опираться на психологическую составляющую грамотного письма, подчеркнув, что дети при усвоении письменной речи ориентировались на значение не только целого слова, но и отдельных морфем – частей слова. Задача логопеда-дефектолога – сформировать умение опознавать орфограммы, представление об орфограмме и актуализировать написание орфограмм.

– На первом этапе осознанной орфографической деятельности, примерно во втором классе школы, ребенок следует инструкциям и четкой схеме. Только развивающий характер заданий позволяет усвоить материал. Если дети не знают орфограммы, им помогает способ орфографического переноса или формирования аналогий. На втором этапе дети уже должны осознанно кодировать информацию, оценивать собственную и чужую орфографическую деятельность, аргументировать написание слов, – рассказала Ирина Владимировна.

Кандидат педагогических наук подчеркнула важность поэтапных действий при логопедической коррекции. Например, вначале при работе над орфографическими ошибками ребенок должен громко и четко проговаривать слова, затем может продолжить писать молча. Логопедическая коррекция улучшает показатели детей с дизорфографией, но придется запастись терпением: иногда года или даже двух лет мало для приближения результатов детей с нарушениями письменной речи к возрастной норме. Профилактику дизорфографии следует начинать в позднем дошкольном возрасте, причем в этом процессе логопеда должны обязательно поддерживать родители и воспитатели.

Ольга Алексеевна Македонская, кандидат педагогических наук, доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета заострила внимание на механизмах диспраксической дисграфии у детей 9–10 лет. Эксперт отметила, что такая проблема, как дисграфия, может возникать у школьников с нормальным психическим развитием. Для них характерны нормальный слух и зрение, отсутствие тотального недоразвития речи наряду с ошибкой буквенного кодирования и ошибками каллиграфии. За счет несформированности праксиса ребенок долго не может установить для себя образ буквы. Диспраксическая дисграфия проявляется в неспособности учеников оформлять письменную работу по школьным правилам. Они пропускают нужное количество строчек между работами, писать с красной строки, регулярно «заползают» на поля или на сгиб тетради. В письменных работах таких школьников встречается большое количество ошибок разных видов: пропуски и перестановки слов; недописание слов и предложений; пропуск букв, слогов; смешения букв, имеющих сходные элементы; недописание или добавление лишних элементов при записи букв; стереотипное повторение букв, слогов, слов.

Эффективный способ коррекции таких нарушений, считает Ольга Алексеевна, – вербализация зрительного образа буквы в сочетании с движениями пишущей руки. Методика предполагает запись букв с одновременным ритмичным проговариванием ключевых слов, или «образное называние» каждого элемента графемы. При начертании буквы ребенок «надиктовывает» этот набор образов-элементов и выводит символ каллиграфически, поскольку «образный шифр» элемента не позволяет написать иначе. Это связано с тем, что у детей, затрудняющихся в овладении каллиграфией, наблюдаются выраженные графо-моторные нарушения, а значит страдает и его базовая предпосылка – чувство ритма. Голосовой ритм дает руке тренинг системного написания элементов с произвольным изменением одного из компонентов. Подобный двигательный опыт в дальнейшем ведет к улучшению почерка.

Фото: Настя Чупик

Ольга Ивановна Азова, кандидат педагогических наук, директор медицинского центра «Логомед Прогноз» и Центра коррекции и развития ребёнка «Логоцентр О. И. Азовой», доцент кафедры логопедии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» сфокусировалась на проблемах письменной речи детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По словам логопеда, дополнительные сложности возникают у таких детей в связи с сенсорным перегрузом (обостренной реакцией органов чувств на внешние раздражители), нарушение проприоцепции (ощущения своего тела в пространстве), проблемы с крупной моторикой. Им помогает адаптироваться демонстрация визуальных образов слов, исправление осанки, замена на первом этапе обучения письма от руки печатью на компьютере, уменьшение числа сенсорных стимулов в момент работы, соблюдение режима для, четкого графика и продолжительности занятий.

– Обучаясь печатать на клавиатуре, дети «спектра» могут самовыражаться, совершенствовать навыки чтения, внимания, использования компьютера, преодолевают сенсорные трудности, реализуют специально подобранную с учетом их особенностей развития программу. Параллельно с печатью дети учатся писать с поддержкой руки со стороны родителя или коррекционного педагога – на развитие самостоятельного навыка письма уходит до нескольких месяцев, но ускорять этот процесс деструктивно: необходимо последовательно проходить все этапы обучения написанию букв, слов, предложений. Можно сказать, что, печатая на компьютере в преддверии письменной речи, дети с РАС учатся жить – и это не будет преувеличением, – подчеркнула Ольга Ивановна.

Юлия Анатольевна Майорова, кандидат педагогических наук, заведующий научной лабораторией Центра коррекции речи «Педагогика и психология образования» сконцентрировалась на моторных и зрительно-моторных нарушениях письма у школьников с нарушением речи. Эксперт рассказала про разделение ошибок на зрительно-моторные, моторные и зрительно-пространственные. Юлия Анатольевна отметила, что эти же ошибки характерны и для детей с отсутствием речевых нарушений: в таких случаях они связаны с недоразвитием невербальных функций. Даже с хорошей речью возможны моторные ошибки письма. Эффективной методикой коррекции является использование жестовых приемов. Они помогают детям с разными речевыми возможностями соответствовать нормативным показателям речевого развития. Ребята лучше запоминают сложный материал, стимулируют речь и делают разнообразным коррекционный процесс. У детей улучшается наблюдательность, внимание, память, усидчивость, повышается творческое воображение, логическое и образное мышление. Ребята правильно оформляют свою мысль в виде предложения, стимулируется речевая активность. Улучшается координация движений, укрепляется мелкая моторика рук, у детей формируется способность грамотнее говорить, замечать и исправлять ошибки в речи товарищей.

Олег Вадимович Левашов, нейроинженер, кандидат биологических наук, член международного общества нейроученых (Society For Neuroscience), академический директор центра «Brain&Body Development Centre», Dalat-City (Вьетнам), в прошлом – тренер по теннису, рассмотрел письмо как продукт моторной деятельности. По словам специалиста, распространенная ошибка при работе с детьми с ОВЗ – начинать с развития мелкой моторики в ущерб крупной, хотя поступать с точностью до наоборот – гораздо более эффективно. Большое значение имеют правильная посадка ученика, высота и наклон парты. А вот хватка, то есть зажим пальцами или кистью, с точки зрения Левашова, роли не играют: «пишут» плечо и предплечье.

– Педагогу необходимы следующие знания о мозге ребенка: разница в периодах развития речи, зрения, крупной и мелкой моторики, факт значительного отставания фронтальной коры от сенсорной коры, означающий недоразвитие логического мышления, понимания правил и инструкций, доминирование поведением ребенка амигдалой по принципу «сражайся или убегай». Главный принцип обучения ребенка заимствуется из спортивных тренировок: не переходить к освоению следующего элемента техники, если предыдущий не освоен хотя бы на 60–70 %. Этот принцип подразумевает постоянное тестирование на усвоение учебного материала и реализован, например, в компьютерных программах обучения иностранному языку «Мемрайз», «Спик Ап», «Дуолингуо», – пояснил Олег Вадимович.

Фото: Настя Чупик

Несмотря на это, кандидат биологических наук призвал отменить текстовые диктанты в начальной школе, а в старших классах сделать их безоценочными. С позиции эксперта, такой формат оказывает дополнительное нейропсихологическое давление на ученика вместо мотивации тренироваться дальше. Олег Вадимович порекомендовал педагогическим работникам поощрять правильное поведение школьников, тем более – с особенностями развития, а неправильное – игнорировать по факту и мягко корректировать впоследствии, ссылаясь на работы известных нейрофизиологов и психологов Льва Семеновича Выготского, Марьяны Михайловны Безруких и Николая Александровича Бернштейна.

Анна Вячеславовна Кирюшкина, логопед научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой, рассказала в своем докладе об особенностях письма детей с ментальными нарушениями. Такие ребята, по словам эксперта, испытывают графомоторные трудности, практикуют имитацию письма, зачастую не способны удерживать графический образ слова. Эксперт призвала педагогическое и логопедическое сообщество адаптировать дидактические материалы для таких детей – сокращать объемы текстов, упрощать их содержание, использовать иллюстрации для наглядности, адаптировать тексты под опыт учащихся, обыгрывать сюжеты текстов. Некоторым детям необходима организационная помощь: например, отмечать слова в задании цветом, упрощать инструкции к заданию, раскладывая их на отдельные алгоритмы. Помимо этого, Анна Вячеславовна обратила внимание коллег на избыточный устойчивый интерес к знакам и сообщила, что у здоровых детей и детей с ОВЗ зачастую встречаются одни и те же ошибки, поэтому логопедическому сообществу необходимо совершенствовать терминологический аппарат во избежание подбора неадекватных методов коррекции нарушений устной и письменной речи.

«Вишенкой на торте» секции стал мастер-класс московского психолога, логопеда Натальи Генриховны Свободиной «Как сделать занятие нескучным: методы и приемы, подсказанные детьми». Ученики – аккумуляторы идей: подчеркнула эксперт, – надо только уметь их слушать и слышать. Наталья Генриховна поделилась личным опытом: для разнообразия занятия придумала сказку по мотивам задания с путешествием по волшебной лестнице и угрозой при невыполнении в лице Кикиморы болотной. Впоследствии педагог распространила сказку на занятия с другими детьми, а первый ученик в ответ придумал собственную историю с летящим в него метеоритом: чем ближе мальчик оказывался к выполнению задания учителя, тем сильнее отклонялся по траектории метеорит и, в конце концов, становился совершенно безопасным: сгорал в атмосфере или падал очень далеко от ученика. С разрешения ребенка Наталья Генриховна поделилась его историей с детьми на других занятиях и запустила цепочку «сказочных путешествий», помогающих усвоению материала.

– Ребенок ничего не станет делать для себя, какой бы пользой его ни мотивировал педагог, а для другого – пожалуйста. Когда дети дают задания друзьям и ставят оценки за их выполнение, а учитель выполняет роль «посредника», «курьера» между ними, ученики примеряют на себя «кожу» педагога и гораздо лучше вовлекаются в занятие, нежели из позиции пассивных слушателей или наблюдателей. Можно использовать сказочные путешествия для закрепления темы по любому школьному предмету, но на этом формате мы с детьми не останавливались. Мы рисовали русский язык – например, глагольные спряжения в форме чудища лесного, работали на бланках с грифом «секретно», придумывали «слова с заморочкой» – новые лексические единицы из морфем, уже существующих, – и т.д. Когда учитель просит ребенка о помощи, ученик ощущает собственную важность и значимость, это – очень мощный психологический стимул к успешному обучению, – резюмировала Наталья Генриховна.

Фото: Настя Чупик

Итоги конгресса подвела Маргарита Николаевна Русецкая, президент Российской ассоциации дислексии, доктор педагогических наук, профессор МГПУ, ректор АНО ВО «Открытый гуманитарный институт». Спикер отметила, что мероприятие этого года, приуроченное к 90-летнему юбилею первого президента Российской ассоциации дислексии, профессора Галины Васильевны Чиркиной (1935–2013), по масштабности превзошло все предыдущие благодаря участию не только традиционных партнеров конгресса, но и новых организаций, в частности, представителей сферы здравоохранения.

– Нам удалось в полной мере обеспечить заявленную междисциплинарность конгресса. Особую благодарность выражаю Роман Авенировичу Черемину, главному врачу «ГБУЗ Центра патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», Петру Васильевичу Безменову, директору ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», Татьяне Тимофеевне Батышевой, директору ГБУЗ «НПЦ ДП ДЗМ». Эти руководители медицинских организаций лично и активно включились в подбор тем докладов, самих докладчиков, в обсуждение тематики, проблематики конгресса. На мероприятии впервые прозвучали вопросы медицинского сопровождения детей с дислексией, результаты новых аппаратурных исследований, существующих и применяемых в учреждениях здравоохранения, и аспекты дифференциальной диагностики нарушений когнитивного развития и психического здоровья. Важно, чтобы классификации и описания, которые делаются в учреждениях здравоохранения были доступны и логопедам образовательных организаций, – заключила Маргарита Николаевна.

Отдельно президент РАД отметила широкий географический охват участников, создание нового коррекционного инструментария благодаря исследованиям лингвистов из разных стран и субъектов федерации и выразила надежду на то, что представители научного сообщества в сфере дефектологии и логопедии в ближайшем будущем смогут объединить усилия и своевременно будут получать информацию о важных изменениях в отрасли, включая законодательные. Российская ассоциация дислексии в настоящее время меняет формат работы: после 20 лет экспертного сопровождения темы нарушений письма и чтения организация переориентируется на задачи информационного обмена и сопровождения. В отсутствии государственной системы сопровождения учителей-логопедов на местах эту нишу занимают интернет-просветители, которые, прежде всего, полагаются на коммерческую выгоду. Для того, чтобы улучшить ситуацию, РАД должна решить задачу экспертного отбора, фильтрации информации и включить результаты отбора в методические сборники по сопровождению логопедов.

X Всероссийский конгресс имеет и международное дипломатическое значение. Его итогом стало подписание меморандума о сотрудничестве профессиональных ассоциаций таких стран, как Россия, Абхазия, Белоруссия, Киргизия. Таджикистан, Казахстан, Узбекистан. Эксперты из разных регионов выразили намерение развивать многоязычие, билингвальное образование, заниматься коррекцией нарушений речи у билингвальных детей, адаптацией содержания и практики под языковую специфику в каждой стране, продвигать интернациональные научные исследования, усовершенствовать образовательный туризм.

Ранее сетевое издание Учительская газета рассказывало о других секциях, которые состоялись в рамках Конгресса Российской ассоциации дислексии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте