search
main
0

Начинаем готовиться к ВПР в начальной школе. На какие задания необходимо обратить внимание прежде всего

Весной 2023 года ученики 4-х классов будут писать всероссийские проверочные работы по трем предметам: математике, окружающему миру и русскому языку. Рособрнадзор утвердил сроки ВПР в 2023 году (приказ от 23.12.2022 №1282). Документ определяет временные промежутки, в которые школы могут провести работы. В 4-х классах ВПР пройдут с 15 марта по 20 мая.

Написание всероссийских проверочных работ для выпускников начальной школы является итоговым оценочным испытанием за курс всего начального обучения. Поэтому подойти к процессу подготовки и написания самих работ стоит основательно как со стороны учителя, так и со стороны школьника. В настоящее время существует довольно большой перечень изданий, которые можно использовать для этих целей. Хочу остановиться на пособиях, выпущенных издательством «Экзамен» в 2023 году и рекомендованных Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.

Данные учебные пособия для подготовки к ВПР имеют ряд существенных достоинств, на которые я хотела бы обратить внимание в статье:

  1. Они созданы разработчиками вариантов ВПР.
  2. Издания получили положительную экспертную оценку ФИОКО (Федерального института оценки качества образования).
  3. «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников.
  4. Еще одно удобство пособий в том, что кроме необходимого количества вариантов они содержат очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из издания). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а учителям и родителям – контролировать данный процесс.

Первое пособие – «Всероссийская проверочная работа. Русский язык» авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова. Оно входит в серию «ВПР. Типовые задания» и полностью соответствует ФГОС для начальной школы. Книга содержит 25 вариантов типовых заданий ВПР. Сборник предназначен ученикам 4-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.

Книга удобна в использовании как для учителей, так и для учащихся благодаря четким инструкциям, понятным формулировкам, используемым в самих текстах ВПР, пояснениям к вариантам выполнения проверочной работы. В процессе выполнения работы по русскому языку имеется несколько особенностей. И главная заключается в том, что работа пишется в два дня. Соответственно, ученики 4-х классов сначала пишут диктант и выполняют грамматические задания по тексту. И если в части 1 проверочной работы задания подобраны таким образом, что проверяется освоение младшими школьниками программы по русскому языку (орфография, пунктуация, синтаксис), то в части 2 работы наряду с заданиями грамматического характера (по фонетике, морфемике, орфоэпии и морфологии) имеются нестандартные задания, выполнение которых требует от обучающихся особых навыков владения русским языком, межпредметных знаний, логического мышления, связной письменной речи. Пример: вариант 5, задания 6–10. См. рис. 1.

Рис. 1. Пример заданий, требующих особых навыков владения русским языком

Работая с текстом, ученик начальной школы должен продемонстрировать понимание такого понятия, как основная мысль текста, уметь вычленять ее, выделять смысловые части в тексте и составлять план, а также дать понятие подобному термину, подобрать близкое по значению слово. Это является своего рода надпредметными компетенциями и характеризует выпускника начальной школы как умелого чтеца, владеющего категориями смежной науки – литературы.

Встретившись впервые с неформатными заданиями, младший школьник может не справиться с заданием или выполнить его в недостаточном объеме. Для этого в пособии подобраны многочисленные варианты текстов разной тематики, направленности и содержания, при выполнении которых у учеников 4-х классов появится стойкое представление о задачах, значении и этапах работы для достижения наилучшего результата. Материалы пособия не натаскивают ученика на подобного рода задания, а формируют четкий алгоритм, основанный на осознанном прочтении материалов и информации в целом. Что в свою очередь становится основой формирования читательской компетенции школьников. Таким образом, и работа на уроках литературного чтения может строиться исходя из требований к уровню владения навыками чтения и письма.

Чтобы написать ВПР по математике за 4-й класс на высокую оценку, стоит решать тесты по разным темам заранее и регулярно. Так ученик определит свой уровень знаний и поймет, по каким темам стоит подготовиться чуть лучше. А учитель сможет скорректировать процесс подготовки к испытаниям, исходя из особенностей класса и способностей каждого ученика.

Следующее пособие – «Всероссийская проверочная работа. Математика» авторов Г.И.Вольфсона, И.Р.Высоцкого под ред. И.В.Ященко. Данное пособие также полностью соответствует ФГОС для начальной школы. Книга содержит 25 вариантов типовых заданий ВПР за курс начальной школы.

В проверочных работах по математике очень много нестандартных, неформатных заданий, которых нет в учебниках, которые дети не встречают и не выполняют в течение учебного года.

Данные задания вызывают трудности у младших школьников, поскольку дети выполняют их впервые. Для этого нужно знать не только формулы и математические правила, но и уметь их правильно применять. Работа включает в себя 12 заданий.  И если в заданиях, после которых есть клетчатое поле со словом «Ответ», необходимо только записать ответ в указанном месте, а в заданиях 5 (пункт 2) и 11 нужно сделать чертеж или рисунок, то там, где есть клетчатое поле со словами «Решение» и «Ответ», нужно, соответственно, заполнить эти строки. Решение стандартных математических заданий при правильной подготовке не должно вызывать затруднение у младших школьников 4-х классов.

Однако даже в подобных заданиях встречаются формулировки, требующие более внимательного прочтения и анализа обучающимися для точного выполнения. Задание на построение геометрической фигуры и вычисление площади или периметра ее может быть сформулировано таким образом, как в примере на странице 36 варианта 6. См. рис. 2.

Рис. 2. Пример задания, где есть клетчатые поля «Решение» и «Ответ», а также задания на геометрическое построение

Третье пособие – «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир. Типовые задания» авторов Е.В.Волковой, Г.И.Цитович – полностью соответствует ФГОС для начальной школы и содержит 25 вариантов типовых заданий ВПР за курс начальной школы.

На выполнение работы дается также 45 минут. Она состоит из двух частей и включает 10 заданий. Задания по этому предмету чаще всего являются для большинства обучающихся одними из самых сложных в связи с тем, что в них заключены вопросы, изученные за 4 года. Они касаются погоды (изучить таблицу и выбрать нужную информацию из общего списка) и климатических зон (рассмотреть карту полушарий и определить природную зону по рисунку), тела человека и внутреннего устройства организма (с точностью заполнить схему тела человека, подписав названия внутренних органов), правила дорожного движения или культуры поведения в общественных местах (знание знаков, умение правильно прочитать тот или иной знак или символ). Тут есть задания на понимание смысла выбранной человеком профессии или рода деятельности (для чего, как помогает обществу, в чем особенность), на понимание и проведение лабораторного опыта (проращивание семян, таяние воды и т. п.). Ученик после внимательного прочтения должен ответить на ряд вопросов, грамотно и логично оценив проведение того или иного процесса. Вариант 19, задания 6. См. рис. 3.

Рис. 3. Пример задания на понимание и проведение лабораторного опыта

Подводя итоги и проанализировав новое издание учебных пособий издательства «Экзамен» для подготовки к написанию Всероссийской проверочной работы за курс начальной школы, хочется отметить, что все они допущены к использованию в общеобразовательных организациях приказом №699 Минобрнауки РФ.

Пособия имеют высокое качество представленного материала, четкую структуру и оформление заданий, что обеспечивает удобство при работе с пособием и в процессе выполнения тренировочных заданий и упражнений. Это же в свою очередь благоприятно скажется на общем уровне осведомленности и сформированности компетенций у выпускников начальной школы по основным предметам.

Елена МАЛЬЧИКОВА, учитель ОРКСЭ, музыки, английского языка, начальной школы лицея №52, Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте