search
main
0

Кино и воспитание: можно ли использовать кинематограф в целях воспитания

Кино — жанр полного погружения, воздействующий сразу на несколько чувств зрителя. Оно влияет на наше восприятие, формирует ценности и отношение к различным явлениям. Но как использовать его для воспитания детей? И что для этого нужно знать? Читайте в нашей статье.

Фото: serhii_bobyk, Freepik

Убейте в себе цензора и станьте исследователем

Современному человеку реальность заменили знаки реальности — то, что он видит на экране своего телефона. Пока старшее поколение ратует за книги, новое все больше погружается в картинки, и единственно верное решение для педагога — научиться «читать» эти знаки. Сегодня важно понимать: воспитывать искусством невозможно только книгами, если у ребенка с рождения появляется собственный гаджет. Заметим, что кино не отрицает книги. Важно принять его как «седьмое искусство», равное по значению писательскому творчеству.

Тогда у нас сложится полная картина мира, где литература, театр, музыка и кино — единое целое. Но и это не все. Чтобы до конца понять воспитательную силу кино, нужно бороться с собственными стереотипами. Современная культура изменила мышление нового поколения. То, что педагогу кажется правильным, для ученика может быть иллюзией.

Подойдите к вопросу по-ницшеански: ребенок может быть невежественен к искусству, как и педагог — к личности ребенка. Ваша задача — найти ключ к этому ребенку: через ненависть и хаос или через любовь и порядок он научится понимать то, что смотрит. А вместе с ним будете меняться и вы.

Отношение к отбору кино — вещь схожая. Искусство может быть хорошим, даже если пропагандирует зло, и наоборот — плохим, даже если стремится привить хорошие ценности.

Вспомните, что формировало вас как личность. Поймите, что у детей — свои герои

Искусство сопровождает нас с самого рождения, даже если мы не замечаем эстетики красоты или уродства вокруг. Добро и зло, совесть и бесчестие — это то, что формирует нас на протяжении жизни — будь то ребенок или подросток, ищущий новые ориентиры. А то, как мы воспринимаем эти категории, зависит от нашего потребления, которое сегодня играет с культурой, как хочет. Это не хорошо и не плохо. У советских детей была Алиса Селезнёва и «Ну, погоди!» — и мечты о космосе. У детей 90-х — «Тупой и ещё тупее». Уже тогда стало ясно: контент нужно отбирать и анализировать.

Со временем массовое кино, которое смотрит большинство, стало игнорироваться педагогами. Но почему игнорировать плохое кино, если через него можно научить добру? Почему Эйс Вентура — не супергерой, спасающий животных? Чем «1+1» или «Зелёная книга» — не уроки толерантности? А «Чудо» — не профилактика буллинга?

Да, отбор фильма важен: педагог ориентируется на смысловую нагрузку, тему, сложность восприятия. Но запрещать все, что кажется плохим, бессмысленно. Ведь если не вы покажете, то ребенок посмотрит сам.

Вспомните феномен «Слова пацана», после которого десятилетние мальчики узнали слово «чушпан». Без кинопедагогики этот сериал останется историей о «разборках» и «крутости банды», а не о «Утраченных иллюзиях» и «Ромео и Джульетте», лежащих в основе.

Цель кинопедагога — не игнорировать фильм, а не допустить его разрушительного воздействия.

Как применять кино в воспитании?

Один просмотр фильма о добре вряд ли вдохновит школьника на героизм. Задача педагога — побудить мыслить и чувствовать. Кинопедагог ищет фильмы с ярким художественным образом — героем или поступком, способным задеть чувства ученика.

Важно, чтобы фильм был доступен для восприятия. В кинопедагогике существует теория «этическая» — она строится на принципах гуманизма, толерантности, вечных ценностей. Желательно, чтобы главный герой менялся на протяжении сюжета. Пример — мультфильм «Клаус», где эгоистичный сын владельца почты перевоплощает не только город, но и самого себя.

Поможет и «защитная» теория, часто неправильно трактуемая. Она учит отличать добро от зла, анализировать спорные поступки героев. Примеры: «400 ударов», «Чучело», «Карлсон».

Эту теорию можно применить и к медиа в целом — учить детей воспринимать и критически анализировать информацию: фильмы вроде «Великий» или «Хвост виляет собакой».

И, наконец, «эстетическая» теория — основа воспитания через кино. Она помогает ребенку воспринимать не только смысл, но и форму, эмоции, идеалы, сравнивать свои потребности с потребностями героев. Эстетика сближает с другими видами искусства, знакомит с творчеством авторов и становится мостом в мир собственного творчества.

Кино может стать нравственным ориентиром и учителем искусства. Кто-то начнёт размышлять о себе. Кто-то — захочет снимать. И те, и другие получают свой опыт.

А поможет в этом первый образовательный онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс». Мы приглашаем вас в нашу кинопедагогическую семью — делиться практиками, обсуждать фильмы, учиться применять кино в образовании нестандартно и эффективно.

Автор: Никита Соловьёв

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте