Обсуждение этой проблемы будоражило общество еще в доковидный период. Новая реальность только подогрела интерес к теме построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
Недавняя встреча по теме в проекте «Взаимообучение городов» (с замечательным лицеем №14 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина, Тамбов) побудила заострить проблемные, с нашей точки зрения, моменты. Ведь если педагогическая и родительская общественность выработает общий язык (а он пока вавилонский), то и понимание друг друга (семьи и школы), возможно, станет полнее, ожидания – реалистичнее, результаты – отчетливее, роли – яснее.
Обозначим эти моменты:
1) понимание того, что такое индивидуальная образовательная траектория и, например, в чем отличие от индивидуального образовательного маршрута, плана, программы (научная дискуссия по этим вопросам обозначила границы понятий, но в широком их употреблении «вавилонский» момент остается);
2) роль управленческой команды школы в построении ИОТ, место руководителя класса, семьи и самого ребенка в этом процессе;
3) методическое обеспечение применения этого инструмента (технология, методика, приемы).
Причины, развернувшие школу лицом к поиску средств индивидуализации образования, объективны:
1) озвученная еще в 1970‑е годы необходимость обучения через всю жизнь (Long Life learning) спустя полвека стала не только тенденцией, но и новой реальностью. И если сегодня школа и семья не научат ребенка учиться самостоятельно (ставить цель, планировать результат обучения, понимать свои стили учения, сильные и слабые стороны, свои интересы и др.), он рискует очень быстро выпасть из современного рынка труда, где умение учиться и переучиваться – важнейшее умение, обеспечивающее профессиональный (и не только) успех;
2) в условиях информационного общества, общества знаний главным средством труда становится производство знаний (не мускульная или машинная сила). Понимание собственных предпочтений, интересов, развитие талантов, осознание своих задатков и возможностей позволяют человеку не только быть востребованным на рынке труда, но и развивать те области, которые сегодня именуют «голубые океаны», что дается благодаря умению увидеть то, мимо чего прошли десятки других, именно в силу своего интереса, пристрастности к тому или иному предмету, способности к научному мышлению или творческому преобразованию действительности, уверенности в том, что лучше тебя это не сделает никто и в этом твое предназначение;
3) осознание ведущими и развитыми странами мира роли национального богатства через особый фактор – человеческий капитал: чем более социально, когнитивно, экономически и психологически благополучную и насыщенную жизнь ведут члены общества, тем богаче человеческий капитал страны. Это залог цивилизационного развития и, возможно, гарантия сохранения планеты и всего живого на ней. Без раскрытия талантов и способностей индивида, без осознанного умения развиваться, применять свои навыки и умения не происходит накопления такого капитала.
Индивидуальный подход, традиционный для педагогики, получает второе дыхание, отвечает ее задачам: повышение мотивации, развитие личности, воспитание и социализация каждого обучающегося. Находит отражение в правовых документах, регламентирующих образовательную деятельность: в 273‑ФЗ в части прав, обязанностей, ФГОС, в профстандарте учителя. Находит отражение в смене педагогической парадигмы: от предметного – к конвергентному, от монологичного – к полидиалогичному обучению.
Большинство школ знает следующие варианты реализации индивидуального обучения (индивидуального учебного плана): разработка плана ликвидации академической задолженности обучающегося, разработка адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или индивидуальная программа для одаренного ребенка, совмещающего, например, учебу с соревнованиями на городском, российском или международном уровнях.
В научном обиходе закрепились следующие понятия: «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ), «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ), «индивидуальная образовательная программа» (ИОП), «индивидуальный учебный план» (ИУП). Из всех понятий лишь одно получило однозначное трактование – это «индивидуальный учебный план» – «учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (273‑ФЗ). Другие трактуются с учетом методологической позиции исследователей и пока не имеют одного устоявшегося значения. Есть мнение, что это соотношение должно быть следующим (рис. «Соотношение ключевых понятий индивидуального подхода»).
Философия термина
В общественно-педагогических дискуссиях все чаще употребляется ИОТ, а не ИУП. Раскрытие содержания опыта той или иной школой позволяет предположить, что чаще всего речь идет о ИОМ или ИОП.
Мы приглашаем к дискуссии, не претендуя на единственно правильное понимание. Но придерживаемся такого подхода в занятиях по программам повышения квалификации руководителей классов и заместителей руководителя по воспитанию и социализации. Попутно отметим еще один проблемный момент: умение педагогического коллектива согласовать усилия по проектированию ИОТ, так как эта траектория включает и обучающее, и развивающее, воспитывающее начало. Здесь нужна координация целей и действий классного руководителя, учителей-предметников, семьи и самого ребенка, управленческих решений по организации возможностей гибкого освоения основной общеобразовательной программы и мониторинга качества обучения. Мы хотим сказать, что ИОТ вскрывает целый пласт задач, возможно, требующих переструктурирования привычной деятельности, развития новых регламентов взаимодействия, навыков командной работы в расширенном составе.
В чем особенности ИОТ?
Образовательная траектория как некий путь и след этого пути начинается до школы и продолжается после окончания школы, образовательная траектория современного человека длится до конца жизни (условия для этого начинают создаваться проектом «Московское долголетие» и др.). «Следами» траектории могут быть не только сертификаты, удостоверения, официальные документы об окончании курса, учреждения, цифровые следы и портфолио разного рода, но и знания, навыки, умения, способности и раскрытые таланты, карьерный путь.
Путь (образовательная траектория) обязательно испытывает влияние требований социума (например, обязательное общее школьное образование) и при этом все равно может складываться как стихийно, случайно, так и осознанно, целенаправленно, быть управляемым самим индивидом. И этой целенаправленности нужно обучать именно в школьные годы. Мы хотим сказать, что осознанное проектирование ИОТ нужно каждому обучающемуся.
В этом большую роль может сыграть руководитель класса, основная цель деятельности которого – создание условий для развития, самоопределения и реализации личностного развития каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общепринятых правил и норм поведения в интересах ребенка, семьи, общества. Задача управленческой команды (в том числе заместителя руководителя по воспитанию и социализации) – создать условия для успешной деятельности руководителя класса, координации действий со всеми заинтересованными участниками.
Степень самостоятельности и осознанности обучающегося возрастает по мере его развития и взросления: на каждой возрастной ступени свои возможности. На наш взгляд, это хорошо показано в схеме санкт-петербургских практиков: для начальной школы основополагающим является формирование самооценки, и этот базис обеспечивает в основной школе возможность развития самооценочного сознания, чтобы в старшей школе задачи возраста решать через профессиональное самоопределение, а значит, осмысленное проектирование индивидуальной образовательной траектории уже за пределами школы. В этом нам импонирует идея Э.Ф.Зеера о том, что в старшей школе целевым ориентиром проектирования ИОТ выступает прогнозная матрица компетенций специалиста (Зеер Э.Ф. и др., 2017). И здесь роль руководителя класса как помощника, навигатора, модератора в осуществлении обучающимся выбора трудно переоценить.
Образовательная траектория по мере роста и развития начинает приобретать более широкую амплитуду, глубину, может ветвиться, а может становиться линейно-последовательной, может быть планомерной, а может быть дискретной (прерывистой). Траектория может быть разной. На то она и индивидуальная.
Возможность выбора
На этапе разработки ИОТ обучающийся выступает субъектом выбора дифференцированного образования как «неформальный заказчик» с учетом результатов самооценки. На этапе реализации выступает как субъект осуществления образования. На этапе анализа обучающийся выступает субъектом, способным анализировать результаты своей деятельности и, исходя из этого, корректировать образовательную траекторию (Бубнова И.А., Эман М.Д., Концевая Г.В., СПб., 2015). Таким образом, начиная с начального уровня образования (а может быть, и раньше), руководитель класса, педагог в широком значении этого слова, создает условия, в которых каждый ребенок пробует себя во всех трех ролях сообразно возрастным возможностям с последующим усложнением задач по мере взросления обучающегося.
И вот здесь наступает тот важный момент, когда мы наблюдаем совпадение двух разных, но в то же время похожих явлений: ИОТ и ИОМ. Метафорично их можно уподобить вхождению вод пресной реки (ИОМ) в соленые воды моря или океана (ИОТ). Любая метафора не в полной мере объясняет сложность явления, но подчеркивает идею: школьные годы могут серьезно повлиять на выбор профессии, осознание призвания, всю жизнь подпитывать человека теми навыками и умениями, которые сегодня обобщенно называются soft skills, универсальные навыки. Человек может выбрать другое направление деятельности, не раз поменять его или погружаться в глубину, ему одному доступную, долгое время находить привлекательным «горизонтальное» развитие своей карьеры и так далее. В любом случае и до, и после школы его ИОТ имеет место быть. И вот это, на наш взгляд, важно принимать во внимание школе.
Настаивая, предлагая, выбирая, согласовывая, проектируя, разрабатывая индивидуальный образовательный план ли, программу ли, маршрут, понимать, что это часть целого, что идет совместное продвижение по части большого пути, поэтому не сорваться, не заскучать, не потерять ориентиры и цели, предлагать разные (индивидуализировать) инструменты и средства по саморазвитию, самосовершенствованию.
Какие приняты определения ИОТ?
Например, определение А.В.Хуторского («индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании») и Н.Н.Суртаевой («определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам»).
Эти определения фиксируют основное: 1) ИОТ – это путь, имеющий отрезки (элементы); 2) в школе этот путь конструируется при поддержке руководителя класса и семьи; 3) позволяет реализовать личностный потенциал и собственные образовательные цели ребенка.
На наш взгляд, для полноты понимания сущности и смысла ИОТ ученика в период школьного образования эти замечательные определения можно дополнить идеями:
а) ведущей роли самого обучающегося, по мере взросления берущего на себя основную функцию прогнозирования и проектирования ИОТ;
б) создания условий для такой активности обучающегося, то есть чтобы школа смогла научить осуществлять выбор и уважать принятые решения, смогла помочь определить каждому стиль своего учения, способы познания и научить пользоваться этим;
в) основным в образовании является освоенное (траектория), а не программа (маршрут) (идея М.Кушнера).
Таким образом, однозначного определения на сегодняшний день нет. Пока определим ИОТ как персональный путь обучающегося, проективно разворачивающийся на протяжении школьных лет его обучения на основе осознанной самооценки и образовательных целей (учебных задач), выбора учеником мировоззренческих основ, своего стиля обучения для достижения личностно значимых образовательных результатов совместно или при координирующей деятельности руководителя класса и во взаимодействии с родителями, другими педагогами и специалистами школы.
По мнению М.Кушнера, педагоги (руководитель класса, учителя-предметники, специалисты) участвуют в построении ИОТ с точки зрения перспектив – проективно, глядя в будущее, проектируя учебные программы, маршруты и планы через вызов (Challenge-based), через ошибки (Error-based), через успех (Success-based). Семья (родители и/или лица, замещающие их) участвует в построении ИОТ скорее ситуативно, небольшими шагами, раз за разом, исходя из планов, возможностей, понимания ситуации, личных предпочтений и амбиций. И если быть честным, то никто (ни педагог, ни ребенок, ни семья) не знает, будет ли следующий шаг в построении ИОТ продолжением прошлого выбора, или он приведет к новому образовательному маршруту, изменив траекторию или упрочив ее. Потому что еще есть контекст: нестабильность, неопределенность, сложность и противоречивость мира, в котором мы все живем. Поэтому так важны кооперация, сотрудничество, диалог, доверие всех сторон друг другу, умение слышать доводы друг друга, договариваться. И это серьезно меняет способы действия современного руководителя класса, взаимодействие административной команды и педагогического коллектива школы.
Новое содержание, новые результаты
Чтобы можно было наглядно представить процесс проектирования и сопровождения ИОТ в условиях школьного обучения, сектор сопровождения классных руководителей МЦРКПО предлагает рассматривать ИОТ в дизайне пазла (о нем подробнее читатель может узнать в готовящейся к публикации книге «Руководитель класса: новая роль, новое содержание, новые результаты»). Это метафора навигации по индивидуальной образовательной траектории с соблюдением принципов ее построения (целостности, всесторонности, приоритетности, диалогичности, др.).
В некоторых школах для облегчения статистического учета успехов и анализа активности обучающегося разработаны в помощь руководителям класса специальные внутришкольные платформы (например, информационный ресурс «Я – руководитель класса» в московской школе №2065). Это аналитический инструмент для педагога и основа для прогнозирования развития, основа для диалога с обучающимся, его семьей, педагогами и специалистами, которые работают в данном классе, а главное – содержательная основа для проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося. МЭШ интегрируется с дополнительным образованием, облегчая работу с большим массивом данных по каждому обучающемуся, что обязательно используется при проектировании ИОТ.
Индивидуализация предполагает опору на личностные особенности и пристрастия ученика, а ИОТ реализует права и возможности каждого обучающегося на:
– выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном предмете;
– личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– составление индивидуальных образовательных программ;
– выбор индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые определяются в соответствии с учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов;
– индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области (Микерова Г.Ж., Жук А.С., Кубанский госуниверситетт).
Для этого руководитель класса и ученик должны (как минимум) оказаться взаимно интересными друг другу.
Анастасия КОЗЛОВА, эксперт МЦРКПО
Комментарии