search
main
0

Флагманы методического мастерства. Муниципальный опыт создания системы горизонтального профессионального взаимодействия педагогов

В любой профессии и в любом деле важно наличие мастеров, создающих образцы и продуцирующих идеи для их последующего распространения и использования в массовой практике. В условиях современного мира заметна тенденция перехода от поддержки индивидуальных достижений ярких педагогов (такие, несомненно, нужны) в рамках разных конкурсов и грантовых программ (например, «Учитель года России») к формированию команд творческих учителей, готовых к непрерывному профессиональному развитию, открытых к передовым достижениям педагогической мысли, разрабатывающим собственные решения с учетом конкретики имеющихся проблем и образовательной ситуации в своем регионе и в своей организации. Такие команды появляются при наличии лидера – наставника, флагмана, организатора, локомотива изменений, а также при наличии управленческой, социальной и профессиональной поддержке сообщества.

Авторы: Андрей Наумович Иоффе, Юрий Васильевич Кынатов

Поэтому в Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) в 2024/2025 учебном году было решено разработать и реализовать программу системной методической поддержки развития образования «Флагманы методического мастерства». Ее актуальность связана с важностью не только поиска потенциальных лидеров педагогического сообщества, но и с созданием вокруг них в образовательной организации команды (не менее 5 педагогов), которая сможет апробировать имеющиеся разработки и передовые приемы, разрабатывать собственные методические решения, представлять передовой опыт эффективных решений в преподавании на уровне своего педагогического коллектива (педсовет), в своем муниципалитете, в своем субъекте РФ и на федеральном уровне.

Флагман методического мастерства – не просто лидер, создающий образцы, демонстрирующий свои индивидуальные качества и предлагающий педагогические решения проблем, но и организатор с группой последователей и единомышленников, создающий систему стабильной методической помощи, независимой от отдельных индивидуальных профессиональных траекторий. Не случайно появился конкурс «Флагманы образования», в котором принимают участие команды образовательных организаций, а не отдельные педагоги. Таким образом, флагманы методического мастерства становятся системным решением, а не отдельной образовательной единицей. В результате создается не только банк методических разработок, но и формируется группа педагогов, являющаяся гарантом стабильной и целенаправленной методической работы в ОО.

Педагогическое мастерство может быть самым разным – интуитивным (творческие педагоги и яркие талантливые учителя), исполнительским (технологичность и точность реализации лучших образовательных решений), прогностическим (умение работать на опережение и предвидеть проблемы до их появления). В данном случае важны компетентность и функциональная грамотность, высокая организационная культура, четкость планирования и понятность правил профессионального взаимодействия, точность оценивания (результатов работы, достижений и неудач), адекватность действий в соответствии со сложившейся образовательной ситуацией (в выборе методов, понимании проблем, анализе информации и т.п.). Педагогическое мастерство является составным результатом трех ключевых аспектов – планирования (на основе исследования и проектирования, выстраивания вариативных коллективных и индивидуальных образовательных маршрутов), реализации разработанных планов (воплощение задуманного в практику с умением оперативно вносить необходимые коррективы, быть гибкими и адекватными в своих реакциях) и осмысления происходящего (понимание целеполагания, видение достижений и рассмотрение причин неудач и трудностей, системной рефлексии и возвращения на ее основе к планированию следующих шагов и действий). Каждый из этих трех крупных элементов составляет треугольник мастерства, представленный ниже.

В контексте муниципальной программы «Флагманы методического мастерства» представленный треугольник фокусируется на методических аспектах мастерства и командном взаимодействии для создания системной и стабильной работы по методической поддержке педагогов ОО для повышения качества образования и удовлетворенности всех участников образовательных отношений. В краткосрочной перспективе предполагается создание команд, разработка методических решений, проведение занятий и мастер-классов внутри региона и на федеральном уровне, экспертная и консультационная помощь, взаимооценивание и самооценивание. В долгосрочной перспективе планируется укрепление кадрового состава педагогических работников, их профессиональное развитие и успешность в своей педагогической деятельности, улучшение академических результатов обучающихся, представление опыта на республиканском и федеральном уровне.

Запускающим механизмом программы являлся практикоориентированный методический семинар, который в июне 2024 года был проведен в Верхневилюйске заведующим лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета Иоффе А.Н. Было определено, что в результате проведения семинара-практикума педагоги смогут:

  • определять показатели педагогической успешности занятия и требования к педагогической деятельности для разработки и проведения эффективных занятий;
  • использовать рамку блочно-модульного конструктора для создания проекта собственного занятия;
  • продемонстрировать свои лидерские качества в области методического мастерства;
  • уточнить ключевые понятия современного образования и грамотно использовать в своей практике инновационные подходы в образовании;
  • обсудить актуальные педагогические проблемы, связанные с разработкой и проведением занятий, выявив возможные пути их решения;
  • получить опыт экспертной работы по анализу занятия с использованием предоставленного оценочного инструмента;
  • обменяться опытом педагогической деятельности и создать профессиональные связи с коллегами;
  • получить ответы эксперта и коллег на имеющиеся вопросы профессиональной деятельности.

Каждый из участников семинара получил задание по ходу обучения сделать свою методическую разработку. В помощь были получены некоторые образцы и методические рекомендации. По итогам семинара с участием около 60 педагогов муниципалитета 43 потенциальных флагмана представили разработки занятий (развернутый план-конспект и сопровождающая презентация). От эксперта каждый получил конкретные рекомендации по доработке. В большей степени они касались четкости целеполагания, поэтому для участников программы были дополнительно разработаны подробные рекомендации, представленные в виде пошагового алгоритма.

Алгоритм. Комплексное целеполагание при проектировании занятий (на основе технологии блочно-модульного конструирования занятия)

1 шаг. Сформулируйте цель занятия, используя рекомендации ниже.

Выделите в занятии содержательный акцент (фокус), ответив на вопрос «Что из предметного результата будет главным и центральным, сквозной темой занятия?» (например, анализ произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», реформы Петра Великого, решение задач на движение, использование первого закона Ньютона при решении задач, упражнения с мячом и т.п.)

Выделите в занятии ценностный акцент (фокус), ответив на вопрос «Зачем ученику это нужно знать?» (в данном случае указание на то, что это есть в программе или учебнике, что нужно для сдачи ЕГЭ, а также общие слова о развитии современного человека или общекультурной грамотности не совсем точно отвечают на поставленный вопрос; приветствуются формулировки: развитие логики, понимание причинно-следственных связей в истории, поддержка или формирование читательского интереса, осознание роли молекулярной биологии в жизни человека и т.п.)

Соедините содержательную и ценностную часть в одной формулировке, учитывая следующие рекомендации: начните с отглагольного существительного (понимание, развитие, воспитание, расширение кругозора, поддержка и другие), затем поместите или содержательный или ценностный акцент, завершите фразу тем акцентом, который не выбрали в начале

ПРИМЕРЫ ДВУХ ВАРИАНТОВ

1 вариант. Получение опыта решения задач на движение для понимания взаимосвязи скорости, времени и расстояния

Отглагольное существительное ПОЛУЧЕНИЕ + предметный результат ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ + ценностный результат ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СКОРОСТИ, ВРЕМЕНИ И РАССТОЯНИЯ

2 вариант. Понимание взаимосвязи скорости, времени и расстояния при решении задач на движение

Отглагольное существительное ПОНИМАНИЕ + ценностный результат ВЗАИМОСВЯЗИ СКОРОСТИ, ВРЕМЕНИ И РАССТОЯНИЯ + предметный результат РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

2 шаг. Запишите получившуюся формулировку по центру листа с конспектом/разработкой занятия (показано ниже)

Цель занятия _____________________________________________________

ПРИМЕР

Получение опыта решения задач на движение для понимания взаимосвязи скорости, времени и расстояния (если выбираем вариант 1)

Дальнейшую часть стоит заполнить после того, когда будет ясен ход занятия

3 шаг. Посмотрите на действия учителя (свои действия), которые предполагается, что будете в ходе занятия совершать.

Сгруппируйте свои конкретные действия в крупные блоки в виде направлений (объяснить материал, организовать работу в группах или индивидуально, распределить роли, проверить имеющиеся знания, оценить сделанную работу, провести обсуждение итогов занятия и т.п.)

Выберите 4-5 ключевых направлений на данном занятии и перечислите их в качестве задач педагога на занятии с включением конкретики изучаемой темы (смотри левую колонку таблицы)

Поместите в левой колонке первую задачу педагога на занятии, а в правой колонке напишите, что смогут сделать учащиеся в результате выполнения этой задачи – воспроизвести, что-то решить, сформулировать вопрос, найти ошибку и т.п. Обратите внимание, что при выполнении педагогом одной задачи могут быть разные результаты у обучающихся, их может быть несколько или же один результат после одной задачи учителя.

ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАЧУ, А РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НЕ СФОРМУЛИРОВАН, ТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭТОЙ ЗАДАЧИ?

4 шаг. Проверьте, связаны ли задачи и результаты с поставленной целью, учтено ли это в предлагаемых формулировках. Слева – действия учителя, справа – действия учеников на занятии. Можно разделить лист пополам и сделать соотнесение.

Задачи

Вопрос: «Что надо сделать педагогу?»

Планируемые результаты

Продолжение фразы: «В ходе и результате проведения занятия учащиеся (воспитанники, студенты, обучающиеся) смогут …»

Привлечь внимание учеников к важности данной темы (загадка и случай из жизни) Соотнести представленную ситуацию с движением

Назвать ключевые понятия, связанные с движением

Определить главную проблему для изучения на занятии

Объяснить математическую формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния

Продемонстрировать способы решения задач на движение и представить алгоритм действий

Запомнить и повторить формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния

Повторить представленный алгоритм действий

Задать вопросы на понимание особенностей решения задач с двумя неизвестными

Решить не менее трех задач на движение

Организовать работу в парах по взаимопроверке решённых задач на движение Проверить работу одноклассника, выявить ошибки (при их наличии)
Организовать групповую работу в четырех группах для разработки творческих задач на движение, связанных с повседневной и школьной жизнью учащихся Разработать в группе не менее четырех задач, связанных с повседневной жизнью учеников

Поменяться задачами с другой группой для совместного обсуждения возможных решений

Обсудить в группе правильность разработанных одноклассниками задач

Оценить результаты работы групп Назвать распространенные недостатки при разработке задач на движение

Принять участие во взаимном оценивании результатов работы на уроке

Провести обсуждение итогов занятия Высказать свое мнение о том, почему важно для человека знать взаимосвязь пространства, времени и скорости

5 шаг. Проверьте формулировки, их количество (с учетом времени занятия и возможностью все успеть, с акцентом на поставленную цель)

Возможные формулировки задач педагога:

Объяснить ____________ (содержательно, что конкретно объясняет педагог)

Предоставить информацию о _________ (возможно из разных источников)

Обобщить (проанализировать, оценить) результаты занятия

Организовать дискуссию (обсуждение, работу в группах, в парах, выполнение индивидуальных заданий и т.п.)

Проверить результаты работы по _________ (решению задач, формулировке гипотез, созданию презентации и т.п.)

Возможные формулировки планируемых результатов:

В результате проведения занятия учащиеся смогут…

  • давать определения понятий ___________________
  • воспроизводить алгоритм (решения определенного типа задач, действий в какой-то конкретной ситуации и т.п.)
  • вырабатывать правила дискуссии (работы в группе, проведения опыта – в том числе и правила безопасности воспроизводить)
  • аргументированно доказывать свою точку зрения (занимать позицию по вопросу ,,,,,, и приводить не менее одного подходящего примера)
  • разработать собственное задание (задачу) на ________________
  • проявлять уважение к позиции собеседника, используя фразу: «Данное мнение интересно тем, что _______, но хочется уточнить (возразить, показать другую сторону и т.п.)»

6 шаг. Соберите итоговый вариант в следующем виде. Проверьте, соответствуют ли задачи и результаты цели, если соотнесение задач педагога и обучающихся.

Пример итогового комплексного результата определения целеполагания на занятии:

Цель занятия: получение опыта решения задач на движение для понимания взаимосвязи скорости, времени и расстояния

Задачи

Вопрос: «Что надо сделать педагогу?»

Планируемые результаты

Продолжение фразы: «В ходе и результате проведения занятия учащиеся (воспитанники, студенты, обучающиеся) смогут …»

Привлечь внимание учеников к важности данной темы (загадка и случай из жизни) Соотнести представленную ситуацию с движением

Назвать ключевые понятия, связанные с движением

Определить главную проблему для изучения на занятии

Объяснить математическую формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния

Продемонстрировать способы решения задач на движение и представить алгоритм действий

Запомнить и повторить формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния

Повторить представленный алгоритм действий

Задать вопросы на понимание особенностей решения задач с двумя неизвестными

Решить не менее трех задач на движение

Организовать работу в парах по взаимопроверке решённых задач на движение Проверить работу одноклассника, выявить ошибки (при их наличии)
Организовать групповую работу в четырех группах для разработки творческих задач на движение, связанных с повседневной и школьной жизнью учащихся Разработать в группе не менее четырех задач, связанных с повседневной жизнью учеников

Поменяться задачами с другой группой для совместного обсуждения возможных решений

Обсудить в группе правильность разработанных одноклассниками задач

Оценить результаты работы групп Назвать распространенные недостатки при разработке задач на движение

Принять участие во взаимном оценивании результатов работы на уроке

Провести обсуждение итогов занятия Высказать свое мнение о том, почему важно для человека знать взаимосвязь пространства, времени и скорости

В течение учебного года проводятся консультации по возникающим методическим вопросам. В начале 2025 года будет проведена серия открытых уроков с их последующим обсуждением, а в ОО появятся профессиональные обучающиеся сообщества, которые в рамках своей работы под руководством флагмана методического мастерства в качестве наставника и организатора разработают занятия и мастер-классы, проведут их и организуют их анализ на основе предложенного экспертного листа.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

для комплексного анализа занятия на основе блочно-модульного конструктора

ФИО педагога: ___________________________________

Предмет: ___________________________________

Класс: ____________________________________

N

п/п

Блок занятия и его компоненты Реализация

данного компонента на занятии:

(2 – реализован, 1 – частично реализован,

0 – отсутствует) / % реализации

Комментарий

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

1 Комплексное целеполагание (тема, цель, задачи, планируемые результаты) с акцентом на поддержку самореализации обучающихся (точность, четкость и понятность формулировок, конкретность, достижимость, отделение важного от второстепенного)
2 Установление правил и форм учебного взаимодействия (открытость, совместность, наличие общих договоренностей)
3 Организация образовательного пространства (в том числе для групповой работы, пространство для творчества и импровизации, условия для смены форм деятельности, сопровождающие учебные материалы)
4 Эффективное распределение времени и контроль его использования (разумный темп, установление временных границ)
5 Четкие и понятные инструкции в учебной работе (установление последовательности действий, понятность процедур и результатов)

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1 Привлечение внимания и пробуждение интереса к теме (эмоциональное вовлечение обучающихся, активное вовлечение в деятельность, разнообразие приемов)
2 Доброжелательная среда, уважение и признание значимости каждого участника занятия (уважение разных точек зрения и позиций, грамотное управление эмоциями и эмоциональный фон конструктивного учебного сотрудничества)
3 Признание права на ошибку и конструктивная критика
4 Актуализация содержания занятия (постановка актуальной для обучающихся проблемы для рассмотрения и решения; обращение к имеющимся знаниям и социальному/жизненному опыту; гибкое реагирование на запросы обучающихся и открытость к изменениям)
5 Возможности для выбора и самоопределения (в т.ч. учет и поддержка образовательных потребностей обучающихся, помощь в определении собственной образовательной траектории)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1 Получение (поиск) информации из разных источников, видение разных точек зрения, предъявление информации в разных форматах (текстовый, графический, электронный, символический и т.п.)
2 Качественный выбор информации (информация посильна для восприятия, адекватна целям и задачам, достаточна для решения поставленной проблемы)
3 Отделение значимого от второстепенного, достоверного от сомнительного, фактов от мнений (опыт критического мышления, сопоставление информации с разными источниками и жизненным опытом)
4 Корректность использования понятий, определений, характеристик, теорий, установления межпредметных связей
5 Связь информации с жизненным опытом обучающихся
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
1 Поддержка самостоятельности и продуктивной активности (инициативы) при выстраивании обучающимися своей деятельности в рамках решения поставленной учебной задачи
2 Сопровождение взаимодействия и сотрудничества обучающихся (работа в парах, группах, организация процесса общего обсуждения)
3 Организация образовательного пространства конструктивной и уважительной коммуникации
4 Поддержка желания обучающихся задавать вопросы по теме занятия (разнообразие, точность, глубина, понятность, креативный характер вопросов)
5 Освоение знаний в практической деятельности в решении задач, выполнении лабораторных работ, анализе ситуаций, разработке проектов, создании творческих работ и т.п.)
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
1 Поддержка и конструктивная критика результатов образовательной деятельности обучающихся (подчеркивается ценность и значимость проделанной работы)
2 Аргументированное оценивание обучающихся является обратной связью педагога
3 Прозрачность и целесообразность оценочных процедур (опора на открытые критерии оценивания)
4 Предоставление возможностей для самооценивания и/ или взаимооценивания
5 Поддержка уверенности обучающихся в своих силах
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
1 Развитие умения описать способы деятельности и мыслительные процедуры, которые использовались на занятии (метапознание)
2 Анализ полученного опыта для понимания возможностей его применения
3 Обсуждение трудностей и способов их преодоления
4 Соотнесение планируемых и итоговых результатов занятия
5 Внимание к испытываемым эмоциональным состояниям в связи с происходящим на занятии (фиксация, обсуждение и др.)
ИТОГО

Эксперт _________________________________________

Таким образом, можно говорить о том, что на уровне муниципалитета планируется создать систему конкретной методической помощи по запросу педагога, а также общее пространство профессионального обсуждения результатов педагогической деятельности. Программа «Флагманы методического мастерства» находится в процессе своей реализации, поэтому пока рано говорить о ее итогах. Однако представляется важным, чтобы педагогического сообщество знало о такой модели и стратегии горизонтального профессионального взаимодействия.

Кынатов Юрий Васильевич, заслуженный работник образования Республики Саха(Якутия). Начальник МКУ Управление образования Верхневилюйского района РС(Я).

Иоффе Андрей Наумович, д. пед. наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте