В любой профессии и в любом деле важно наличие мастеров, создающих образцы и продуцирующих идеи для их последующего распространения и использования в массовой практике. В условиях современного мира заметна тенденция перехода от поддержки индивидуальных достижений ярких педагогов (такие, несомненно, нужны) в рамках разных конкурсов и грантовых программ (например, «Учитель года России») к формированию команд творческих учителей, готовых к непрерывному профессиональному развитию, открытых к передовым достижениям педагогической мысли, разрабатывающим собственные решения с учетом конкретики имеющихся проблем и образовательной ситуации в своем регионе и в своей организации. Такие команды появляются при наличии лидера – наставника, флагмана, организатора, локомотива изменений, а также при наличии управленческой, социальной и профессиональной поддержке сообщества.

Поэтому в Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) в 2024/2025 учебном году было решено разработать и реализовать программу системной методической поддержки развития образования «Флагманы методического мастерства». Ее актуальность связана с важностью не только поиска потенциальных лидеров педагогического сообщества, но и с созданием вокруг них в образовательной организации команды (не менее 5 педагогов), которая сможет апробировать имеющиеся разработки и передовые приемы, разрабатывать собственные методические решения, представлять передовой опыт эффективных решений в преподавании на уровне своего педагогического коллектива (педсовет), в своем муниципалитете, в своем субъекте РФ и на федеральном уровне.
Флагман методического мастерства – не просто лидер, создающий образцы, демонстрирующий свои индивидуальные качества и предлагающий педагогические решения проблем, но и организатор с группой последователей и единомышленников, создающий систему стабильной методической помощи, независимой от отдельных индивидуальных профессиональных траекторий. Не случайно появился конкурс «Флагманы образования», в котором принимают участие команды образовательных организаций, а не отдельные педагоги. Таким образом, флагманы методического мастерства становятся системным решением, а не отдельной образовательной единицей. В результате создается не только банк методических разработок, но и формируется группа педагогов, являющаяся гарантом стабильной и целенаправленной методической работы в ОО.
Педагогическое мастерство может быть самым разным – интуитивным (творческие педагоги и яркие талантливые учителя), исполнительским (технологичность и точность реализации лучших образовательных решений), прогностическим (умение работать на опережение и предвидеть проблемы до их появления). В данном случае важны компетентность и функциональная грамотность, высокая организационная культура, четкость планирования и понятность правил профессионального взаимодействия, точность оценивания (результатов работы, достижений и неудач), адекватность действий в соответствии со сложившейся образовательной ситуацией (в выборе методов, понимании проблем, анализе информации и т.п.). Педагогическое мастерство является составным результатом трех ключевых аспектов – планирования (на основе исследования и проектирования, выстраивания вариативных коллективных и индивидуальных образовательных маршрутов), реализации разработанных планов (воплощение задуманного в практику с умением оперативно вносить необходимые коррективы, быть гибкими и адекватными в своих реакциях) и осмысления происходящего (понимание целеполагания, видение достижений и рассмотрение причин неудач и трудностей, системной рефлексии и возвращения на ее основе к планированию следующих шагов и действий). Каждый из этих трех крупных элементов составляет треугольник мастерства, представленный ниже.
В контексте муниципальной программы «Флагманы методического мастерства» представленный треугольник фокусируется на методических аспектах мастерства и командном взаимодействии для создания системной и стабильной работы по методической поддержке педагогов ОО для повышения качества образования и удовлетворенности всех участников образовательных отношений. В краткосрочной перспективе предполагается создание команд, разработка методических решений, проведение занятий и мастер-классов внутри региона и на федеральном уровне, экспертная и консультационная помощь, взаимооценивание и самооценивание. В долгосрочной перспективе планируется укрепление кадрового состава педагогических работников, их профессиональное развитие и успешность в своей педагогической деятельности, улучшение академических результатов обучающихся, представление опыта на республиканском и федеральном уровне.
Запускающим механизмом программы являлся практикоориентированный методический семинар, который в июне 2024 года был проведен в Верхневилюйске заведующим лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета Иоффе А.Н. Было определено, что в результате проведения семинара-практикума педагоги смогут:
- определять показатели педагогической успешности занятия и требования к педагогической деятельности для разработки и проведения эффективных занятий;
- использовать рамку блочно-модульного конструктора для создания проекта собственного занятия;
- продемонстрировать свои лидерские качества в области методического мастерства;
- уточнить ключевые понятия современного образования и грамотно использовать в своей практике инновационные подходы в образовании;
- обсудить актуальные педагогические проблемы, связанные с разработкой и проведением занятий, выявив возможные пути их решения;
- получить опыт экспертной работы по анализу занятия с использованием предоставленного оценочного инструмента;
- обменяться опытом педагогической деятельности и создать профессиональные связи с коллегами;
- получить ответы эксперта и коллег на имеющиеся вопросы профессиональной деятельности.
Каждый из участников семинара получил задание по ходу обучения сделать свою методическую разработку. В помощь были получены некоторые образцы и методические рекомендации. По итогам семинара с участием около 60 педагогов муниципалитета 43 потенциальных флагмана представили разработки занятий (развернутый план-конспект и сопровождающая презентация). От эксперта каждый получил конкретные рекомендации по доработке. В большей степени они касались четкости целеполагания, поэтому для участников программы были дополнительно разработаны подробные рекомендации, представленные в виде пошагового алгоритма.
Алгоритм. Комплексное целеполагание при проектировании занятий (на основе технологии блочно-модульного конструирования занятия)
1 шаг. Сформулируйте цель занятия, используя рекомендации ниже.
Выделите в занятии содержательный акцент (фокус), ответив на вопрос «Что из предметного результата будет главным и центральным, сквозной темой занятия?» (например, анализ произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», реформы Петра Великого, решение задач на движение, использование первого закона Ньютона при решении задач, упражнения с мячом и т.п.)
Выделите в занятии ценностный акцент (фокус), ответив на вопрос «Зачем ученику это нужно знать?» (в данном случае указание на то, что это есть в программе или учебнике, что нужно для сдачи ЕГЭ, а также общие слова о развитии современного человека или общекультурной грамотности не совсем точно отвечают на поставленный вопрос; приветствуются формулировки: развитие логики, понимание причинно-следственных связей в истории, поддержка или формирование читательского интереса, осознание роли молекулярной биологии в жизни человека и т.п.)
Соедините содержательную и ценностную часть в одной формулировке, учитывая следующие рекомендации: начните с отглагольного существительного (понимание, развитие, воспитание, расширение кругозора, поддержка и другие), затем поместите или содержательный или ценностный акцент, завершите фразу тем акцентом, который не выбрали в начале
ПРИМЕРЫ ДВУХ ВАРИАНТОВ
1 вариант. Получение опыта решения задач на движение для понимания взаимосвязи скорости, времени и расстояния
Отглагольное существительное ПОЛУЧЕНИЕ + предметный результат ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ + ценностный результат ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СКОРОСТИ, ВРЕМЕНИ И РАССТОЯНИЯ
2 вариант. Понимание взаимосвязи скорости, времени и расстояния при решении задач на движение
Отглагольное существительное ПОНИМАНИЕ + ценностный результат ВЗАИМОСВЯЗИ СКОРОСТИ, ВРЕМЕНИ И РАССТОЯНИЯ + предметный результат РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ
2 шаг. Запишите получившуюся формулировку по центру листа с конспектом/разработкой занятия (показано ниже)
Цель занятия _____________________________________________________
ПРИМЕР
Получение опыта решения задач на движение для понимания взаимосвязи скорости, времени и расстояния (если выбираем вариант 1)
Дальнейшую часть стоит заполнить после того, когда будет ясен ход занятия
3 шаг. Посмотрите на действия учителя (свои действия), которые предполагается, что будете в ходе занятия совершать.
Сгруппируйте свои конкретные действия в крупные блоки в виде направлений (объяснить материал, организовать работу в группах или индивидуально, распределить роли, проверить имеющиеся знания, оценить сделанную работу, провести обсуждение итогов занятия и т.п.)
Выберите 4-5 ключевых направлений на данном занятии и перечислите их в качестве задач педагога на занятии с включением конкретики изучаемой темы (смотри левую колонку таблицы)
Поместите в левой колонке первую задачу педагога на занятии, а в правой колонке напишите, что смогут сделать учащиеся в результате выполнения этой задачи – воспроизвести, что-то решить, сформулировать вопрос, найти ошибку и т.п. Обратите внимание, что при выполнении педагогом одной задачи могут быть разные результаты у обучающихся, их может быть несколько или же один результат после одной задачи учителя.
ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАЧУ, А РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НЕ СФОРМУЛИРОВАН, ТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭТОЙ ЗАДАЧИ?
4 шаг. Проверьте, связаны ли задачи и результаты с поставленной целью, учтено ли это в предлагаемых формулировках. Слева – действия учителя, справа – действия учеников на занятии. Можно разделить лист пополам и сделать соотнесение.
Задачи
Вопрос: «Что надо сделать педагогу?» |
Планируемые результаты
Продолжение фразы: «В ходе и результате проведения занятия учащиеся (воспитанники, студенты, обучающиеся) смогут …» |
Привлечь внимание учеников к важности данной темы (загадка и случай из жизни) | Соотнести представленную ситуацию с движением
Назвать ключевые понятия, связанные с движением Определить главную проблему для изучения на занятии |
Объяснить математическую формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния
Продемонстрировать способы решения задач на движение и представить алгоритм действий |
Запомнить и повторить формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния
Повторить представленный алгоритм действий Задать вопросы на понимание особенностей решения задач с двумя неизвестными Решить не менее трех задач на движение |
Организовать работу в парах по взаимопроверке решённых задач на движение | Проверить работу одноклассника, выявить ошибки (при их наличии) |
Организовать групповую работу в четырех группах для разработки творческих задач на движение, связанных с повседневной и школьной жизнью учащихся | Разработать в группе не менее четырех задач, связанных с повседневной жизнью учеников
Поменяться задачами с другой группой для совместного обсуждения возможных решений Обсудить в группе правильность разработанных одноклассниками задач |
Оценить результаты работы групп | Назвать распространенные недостатки при разработке задач на движение
Принять участие во взаимном оценивании результатов работы на уроке |
Провести обсуждение итогов занятия | Высказать свое мнение о том, почему важно для человека знать взаимосвязь пространства, времени и скорости |
5 шаг. Проверьте формулировки, их количество (с учетом времени занятия и возможностью все успеть, с акцентом на поставленную цель)
Возможные формулировки задач педагога:
Объяснить ____________ (содержательно, что конкретно объясняет педагог)
Предоставить информацию о _________ (возможно из разных источников)
Обобщить (проанализировать, оценить) результаты занятия
Организовать дискуссию (обсуждение, работу в группах, в парах, выполнение индивидуальных заданий и т.п.)
Проверить результаты работы по _________ (решению задач, формулировке гипотез, созданию презентации и т.п.)
Возможные формулировки планируемых результатов:
В результате проведения занятия учащиеся смогут…
- давать определения понятий ___________________
- воспроизводить алгоритм (решения определенного типа задач, действий в какой-то конкретной ситуации и т.п.)
- вырабатывать правила дискуссии (работы в группе, проведения опыта – в том числе и правила безопасности воспроизводить)
- аргументированно доказывать свою точку зрения (занимать позицию по вопросу ,,,,,, и приводить не менее одного подходящего примера)
- разработать собственное задание (задачу) на ________________
- проявлять уважение к позиции собеседника, используя фразу: «Данное мнение интересно тем, что _______, но хочется уточнить (возразить, показать другую сторону и т.п.)»
6 шаг. Соберите итоговый вариант в следующем виде. Проверьте, соответствуют ли задачи и результаты цели, если соотнесение задач педагога и обучающихся.
Пример итогового комплексного результата определения целеполагания на занятии:
Цель занятия: получение опыта решения задач на движение для понимания взаимосвязи скорости, времени и расстояния
Задачи
Вопрос: «Что надо сделать педагогу?» |
Планируемые результаты
Продолжение фразы: «В ходе и результате проведения занятия учащиеся (воспитанники, студенты, обучающиеся) смогут …» |
Привлечь внимание учеников к важности данной темы (загадка и случай из жизни) | Соотнести представленную ситуацию с движением
Назвать ключевые понятия, связанные с движением Определить главную проблему для изучения на занятии |
Объяснить математическую формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния
Продемонстрировать способы решения задач на движение и представить алгоритм действий |
Запомнить и повторить формулу взаимосвязи скорости, времени и расстояния
Повторить представленный алгоритм действий Задать вопросы на понимание особенностей решения задач с двумя неизвестными Решить не менее трех задач на движение |
Организовать работу в парах по взаимопроверке решённых задач на движение | Проверить работу одноклассника, выявить ошибки (при их наличии) |
Организовать групповую работу в четырех группах для разработки творческих задач на движение, связанных с повседневной и школьной жизнью учащихся | Разработать в группе не менее четырех задач, связанных с повседневной жизнью учеников
Поменяться задачами с другой группой для совместного обсуждения возможных решений Обсудить в группе правильность разработанных одноклассниками задач |
Оценить результаты работы групп | Назвать распространенные недостатки при разработке задач на движение
Принять участие во взаимном оценивании результатов работы на уроке |
Провести обсуждение итогов занятия | Высказать свое мнение о том, почему важно для человека знать взаимосвязь пространства, времени и скорости |
В течение учебного года проводятся консультации по возникающим методическим вопросам. В начале 2025 года будет проведена серия открытых уроков с их последующим обсуждением, а в ОО появятся профессиональные обучающиеся сообщества, которые в рамках своей работы под руководством флагмана методического мастерства в качестве наставника и организатора разработают занятия и мастер-классы, проведут их и организуют их анализ на основе предложенного экспертного листа.
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
для комплексного анализа занятия на основе блочно-модульного конструктора
ФИО педагога: ___________________________________
Предмет: ___________________________________
Класс: ____________________________________
N
п/п |
Блок занятия и его компоненты | Реализация
данного компонента на занятии: (2 – реализован, 1 – частично реализован, 0 – отсутствует) / % реализации |
Комментарий |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК |
|||
1 | Комплексное целеполагание (тема, цель, задачи, планируемые результаты) с акцентом на поддержку самореализации обучающихся (точность, четкость и понятность формулировок, конкретность, достижимость, отделение важного от второстепенного) | ||
2 | Установление правил и форм учебного взаимодействия (открытость, совместность, наличие общих договоренностей) | ||
3 | Организация образовательного пространства (в том числе для групповой работы, пространство для творчества и импровизации, условия для смены форм деятельности, сопровождающие учебные материалы) | ||
4 | Эффективное распределение времени и контроль его использования (разумный темп, установление временных границ) | ||
5 | Четкие и понятные инструкции в учебной работе (установление последовательности действий, понятность процедур и результатов) | ||
МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК |
|||
1 | Привлечение внимания и пробуждение интереса к теме (эмоциональное вовлечение обучающихся, активное вовлечение в деятельность, разнообразие приемов) | ||
2 | Доброжелательная среда, уважение и признание значимости каждого участника занятия (уважение разных точек зрения и позиций, грамотное управление эмоциями и эмоциональный фон конструктивного учебного сотрудничества) | ||
3 | Признание права на ошибку и конструктивная критика | ||
4 | Актуализация содержания занятия (постановка актуальной для обучающихся проблемы для рассмотрения и решения; обращение к имеющимся знаниям и социальному/жизненному опыту; гибкое реагирование на запросы обучающихся и открытость к изменениям) | ||
5 | Возможности для выбора и самоопределения (в т.ч. учет и поддержка образовательных потребностей обучающихся, помощь в определении собственной образовательной траектории) | ||
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК | |||
1 | Получение (поиск) информации из разных источников, видение разных точек зрения, предъявление информации в разных форматах (текстовый, графический, электронный, символический и т.п.) | ||
2 | Качественный выбор информации (информация посильна для восприятия, адекватна целям и задачам, достаточна для решения поставленной проблемы) | ||
3 | Отделение значимого от второстепенного, достоверного от сомнительного, фактов от мнений (опыт критического мышления, сопоставление информации с разными источниками и жизненным опытом) | ||
4 | Корректность использования понятий, определений, характеристик, теорий, установления межпредметных связей | ||
5 | Связь информации с жизненным опытом обучающихся | ||
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||
1 | Поддержка самостоятельности и продуктивной активности (инициативы) при выстраивании обучающимися своей деятельности в рамках решения поставленной учебной задачи | ||
2 | Сопровождение взаимодействия и сотрудничества обучающихся (работа в парах, группах, организация процесса общего обсуждения) | ||
3 | Организация образовательного пространства конструктивной и уважительной коммуникации | ||
4 | Поддержка желания обучающихся задавать вопросы по теме занятия (разнообразие, точность, глубина, понятность, креативный характер вопросов) | ||
5 | Освоение знаний в практической деятельности в решении задач, выполнении лабораторных работ, анализе ситуаций, разработке проектов, создании творческих работ и т.п.) | ||
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК | |||
1 | Поддержка и конструктивная критика результатов образовательной деятельности обучающихся (подчеркивается ценность и значимость проделанной работы) | ||
2 | Аргументированное оценивание обучающихся является обратной связью педагога | ||
3 | Прозрачность и целесообразность оценочных процедур (опора на открытые критерии оценивания) | ||
4 | Предоставление возможностей для самооценивания и/ или взаимооценивания | ||
5 | Поддержка уверенности обучающихся в своих силах | ||
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК | |||
1 | Развитие умения описать способы деятельности и мыслительные процедуры, которые использовались на занятии (метапознание) | ||
2 | Анализ полученного опыта для понимания возможностей его применения | ||
3 | Обсуждение трудностей и способов их преодоления | ||
4 | Соотнесение планируемых и итоговых результатов занятия | ||
5 | Внимание к испытываемым эмоциональным состояниям в связи с происходящим на занятии (фиксация, обсуждение и др.) | ||
ИТОГО |
Эксперт _________________________________________
Таким образом, можно говорить о том, что на уровне муниципалитета планируется создать систему конкретной методической помощи по запросу педагога, а также общее пространство профессионального обсуждения результатов педагогической деятельности. Программа «Флагманы методического мастерства» находится в процессе своей реализации, поэтому пока рано говорить о ее итогах. Однако представляется важным, чтобы педагогического сообщество знало о такой модели и стратегии горизонтального профессионального взаимодействия.
Кынатов Юрий Васильевич, заслуженный работник образования Республики Саха(Якутия). Начальник МКУ Управление образования Верхневилюйского района РС(Я).
Иоффе Андрей Наумович, д. пед. наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета
Комментарии