В 2024/25 году для выпускников девятых классов подготовили нововведение – им разрешили сдавать на ОГЭ два обязательных экзамена, если они не планируют продолжать обучение в школе. Пока инициатива проходит апробацию в трех пилотных регионах. Педагоги из разных регионов России рассказали, как, по их мнению, это нововведение скажется на системе образования.

Традиционно девятиклассники в конце года сдают Основной государственный экзамен по четырем предметам: двум обязательным – «Русский язык» и «Математика», – и двум по своему выбору. Однако в этом году президентом был подписан закон, согласно которому выпускникам девятых классов для получения аттестата разрешается сдавать всего два экзамена: «Русский язык» и «Математику». Но только если они планируют поступать в колледж или техникум, а не продолжать обучение в школе.
В этом году это нововведение реализовано впервые и пока только в трех пилотных регионах – в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. Эксперимент продолжится до 31 декабря 2025 года.
Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать у педагогов, как проходила подготовка школьников к ОГЭ, что они думают о стартовавшем эксперименте, и какие предметы для сдачи дети в их школах выбирали чаще всего.
Алексей Овчинников, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011», учитель математики и биологии МБОУ СОШ с. Баловнево, Липецкая область:

– В этом году Липецкая область вошла в число пилотных регионов, в которых действует новая модель итоговой аттестации для 9-классников. Выпускники, не планирующие продолжить обучение в 10–11 классах, могут сдать только два экзамена – русский язык и математику. Цель введения данной инициативы понятна – скорректировать образовательные траектории выпускников 9 класса и направить их в учреждения СПО для получения рабочих профессий, в которых нуждается региональная экономика. При этом негласно признается, что два экзамена по выбору – лишняя нагрузка для ребят, которые не планируют «академической карьеры» в виде учебы в старших классах и дальнейшего поступления в вузы. Плюсы данной модели для системы СПО и экономики понятны – колледжи получают нужное им количество абитуриентов и через несколько лет выпускают специалистов на рынок труда. Выпускники 9-го класса также в выигрыше – они испытывают в два раза меньше нагрузки, сдавая два экзамена вместо четырех. Тем не менее есть ряд рисков, которые имеет смысл рассмотреть.
Во-первых, необходимо, чтобы количество мест в учреждениях СПО соответствовало количеству выпускников, желающих продолжить в них обучение. Во-вторых, сам набор специальностей должен учитывать разнообразие интересов потенциальных абитуриентов. На примере нашего региона видно, что сейчас наблюдается определенный перекос в сторону рабочих специальностей, что соответствует запросам экономики, но не всегда соответствует запросам самих обучающихся. Кроме того, необходимо выстроить «длинную образовательную траекторию», которая в отличие от привычной «школа – вуз», даст возможность получать высшее образование ребятам, в свое время ушедшим из школы после 9 класса в колледжи, но желающим получить высшее образование. Скорее всего, их количество в ближайшее время заметно увеличится. В настоящее время выпускники СПО сдают вступительные экзамены на общих основаниях и поступают на первый курс. Возможно, имеет смысл разработать модели, в которых выпускники колледжей будут поступать на профильные специальности сразу на второй курс или сдавать вступительные экзамены в особом порядке, что-то вроде «ЕГЭ для колледжа», либо будут выделяться отдельные квоты для выпускников СПО.
В целом, выпускникам 9 класса теперь необходимо уже на уровне окончания основной школы осознанно выбирать свой дальнейший жизненный путь, а это требует от самого ребенка, его родителей, школы, системы дополнительного образования совместной согласованной работы по определению интересов и склонностей ребенка, развития его способностей, чтобы выпускник поступал в учреждение СПО не от безысходности или нежелания учиться, а для того, чтобы получить интересную, востребованную профессию, которая позволит ему стать профессионалом в выбранной сфере.
Денис Прядухин, заместитель директора, учитель биологии МАОУ СОШ № 38, победитель регионального конкурса «Лучший педагог-наставник – 2024», Калининградская область:

– «Все, что ни делается, – все к лучшему!»
Почему? Давайте вспомним прошлый опыт, когда математику разделили на «профильную» и «базовую». Родителей и учеников волновали процедурные вопросы. Но на данном этапе их уже все устраивает.
Какие минусы? Дети могут расслабиться, вырастут средние баллы аттестатов, не всем хватит мест в СПО и т.д.
Какие плюсы? Дети поступают в колледж по среднему баллу аттестата и зачастую им не требуется результаты двух экзаменов по выбору, которые они сдавали для поступления на рабочие специальности. Это на данный момент времени, когда у нас есть порядок поступления на программы среднего профессионального образования.
Спорный момент: экзамен может способствовать улучшению среднего балла в аттестат, а может и наоборот. Как многие школьники выбирают предмет «по выбору»? Очень просто: выбирают тот, который считают более простым. Думаю, что со мной многие согласятся, что нет такого понятия «более простой предмет». Как писал Сергей Михалков: «Все профессии нужны, все профессии важны», так и с учебными предметами.
Если ученик выбирает для себя траекторию поступления в 10 класс, он сдает два предмета по выбору, которые будут соответствовать профилю обучения. Способствует этому выбору в том числе и курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», который с 1 сентября 2023 реализуется в каждой школе страны.
В целом, выпускникам 9-х классов «жить» станет легче. Инициатива никак не коснется мотивированных детей, но останется нерешенным вопрос с другой категорией подростков. Думаю, апробация покажет, на что нужно будет обратить внимание. Понятно, что в каждом субъекте будут свои вопросы. Но система справится и выдержит!
Однозначно можно сказать, что «жить станет легче» и учителям. Упадет и столь высокая нагрузка не только на учителей, которые готовят учеников к экзаменам, а потом и осуществляют проверку работ, но и на школу в целом в рамках организации пунктов проведения экзаменов в 9-х классах.
По статистике многие выпускники сегодня выбирают обществознание и информатику. Только для небольшого процента учеников этот выбор оправдан, так как они поступают в 10-е классы. Хотя в последнее время увеличилась доля учеников, которые выбирают биологию, химию и физику. Скорее всего, это связано с вызовом современного мира.
Алексей Доронин, учитель математики ГБОУ Школа № 1520 имени Капцовых, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011», г. Москва:

– Мне кажется, что это отличная инициатива, которая позволит ребятам реализовать свои возможности: выбрать современную образовательную программу в системе СПО, затем выйти на рынок труда и найти работу с достойной заработной платой.
Апробация по упрощенной сдаче ОГЭ в данном случае оправдана новой образовательной траекторией, ориентированной на практические навыки, освоение сразу нескольких смежных профессий и интенсивные программы подготовки специалистов. Здорово, что девятиклассники смогут использовать новые возможности, появившиеся в 2025 году в системе СПО столицы, но и важно отметить, что математика и русский язык остаются фундаментальными дисциплинами (и экзаменами), несмотря ни на какие новшества!
Татьяна Ревенок, финалист проекта «Флагманы образования» в 2022 году, заместитель директора по УВР, учитель истории МБОУ Николаевская СШ, Камчатский край:

– Работаю в небольшой сельской школе – таких у нас в стране много. Я учитель истории высшей категории, стаж моей работы 44 года. Позволю себе транслировать мнение учителей и учеников.
Экзамены в 9 классе нужны, с одной стороны, как способ проверки уровня знаний 9-классников и определения их готовности к старшей школе. С другой стороны, «ковидный» формат выставления итоговых оценок показал важность внешней мотивации сегодняшних школьников.
Нужен ли формат ОГЭ? Надо помнить, что хорошие оценки на ОГЭ не всегда означают, что ученик хорошо знает предмет. Ученики откровенно говорят о сохранении возможности списать. Учителя: о том, что учеба в школе превратилась в «натаскивание» на хорошую сдачу ОГЭ, поиски «хорошего» репетитора, а не в процесс развития.
Сколько экзаменов сдавать? Два! Статистика по нашей школе и не только показывает, что чаще всего ученики выбирают сдавать экзамены по следующим предметам: информатике, географии, обществознанию. По мнению учеников, это те предметы, которые легче сдать, так как они практикоориентированы. Для их успешной сдачи можно опереться на жизненный опыт, а не на знания. А это никак не привязано к будущей профессии. Тем более, что чаще всего девятиклассники еще смутно представляют себе свою будущую профессию. Зачем экзамены эти нужны, если потом есть ЕГЭ? И учителя, и ученики предлагают в целях повышения мотивации учитывать при поступлении средний балл аттестата.
Аслан Кашежев, кандидат физико-математических наук, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель Года России – 2022», победитель первого сезона телевизионного проекта «Классная Тема», учитель физики и астрономии МКОУ «Лицей №2», г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика:

– Сдавать всего два экзамена для девятиклассников, по русскому языку и математике, конечно, хорошо, если брать во внимание эмоциональное состояние выпускника, и концентрироваться на нем, как на человеке «здесь и сейчас». Однако меня смущает тот факт, что это будет, на мой взгляд, расхолаживать обучающихся в средней школе. Ведь не каждый ученик обладает достаточным самосознанием, чтобы в возрасте 14–15 лет планомерно работать на свое будущее в смысле получения базовых знаний по различным дисциплинам.
Фраза «мне это не надо, я ваш предмет не сдаю» известна всем учителям, и если дети получат возможность не напрягаться, то они так и сделают. Как, впрочем, и я бы сделал. Да только нам стоит смотреть дальше: в завтрашний день.
Мы все слышали о том, что есть мнение добавить практические задания в ЕГЭ по физике. Спрашивается: как их успешно выполнить в 11-м классе, если навыки их решения не проверялись в 9-м? Тем более, что прецедент уже был. Напомню, что в пандемийный год так же были послабления для девятиклассников, а потом через два года, когда они были уже в одиннадцатом, результаты сильно просели.
Сравним со спортсменами, которым жизненно необходимо выходить на соревнования, чтобы быть «в форме». Если кратко, то считаю, что у ребят должна быть возможность выбора сдачи «физики» для их собственного роста.
Комментарии