Целое – это сумма его частей. Это правило всегда справедливо в математике. В прошлом учебном году, начиная подготовку своего выпускного 11-го класса к ЕГЭ по математике, я понимала, что будет не так-то просто. С одной стороны, этих ребят я учила с пятого класса, мы давно уже стали хорошо сработанной командой. Однако мне давно стало понятно, что большинство из них, даже сильные ученики, мало заинтересованы в углубленной математической подготовке.
Выбрав базовую математику, многие самоуверенно решили, что им и вовсе не нужно готовиться к экзамену. «База – это легко» – под таким девизом они пришли на факультативное занятие, на котором я предложила написать пробный экзамен. Уверенности поубавилось, когда почти все обнаружили, что многое подзабыли, а задания оказались не такими простыми, как хотелось бы. В результате оказалось, что в каждом задании хоть кто-то да ошибся, а получить пятерку удалось буквально двум-трем из двух десятков.
Конечно, не все ребята нацелены именно на пятерку по базовой математике. Очень многие из наших выпускников не скрывают, что для получения аттестата им достаточно пороговых баллов. Наверное, мне с этим повезло: никого из моих ребят не интересовала тройка за экзамен, ведь они справедливо считали, что математику они знают неплохо. Именно этим мы и руководствовались, когда комплектовали десятые классы: в моем оказались действительно сильные ребята, мотивированные на хороший результат по окончании школы.
Результат же первого пробного экзамена не устроил ни меня, ни моих учеников. Было очевидно, что даже для относительно простой базы нужны подготовка и повторение всего пройденного материала.
В прошлом году КИМы содержательно не изменились, однако некоторые задания поменялись местами, кстати, сыграв дурную шутку с частью сдающих экзамен. Анализируя результаты ЕГЭ по математике в нашем регионе, я отметила, что очень простые задания, которые были сдвинуты в конец варианта, были сделаны хуже, чем в предыдущие годы. Видимо, без особой подготовки, не зная структуру КИМов, ребята решали просто подряд, часто не доходя до очень простых заданий, потеряв время на более сложных, оказавшихся впереди.
Мои ученики были надежно застрахованы от таких обидных промахов, ведь еще одним слагаемым их успеха стало пособие для подготовки к экзамену издательства «Экзамен» под редакцией И.В.Ященко. Уже много лет я выбираю именно эти книги, понимая, что на мне как на учителе и наставнике лежит большая ответственность за этот выбор в частности и за результат на ЕГЭ в целом. Но я всегда стопроцентно уверена этом пособии и его эффективности, и вот почему.
Во-первых, оно полностью соответствует демонстрационной версии ЕГЭ, и как раз это помогает ребятам полностью изучить структуру КИМов и наметить собственный оптимальный план решения варианта на экзамене.
Во-вторых, авторами пособия для подготовки к базовому экзамену по математике являются разработчики реальных вариантов экзамена. Возглавляет коллектив авторов и редактирует данное пособие Иван Валерьевич Ященко, что само по себе является отдельным знаком качества этой необходимой всем выпускникам книги.
В этом учебном году издательство «Экзамен» уже подготовило новое издание пособия для подготовки к экзамену для базовой математики с тем же коллективом авторов. Несмотря на то что изменений в этом экзамене не планируется, в нем, конечно, учтены и типовые ошибки выпускников этого года, и методические рекомендации для учителей, уже опубликованные на сайте ФИПИ.
Например, задание 11 по наглядной стереометрии в этом году верно решили всего треть сдающих (рис. 1). А ведь оно гораздо проще, чем самые элементарные задачи из школьников геометрии.
Трудности в чтении такого чертежа и правильной разбивке многогранника на простые «кирпичики» легко преодолимы при осознанном решении задач этого класса из пособия.
Разобрав 11-е задание, можно приступить и к 13-му, тоже стереометрическому и тоже слабо решенному выпускниками этого года (рис. 2).
Учитывая наличие в справочных материалах КИМов формулы, необходимой для решения этой, в общем-то, совершенно школьной задачи, можно сделать вывод, что более половины участников экзамена могли, например, просто не знать о возможностях справочника. Отмечу, что в пособии даны все справочные материалы, и при систематической подготовке по нему нужная формула, даже если от волнения на экзамене забудется, будет найдена просто привычным движением пальца.
Особенно огорчает весьма низкий результат выпускников страны по заданию 18 – около трех четвертей сдающих перед ним спасовали (рис. 3). А ведь оно проверяет не только умение работать с корнями, но и навыки решения простых неравенств, предлагая, например, установить соответствие между числами и промежутками.
Данное пособие, составленное в 50 вариантах, дает возможность отработать это неудавшееся в прошлом году многим задание во всем многообразии его типов.
Кстати, такое большое количество вариантов поможет учителю организовать как индивидуальную работу с каждым из учеников, так и, например, пробный экзамен, просто раздав ребятам разные варианты, хватит на самый большой класс. Наличие ответов ко всем вариантам, которые легко вынимаются из книги, поможет и в быстрой проверке работ, и в анализе текущего уровня подготовки выпускников.
Всегда ли целое равно сумме частей при подготовке к экзамену? Если одно из слагаемых вашей подготовки – надежное пособие от издательства «Экзамен», то в сумме с грамотной организацией и совместным трудом выпускников и педагога результатом будет системная и целостная подготовка к ЕГЭ. То целое, к которому мы все стремимся.
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики средней школы №1 имени В.П.Леонова, ст. Зеленчукская, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии