Социальный проект «Перспектива» Татьяна Селиванова называет дерзким. В его задачах действительно можно обнаружить некий вызов. Вызов общественному мнению, приписавшему чудо-технике – компьютеру – все мыслимые и немыслимые грехи. Но компьютер всего лишь машина, удивляется Татьяна Георгиевна, сам по себе он ни плох, ни хорош, важно, какие цели мы преследуем, используя его возможности.
Цель, которую поставил перед собой проект «Перспектива», реализуемый в рамках целевой программы Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Профилактика наркозависимости среди детей и подростков», звучит так: предупредить и снизить уровень правонарушений и безнадзорности подростков во внеурочное время. Каким образом? В Центре психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ЦППМСС), существующем при отделе образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга, то есть на «родине» проекта, считают, что главным рычагом противостояния является альтернатива. Где проводят свое свободное время дети из так называемой группы риска? Либо на улице, либо в компьютерном клубе. Следовательно, компьютер из противника необходимо сделать союзником и объединиться с ним в борьбе за нравственное и физическое здоровье детей.
– К осуществлению проекта мы готовились долго и тщательно, – рассказывает Татьяна Георгиевна. – Определяли актуальность проблем, контингент детей. Пока устанавливали компьютеры, все сотрудники ЦППМСС обучались на курсах компьютерной грамотности. После этого мы дали информацию о себе в школы района и попросили социальных педагогов составить списки детей группы риска. Таким образом, у нас год назад появилась пробная группа. Сегодня на программы с использованием компьютерных технологий существует очередь. И для нас это верный показатель результативности нашей деятельности.
Что же представляет собой «Перспектива»? Прежде всего его материальное воплощение выглядит как просторный кабинет в светлых тонах, где расставлены столики с новехонькими компьютерами. Всего их двенадцать. Таково и количество детей в группе. Помимо «железа» кабинет располагает обширным набором компьютерных программ. Здесь программы по профилактике наркозависимости, табакозависимости, алкогольной зависимости, антистрессовые программы, развивающие игры, программы, направленные на гражданско-патриотическое воспитание. Все они, переплетаясь, составляют курс занятий, каждое из которых идет один раз в неделю.
– Таких занятий должно состояться десять, – говорит педагог-психолог Татьяна Михайловна Новожилова. – Строятся они по типу тренинга. Начальный этап подразумевает психогимнастику для включенности в работу для сплочения группы. Перед каждым тренингом, и это заложено в программе, мы тестируем детей на предмет информированности о проблеме. Допустим, табакозависимости. Ребенок отвечает на вопросы, и по его ответам сразу же рисуется график. Зачем это нужно? На протяжении всех десяти занятий ребенок видит, как меняются кривые линии, а после окончания курса появляется возможность сравнить их и убедиться, насколько иным стало отношение к проблеме.
В занятие также входит ролевая игра, где ребенок учится говорить «нет» искушению, работа непосредственно с компьютером, общее обсуждение итогов занятия.
Сегодня у нас существует две группы. В одну из них входят четырнадцатилетние дети, в другую – дети постарше, и для каждого возраста проводится свой тренинг, затрагиваются вопросы, актуальные для ребят этого возрастного периода.
После серьезной работы с профилактической компьютерной программой ребятам дается время (10-15 минут) на игру. Не на бездумную «стрелялку-догонялку», а на увлекательное компьютерное действие развивающего характера. Например, «Искатель сокровищ». Под приятный музыкальный фон ребятам нужно найти и собрать «потерянные» в разных картинках вещи. Их «находки» складываются в карту, где указано, как отыскать сокровища. Игры такого рода развивают внимание, мышление, память, приучают к терпению, усидчивости. Они предлагаются как призовой фонд после серьезной информации и снимают напряжение у ребенка.
Поискам сокровищ дело не ограничивается. Поскольку детям группы риска трудно усидеть на долгой лекции по истории и прослушать, к примеру, материал о военных действиях во время Великой Отечественной войны, то в компьютерном кабинете ЦППМСС решили и тут призвать в помощники компьютер. В его силах не только объемно показать панораму сражения, но и дать возможность ребенку самому поучаствовать. В компьютерной программе воссозданы значительные исторические моменты ВОВ («Битва за Москву», «Сталинградская битва» и т.д.), и, что примечательно, в каждую из игр включены «художественные зарисовки», то есть сценки из жизни тех лет. Допустим, игра «Блиц-криг» начинается с того, что ребенок знакомится с работой тылового завода, где для фронта делаются танки. По словам Татьяны Новожиловой, в любой игре, направленной на патриотическое воспитание, есть два непременных условия: дети здесь воюют по-настоящему и «всегда побеждают наши». Игра идет по локальной сети, позволяя выбрать себе какую-то функцию: быть командиром, разведчиком.
– Эти игры полностью передают атмосферу времени, моделируют бои, которые происходили на самом деле, и ребята словно получают наглядный урок истории, – продолжает Татьяна Михайловна. – Это настолько эффективная технология, что после нескольких занятий у мальчишек (а играют в основном они, для девочек предусмотрена программа «Создай свой имидж») меняется отношение к ветеранам, к армии.
После всего курса занятий тоже видны значительные перемены в поведении ребят. Многие из них приходят сильно закомплексованными: сознание собственной неуспешности, материальное неблагополучие тому виной. Мы все эти вопросы с ними прорабатываем: почему они так себя ощущают, почему начинают курить, почему теряют интерес к учебе? После того, как дети проговаривают собственные проблемы, их отношение ко многим вещам становится другим. Появляются раскрепощенность, коммуникативные навыки, и, главное, ребята не боятся говорить о том, что их тревожит. Я считаю это большим достижением.
Ко всему прочему компьютерный кабинет оснащен БОС-аппаратурой, поэтому ребята получают возможность не только развиваться, но и оздоравливаться. Учатся приводить свой пульс в физиологическую норму по компьютерным программам саморегуляции. Это тоже игровая форма, при которой ребенку, несмотря на эмоционально заряженное состояние, нужно собраться и восстановить дыхание. Этот навык саморегуляции, концентрацию внимания потом легко перенести на учебное занятие, на жизненную ситуацию. Ребенок учится побеждать, регулируя свое состояние.
Комментарии