Как бы ни менялась политическая жизнь страны, это не должно выходить нашим детям боком. Им свойственно жить и развиваться в коллективе, значит, надо дать им такую возможность. По данным пензенских ученых, “ведущий интерес при вступлении ребят в детские общественные формирования” – свободное межличностное общение в 24% случаев. Интерес к игровой, познавательной деятельности – в 21% случаев. А в остальных 55% – совмещение обоих интересов.
Особенность Пензы в том, что здесь не развалили воспитательную систему. Ее лишь заметно преобразовали, придав ей более современный вид. Сделано это было, во-первых, ради взаимопонимания разных поколений. Какие-то идеалы все-таки должны быть у них общими. Во-вторых, потому, что школьные годы, говорят нам психологи, – это все еще возраст безответственности.
Многие дети хотят быть ведомыми. Для того и тянутся они к взрослым, к своим ровесникам и к ребятам постарше. Школа – одно из немногих мест, по выражению пензенской исследовательницы И.Кудряшовой, где дети могут собираться “на законных основаниях”. Не в подворотнях и не в подвалах, из которых рано или поздно прогонят их взрослые. Именно в школе ребята чувствуют себя социально защищенными, как бы ни сердились на них порой педагоги. Значит, и общественные детские организации следовало обновлять на базе школ.
Со временем выяснилось, что в городе существуют четыре модели объединений: “Сотрудничество”, “Сосуществование”, “Содействие” и “Соединение”.
“Соединение” напоминает пионерскую организацию, которая вполне вписывалась в школьную структуру. Школа передавала ей часть своих функций. Например, познавательную. Но вместе с тем “Соединение” – серьезная угроза для самостоятельности ребят. Организаторами мероприятий чаще всего являются тут взрослые.
“Сотрудничество” осуществляется на территории школы, но не внутри ее учебного пространства. Функции обоих учреждений не совпадают, а дополняют друг друга. “Содействие” предполагает, что члены этой организации не обязательно должны в ней учиться. Они лишь партнеры в отдельных совместных акциях со школой. “Сосуществование” же имеет место тогда, когда детская организация вообще не находит для себя роли в жизни школы. Та лишь предоставляет ей свои помещения. Эту модель пензенские ученые и педагоги считают самой неудачной, потому что она может вызвать конфронтацию обеих структур.
Честно говоря, радует меня, что к проблеме обновления детских организаций в Пензе подошли столь основательно.
Можно ведь отталкиваться от опыта прошедших лет, а можно и не делать этого. Члены “Истока”, например, до сих пор носят буденовки, правда, голубого цвета. А вот члены “Радуги” уже повязывают себе на шею шарфики.
Конечно, кое-что из старого опыта пионерского движения оставили. В годы Великой Отечественной войны пензенские дети собрали средства, и взрослые построили на них два торпедных катера: “Пензенский пионер” и “Пензенский комсомолец”. А ныне в городе объявляется акция “Дарю тебе”. В течение целого года члены “Истока” собирали подарки для детских домов, домов для престарелых и просто бедных людей. В последние десять лет кружковая, творческая работа практически перекочевала из детских общественных организаций в систему дополнительного образования. А это значит, что в объединениях преимущественно остались добрые и полезные дела, которые воспитывают в ребятах чувство единства, ответственность друг за друга.
Когда моя младшая дочь пошла в школу и я увидела, что единственный в ее классе час единения детей – это чаепитие в конце четверти, я поняла, что этого недостаточно, чтобы класс стал классом, то есть каким-никаким, но коллективом. Дети практически ничего друг о друге не знали и даже знать не хотели.
Озадачил меня и один западный философ, Юджин Минковски, который все основные события прошлого назвал временем переживания человеком некой вины. “Ах, я бы теперь не так поступил!” да “Ах, зачем я тогда это сделал?!” Будущее же, которое нам абсолютно неизвестно, философ назвал тревожным периодом в жизни человека. И вот если человек не имеет настоящего, он может всю жизнь переходить от состояния вины к состоянию тревоги и возвращаться обратно. Недаром же говорят, что надо жить настоящим. Настоящее просто обязано быть! И оно должно быть в реальности, а не в человеческом мозгу только, не в книгах одних и не на экране телевизора и компьютера. Реальность же означает и общение с реальными людьми.
А в Пензе выработали еще и типологию детских и юношеских объединений. Их пять. “Классно-урочное”, где руководителем становится учитель: он ставит задачи, организует деятельность детей. “Факультативно-кружковое”, отличающееся от первого тем, что дети сами выбирают кружок. Правда, и в первом, и во втором случае должна быть яркая социальная направленность деятельности ребят. Иначе это уже не “общественная организация”. Потом “Клубный тип объединения”, который подразумевает вариативность детского выбора, где взрослый лишь “приохочивает” ребят к труду и к самоуправлению. “Общественно-организационные объединения”, рассчитанные на самоорганизацию и самоуправление детей. Тут уж взрослый лишь посоветовать им что-то может. Наконец, “спонтанно образующиеся детские объединения”. Например, как в Пензе, когда подростки без помощи взрослых объединились, чтобы петь песни Виктора Цоя. И все-таки более других пензенских детей заинтересовал четвертый тип. Ведь он в состоянии объединить целую школу.
Разумеется, сначала выделяется группа активистов. И без взрослых тут не обойтись. Потом лидеры, как правило, собираются на внутришкольной конференции и получают задание: подбить своих одноклассников на то, чтобы они придумали интересные, социально значимые мероприятия. И жизнь показывает, в этом случае начинает шевелиться вся школа.
В 6-й лингвистической гимназии двести ребят создали евроклуб. Работа ведется по секциям: “европейские игры”, “музыкальная гостиная”, “страноведение”, “переписка”, “европейская кухня”… Это нечто вроде клубов интернациональной дружбы, что были раньше. Надо ли говорить, что такой клуб максимально приближен к потребностям жизни?
И все-таки остается возможность и поиграть. В 59-й средней школе существует детская игровая организация “Навигатор”. Главная ее задача – сплочение ребят всех возрастов. Младших школьников – “светлячков”, средних – “навигаторов” и старших – “ветеранов полетов”. А они действительно “ветераны”. Потому что организация возникла еще в 1995 году. Школа превратилась во “Вселенную”, классы – в “экипажи космических кораблей”. Цель каждого – собирание для своих ребят как можно большего числа “звезд”, которые выдаются за хорошие, добрые дела.
В 66-й школе с 1994 года учреждена “Школа-республика”. В ней две палаты: верхняя и нижняя. В первой – совет министров и президент, во второй – ученический совет и совет старшеклассников. Как в любой стране, в школе имеет ход своя валюта – “кредитка”. Ведь работы в школе хватает: в теплице, библиотеке, столовой, на организации праздников. А потратить “кредитки” можно, покупая или беря в школе напрокат аудио- и видеокассеты, пользуясь компьютером, ксероксом, посещая дискотеки. Но тебя и оштрафовать могут: за опоздание на урок, за оскорбление товарища, за плохое состояние учебников.
Самые активные ребята Ленинского района Пензы летом обычно собирались в лагере труда и отдыха “Романтик”, которым руководит Валентина Михайловна Силкова. Как рассказывали мне ученые, такие лагеря обладают колоссальной силой воздействия. Если, конечно, в них хороший нравственный микроклимат и созданы условия для самореализации детей. Во-первых, все процессы развития коллектива в лагере протекают быстрей, нежели в школе. Во-вторых, в лагере можно смоделировать любую ситуацию и научить ребенка действовать адекватно. Потому в лагере проще пережить ситуацию успеха и закрепить его в памяти детей. Наконец, пережив летом гамму самых положительных эмоций, ребята, как показал опыт, стараются перенести эту атмосферу в свою собственную школу.
В “Романтике” же было старшеклассникам так хорошо, что они решили никогда больше не расставаться. Возникла идея создания молодежной ассоциации “Исток”. Когда вернулись из лагеря, собрали вместе от каждой школы района по два представителя. Так появился “Совет лидеров”. Потом поняли, что без денег в наше время никуда, – обратились в Фонд поддержки молодежной политики города. Администрация района почти сразу уразумела, что в такой ассоциации непременно начнут “коваться” активные кадры будущей городской общественности, и подписала с ребятами договор о сотрудничестве. Сегодня в ассоциации 14 школ, выпускаются газеты “Самолет” и “Пятый угол”, работает школа организации досуга.
Самое главное, наверное, то, что сюда никого не загоняют против воли, никто ничего никому не навязывает, а все же четыреста ребят объединены общей работой. Два раза в месяц они собираются, дабы обсудить текущие планы вместе с районной администрацией, узнают, чем могут ей помочь сегодня. Ведь, помогая городу, они помогают и себе.
Конечно, сажают деревья, чистят и облагораживают город. Но есть, например, у них пять таких точек в Пензе, где любые прохожие – дети – могут обменять свои сигареты на жвачку. “И пусть это делается со смешками с обеих сторон, – говорит Валентина Михайловна. – Полезное дело все равно идет!” Кстати, ее сын Кирилл и разрабатывал концепцию ассоциации…
Летом юные лидеры продолжают собираться в “Романтике”. Но всегда как-то радостно, играючи. В придуманной ими ролевой игре Повелитель времени собирает лучших и, проведя через врата Откровений, предлагает сон и покой заменить дорогой. Дорогой во времени, которая позволит познать самого себя и мир. А в итоге из заложников времени превратиться в его повелителей.
Если вдуматься в эти понятия, все мы сегодня “заложники трудного времени”. Но ребят такое положение дел не устраивает. И это хорошо.
Ирина РЕПЬЕВА
Пенза
Комментарии