search
main
0

Задача на сложение Американцы тоже хотят учиться по системе Эльконина – Давыдова

Мы уже писали о том, что в 2001 году в США, в штате Гавайи, открылись два экспериментальных класса, где обучение ведется по методике Эльконина-Давыдова, а в январе 2002 года в Гавайском университете прошла первая конференция, посвященная сравнению двух подходов к математическому образованию и обсуждению начальных результатов внедрения российской системы на заокеанских островах (“УГ”, N18, 30 апреля 2002 года). Но деловое общение не прекращалось все это время.

Группы ученых, педагогов и организаторов уникального образовательного проекта из двух стран не только обмениваются методическими материалами и наработками посредством современной связи, но и “в живую” обсуждают проблемы, задают друг другу вопросы, получают на них ответы из уст самих основателей методики и учителей, стараются на практике (во время урока и его анализа) понять суть развивающего обучения по Эльконину-Давыдову и применить ее у себя. Иного способа эффективного трансформирования “чужой” методы на родную почву нет, потому что, как говорит учитель-экспериментатор 91-й московской школы Наталья Табачникова, работающая по этому методу более двадцати лет, “систему нельзя передать из рук в руки… Только через общение можно перенять ее суть, принципы, механизм ее использования в школе. Учителей нужно заставить так же думать, как должен будет делать это ученик, а это очень сложно взрослому человеку, тем более преподавателю, который много лет проработал по традиционной методике”. А тем более – носителю другой культуры, представителю совершенно иной педагогической парадигмы. Но это, как показывает жизнь, преодолимое препятствие.
В первой половине октября группа ведущих преподавателей школ и вузов США, а также исследователей математики вновь приехали в Россию для того, чтобы более глубоко взглянуть на эту программу и разработать план дополнительных исследований, связанных с ней.
В ходе рабочей поездки они побывали в 91-й московской школе, которая является экспериментально-педагогической площадкой РАО, и в гимназии N1 “Универс” г. Красноярска – Сибирском филиале Московского центра развивающего обучения. Своим российским коллегам американцы рассказали о том, как отслеживаются результаты эксперимента, что они видоизменяют в программе и как подстраивают ее под американские стандарты.
Реализация проекта на американском континенте осуществляется под эгидой организации “Лучшие образовательные практики” (“Best Prаctices in Education”). Основанная в 1995 году, она назвала своей миссией поиск интересных педагогических систем в мире и внедрение их в США.
– Что же заставило вас выбрать именно нашу образовательную практику? – спросила я у директора организации Гейл Ричардсон.
– Мы восхищаемся российской педагогической культурой, – ответила госпожа Гейл. – Один из проектов, который тесно связан с поездкой в Россию в этот раз, – проект по изучению метода Эльконина-Давыдова, направленного на развитие математического мышления у детей в начальной школе. Мы знаем, что данная школьная программа – одна из тех, которая официально утверждена в России. Она основана на опыте научной работы по идеям выдающегося российского психолога Льва Выготского. По нашему мнению, программа уникальна, потому что принимает во внимание развитие ребенка и то, как развивается его мышление. Система Эльконина-Давыдова представляет для нас большую ценность. Она заставляет нас думать о нашем собственном математическом образовании и о том, какие перспективы его ожидают.
Самое главное в этой системе, по мнению американки, – сотворчество учителя и учеников в стремлении решить задачу или пример. Это как раз и привлекает в системе Эльконина-Давыдова ее соотечественников.
– Но мы не можем использовать программу напрямую, – продолжает руководитель делегации. – Мы должны модифицировать ее, собственно, развить новые материалы на основе ваших методов, чтобы адаптировать их для американского общества, ведь у нас есть свои стандарты и требования к образованию. Очень важно, что мы не изменяем математическую структуру программы.
На двух Гавайских островах работают два класса. Первый состоит из 10 человек. С той целью, чтобы высшее учебное заведение экспериментировало с различными программами прямо в школе, он находится непосредственно в Гавайском университете. Созданный при нем Центр по исследованию и развитию отвечает за ход и результаты эксперимента. Другой класс находится в обычной школе на соседнем острове. Там учатся 22 ученика. В обоих классах детям первого года обучения по 5-6 лет.
Как первая, так и вторая школа, – государственные учебные заведения, которые могут использовать не утвержденную органами образования программу. Они работают по типу российской экспериментальной школы и были созданы в ответ на желание людей иметь возможность локально управлять учебно-воспитательным процессом и не зависеть от центральных органов управления.
Как рассказала Гейл Ричардсон, ученики в основном из бедных семей (кроме тех, что учатся в стенах университета) и из тех, где родители безработные или матери-одиночки. Но что интересно: уже на ранней стадии работы с детьми, вышедшими из сложной социальной среды, наблюдается большой успех в овладении ими математикой. Это был стимул к тому, чтобы отныне каждый год к группе осваивающих систему Эльконина-Давыдова прибавлять по одному классу. И в нынешнем учебном году на место первых классов, которые стали уже вторыми, пришли новые. Правда, еще обсуждается вопрос, какой будет начальная школа по этой программе – четырех- или трехлетней, но в принципе готовится такой вариант: взять все лучшее, что есть в 4-летней программе начальной русской школы Эльконина-Давыдова и перенести это в 5-летнюю начальную школу США, ибо такова американская традиция. И еще. Есть некоторые области в математической программе, которые не прописаны в программе Эльконина-Давыдова, но которые требуются по американским стандартам. Их нужно будет добавлять.
– Какие, например?
– Анализ данных, статистика и геометрия. Разумеется, основы, начальные сведения. Мы надеемся, что в течение 4-5 лет мы подготовим эти материалы для разных классов. Нашим исследователям нужно их заранее наработать, чтобы успевать к началу учебного года, ведь дети растут быстрее, чем мы готовим программы. Фундаментально ничего не изменилось, но модификация нужна, потому что у нас свои стандарты, которых мы должны придерживаться. Одни задания в программе добавлены, другие изменены. Например, гавайские исследователи изложили задачи в форме диалога между школьниками (в русском варианте задача изложена формально в виде условия: что дано и что нужно сравнить). Вашим учителям это понравилось, и они прокомментировали это как “очень хорошее изменение”. Может быть, они возьмут его себе на вооружение.
Оказывается, уже взяли. Представителям авторитетной методической школы в России выгодно, что американские коллеги берут ее программы и начинают их встраивать в американские школы, в которых очень высока культура практического, чувственного, ручного труда, и развивать в обществе. А это то, чего нам так не хватает.
– У нас есть замечательная система, ее можно бесконечно совершенствовать изнутри, но далеко не все мы можем делать сами, да это и не нужно. Некоторые вещи, в которые мы уткнулись при дальнейшей работе над развитием концепции, оказывается, в мире уже сделаны, – говорит стоявшая у истоков “эльконинско-давыдовской” системы ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, доктор психологических наук Галина Цукерман. – Можно сколь угодно придумывать, что должны делать на уроке дети под руководством педагога, но если нет никакой возможности дать им в руки материал, то… чего этим забивать голову! Изучив подходы американских и европейских педагогов, поняли, что у них очень развиты способности к тому, чтобы любой педагогический замысел немедленно воплощать в практической плоскости. И потому их опыт для нас привлекателен.
Если проект по использованию системы Эльконина-Давыдова будет развиваться и двигаться в том направлении, которое задают ему российские педагоги и психологи, то в итоге авторитетная методическая школа, развивающая математическое мышление у школьников, получит максимально полное воплощение в международной педагогической практике.

Ирина Каминская

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте