search
main
0

Зачем выпускники вузов выбирают педагогическую магистратуру?

​Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российского образования в рамках Болонского процесса.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в различных организациях и компаниях, способных к аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Претендовать на обучение в магистратуре могут лишь те лица, которые имеют уже диплом о высшем образовании уровня бакалавра, специалиста или магистра. Направление первоначально полученного образования для поступления в магистратуру значения не имеет. Возможность сменить направление обучения, овладеть новой специальностью либо расширить свои компетенции в избранной профессии – одно из ключевых преимуществ этой системы обучения. Обучение в магистратуре можно пройти на бюджетной основе (то есть бесплатно) в отличие от второго высшего образования, которое по закону всегда только платное.Несмотря на то что полноценный набор в магистратуру осуществляют в стране уже лет пять, вопрос, зачем выпускники-бакалавры и специалисты из самых разных вузов поступают туда, что им это может дать, какие у них возникнут в этой связи преимущества, по-прежнему актуален, его с завидным постоянством задают потенциальные абитуриенты.Московский городской педагогический университет традиционно ведет набор на магистерские программы. В университете представлен широчайший выбор магистерских программ самой разной направленности, разных форм и основ обучения. В 2015 году в Московском городском педагогическом университете очередь в приемную комиссию сохранялась значительно дольше, чем обычно. В былые годы пик приходился на первую половину июля, в этом году МГПУ продлил прием на магистерские программы до 15 августа. Результаты этого университет заметил незамедлительно: в 2014 году в это же самое время в МГПУ подали документы около 800 абитуриентов, а в этом к началу августа их было уже 1900. Психологически, конечно, на это повлияло то, что бюджетных мест на программы магистратуры в Московском городском в 2015 году было вдвое больше, чем в 2014-м. Претендуешь ты на 1 место из 30 или на 1 из 10 – разница есть. Число программ в магистратуре при этом в университете примерно такое же, как в прошлом году, – около 80, но теперь набор мы осуществляли в среднем по 15 человек в группу, а не по 10. Сами программы, конечно, ротируют, в общем, к моменту завершения приема документов МГПУ может с гордостью констатировать, что в 2015 году абитуриентов, претендовавших на поступление в магистратуру, в университет пришло в 2,3 раза больше.Зачем же сегодня идут в магистратуру? Что это дает? Причины у всех свои. Кто-то окончил бакалавриат и понял, что знаний по профессии ему не хватает, возможно, их надо дополнить, расширить в каком-то конкретном направлении. Кто-то начал работать и увидел, что для карьерного роста ему нужны какие-то новые компетенции: управленческие, исследовательские, например, Департамент образования Москвы сейчас выдвигает на административную работу преимущественно тех, кто окончил магистратуру «менеджмент в образовании», «исследовательское и проектное обучение», «образовательное право», «тьюторство в образовании», «управление проектами в образовании: технологии анализа, планирование, реализация». Есть еще третий путь: некоторые хотят заниматься наукой и поступают в магистратуру, чтобы пойти по исследовательскому пути, написать диссертацию. Наконец, магистратура – это шанс для тех, кто хочет освоить некую новую специальность. Второе высшее образование надо получать в течение 4-5 лет, и только платно, а в магистратуре это возможно за 2-2,5 года, и есть бюджетные места.Конечно, может возникнуть еще один вопрос: как магистранту совмещать учебу с работой? Тут возможны варианты, так как МГПУ старается гибко подойти к организации учебного процесса на втором уровне высшего образования. Наши магистранты делятся примерно пополам: есть те, кто пришел в магистратуру сразу после бакалавриата, а есть те, кто приходит, уже имея значительный рабочий стаж, однако так или иначе почти все они уже работают. На очной форме обучения (это две трети бюджетных мест в магистратуре) деканаты институтов МГПУ делают для них гибкий график: как правило, они учатся 2-3 раза в неделю, в том числе по выходным. Учебный план позволяет это сделать. На очно-заочной форме обучения (более известной в народе как вечерняя) они начинают учиться с 16 часов. На некоторых программах (там, где группы всего 7-10 человек) в университете есть возможность организовать для студентов индивидуальные занятия, в основном это программы языковой или творческой направленности.Безусловным приоритетом в работе Московского городского стало выполнение заказа нашего учредителя – Департамента образования Москвы. Тем не менее перечень партнеров, желающих подготовить профессионалов высокого уровня именно в Московском городском, год от года растет. Активный прием в магистратуру, когда МГПУ стал набирать больше 300 человек, идет всего третий год. Университет совершенно четко теперь понимает, что образование не такая уж узкая сфера. Компетенции педагога нужны практически везде, как в непедагогических профессиях, так и просто в жизни. Это, кстати, доказывают многочисленные исследования, направленные на выявление дефицита профессиональных компетенций в столичном мегаполисе, проведенные в МГПУ. Сегодня повсеместно пользуется спросом умение просто объяснять сложные вещи, общаться с людьми, кратко и доходчиво излагать большие объемы информации. Так что работников образования среди магистрантов МГПУ около двух третей, остальные пришли, чтобы развить у себя перечисленные навыки, не будучи педагогами по профессии.Интересный проект по развитию магистерского образования Московский городской педуниверситет осуществляет совместно с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Москвы: университет готовит специалистов для них. Департамент культуры готов сотрудничать с МГПУ в направлении подготовки музейных и библиотечных работников, в частности, в этом году в университете открыта программа магистратуры «Историко-культурный туризм и музейная педагогика в Москве». Перспективы в развитии магистерского образования у МГПУ самые интересные.К счастью, не существует жестких стандартов по созданию магистерских программ. Есть определенное количество часов, некоторые важные формальные требования (например, чтобы руководителем был доктор или кандидат наук по профилю программы), но в сфере выбора дисциплин – полная свобода, так что наши специалисты стараются открывать новые авторские программы, серьезно изучив потребности профессиональных областей, популярных в нашем городе, запросы потребителя образовательных услуг (не секрет, что, например, социологические и психологические программы пользуются стабильным спросом и интересом). В Институте гуманитарных наук есть программа «Информационно-коммуникационные технологии в историческом образовании». Сейчас эта область знаний и компетенций важна не только для педагогов, но и для, скажем, издателей учебников. В Институте социологии, психологии и социальных отношений открыта программа «Социология рекламы», где учат, как построить отношения с потребителями тех или иных услуг, в том числе образовательных.МГПУ не замыкается только на образовании, в университете есть магистерские программы по бизнес-информатике, менеджменту. Сейчас, когда в Москве появилось много больших образовательных холдингов, стало ясно, что их руководителям нужно знать, как организовывать бизнес-процессы и управление в таких учреждениях. Директора этих холдингов приходят учиться в Московский городской педуниверситет, присылают своих специалистов. Все заинтересованы в наполнении своей профессиональной деятельности новыми смыслами в русле современных задач и потребностей.В Московском городском педуниверситете, кроме того, существуют совместные программы стажировок с зарубежными вузами, в Институте иностранных языков МГПУ действует программа сотрудничества с немецким университетом Байройта (в 2014 году этот университет вошел в первую сотню лучших вузов в мире согласно международному рейтингу Times Higher Education. – Ред.). Год их студенты учатся в МГПУ, год магистранты МГПУ обучаются у них, при этом платят только за питание и проживание. На других магистерских программах связи с зарубежными вузами только развиваются, пока университет приглашает их преподавателей в МГПУ на открытые лекции, недавно в МГПУ приезжал профессор из университета Арканзаса Дэвид Скотко. Он рассказывал студентам о том, как готовят магистров психологии и образования в США.Значительным спросом пользуются такие программы, как «Иностранный язык в пространстве современной межкультурной коммуникации», «Личностно-развивающее иноязычное образование», программы, готовящие к работе с детьми-билингвами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом году МГПУ после годового перерыва снова осуществлял набор на программу «История религиозных и этических учений»: сейчас школам нужны учителя, которые умеют преподавать этот предмет.По статистике как прошлого года, так и 2015-го примерно половина абитуриентов, поступающих в магистратуру, – выпускники МГПУ, другая половина – выпускники иных университетов страны, например, есть среди них окончившие МГУ им. М.В.Ломоносова, Высшую школу экономики, РЭУ им. Г.В.Плеханова, причем выпускники других вузов в основном идут именно на педагогические программы: базовое образование у них непедагогическое, а теперь им понадобились в их профессиональной деятельности именно педагогические компетенции.Сегодня название специальности, которое указано в дипломе, видимо, уже не так важно. Главное – полученные знания и навыки. Главное, что человек реально умеет делать. Выпускник должен работать там, где ему интересно, где его ждут серьезные перспективы и где пригодятся именно те компетенции, которые он обрел, обучаясь в вузе, в том числе на магистерских программах.Татьяна АПОСТОЛОВА, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии МГПУ, начальник управления по связям с общественностью, кандидат исторических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте