search
main
0

За одни и те же деньги нужно получать лучший результат

​Мэр Москвы Сергей Собянин выступил на заседании Госсовета, посвященном эффективному расходованию бюджетных средств.

Очевидно, что невозможно раз и навсегда сделать бюджетные расходы идеально эффективными. Но можно и нужно постоянно совершенствовать механизмы и способы эффективного расходования средств, изучать и внедрять лучший опыт в этой сфере, определять актуальные приоритеты расходов на цели, нужные для граждан и страны в целом, стремиться за одни и те же деньги получать лучший результат, заниматься, где это оправданно и возможно, замещением бюджетных инвестиций частными. За последние годы созданы определенные механизмы для повышения эффективности бюджетных расходов, создана система казначейского исполнения бюджета, позволяющая контролировать целевое использование бюджетных средств, идет переход на трехлетнее бюджетное планирование, которое помогает видеть перспективу, планировать затраты на среднесрочный период и заключать многолетние контракты, разграничены полномочия, расходные обязательства и доходные источники по уровням власти, упорядочены межбюджетные отношения, большая часть трансфертов распределяется по установленным и понятным методикам, сформирована система госзакупок, в основе которой открытые и конкурентные механизмы, изменены принципы деятельности бюджетных учреждений: они стали более самостоятельными, у них появились стимулы для повышения качества государственных услуг, оказываемых гражданам. Тем не менее, несмотря на определенный прогресс, есть направления, требующие серьезного улучшения: внедрение программного бюджета, активное привлечение внебюджетных источников финансирования, дальнейшее развитие контрактной системы и повышение оказываемых бюджетной сети услуг, общественный контроль за расходованием бюджетных средств. Первое и очень важное направление – это внедрение программного бюджета. Некоторые регионы уже практически полностью перешли на программный бюджет, когда большая часть расходов сформирована по программно-целевому методу, там удельный вес расходов бюджетов, формируемых в рамках существующих программ, уже в 2012 году превысил 90%. В Москве с этого года нам удалось консолидировать в государственных программах не только ресурсы городского бюджета, но и средства частных инвесторов, а также инвестиционные программы предприятий-монополистов, средства государственных внебюджетных фондов. В результате стал понятным общий объем реальных ресурсов, привлекаемых для реализации той или иной программы. Кстати, оказалось, что бюджетные деньги составляют только половину объема средств, которые используются для решения той или иной задачи развития города. С 2014 года переход на программный бюджет будет осуществлен на федеральном уровне, а с 2015 года – во всех субъектах Российской Федерации. Со сроками все понятно, главное при этом избежать формального подхода к программам, они должны учитывать реально имеющиеся бюджетные ресурсы и потенциал внебюджетных источников, быть комплексными и носить межведомственный характер, иметь понятные гражданам конечные результаты и в то же время содержать профессиональные показатели расходования ресурсов.Следующее важное направление – это формирование контрактной системы. Речь идет не просто о механизме заключения договоров на поставку товаров и услуг. Речь идет о долгосрочных планах закупок, увязанных с приоритетами развития, об экспертизе, общественном обсуждении и новой процедуре контрактации, а также о контроле за выполнением обязательств, причем эффективная деятельность федеральной контрактной системы без госпрограмм также очень проблематична, потому что по-хорошему все контракты должны изначально планироваться на основе стратегических целей и приоритетов, утвержденных в программах. Очевидно, что уже сейчас надо активно готовиться к работе по новым правилам. При этом в регионах накоплен серьезный опыт планирования закупок, формирования начальных цен, проведения независимой экспертизы цен, использования типовых контрактов и библиотек контрактов. Необходимо сделать механизмы реализации нового закона более гибкими и учесть лучшую практику регионов, наработанную в предыдущие годы.Мы все знаем о проблемных моментах 94-го ФЗ, было бы ошибкой допустить их воссоздание на уровне подзаконных актов. Считаю, что реализация 44-го закона позволит вывести систему госзакупок на качественно новый уровень. Задача – оперативно и качественно доработать нормативно-правовые акты и с 1 января начинать работать по новому закону, но необходимо иметь в виду, что мало доработать и принять федеральные нормативные акты. Для того чтобы эти нормы заработали с 1 января следующего года, надо принять и комплекс региональных нормативных актов. Важнейшей темой остается повышение эффективности бюджетной сети. Этому, несомненно, способствует 83-й закон, который заработал уже с 2011 года. Закон определил переход учреждений от сметного финансирования на госзадание. Это позволило оптимизировать расходы учреждений и повысить их эффективность, но надо иметь в виду, что формальная реализация закона ничего не дает, необходимо четко соблюдать его базовые принципы. Значит, необходимо поддерживать самостоятельность учреждений, обеспечивать стабильность нормативов, финансировать учреждения в зависимости от потребителей и услуг, изменить принципы оплаты труда, предоставить потребителю право выбора поставщиков услуг. На практике мы видим, что большой эффект дает наведение порядка в учете потребителей услуг. Электронный учет школьников, детей в детских дошкольных учреждениях, прикрепленных пациентов к поликлиникам помогает определить реальную загрузку сети и точное число потребителей услуг. Все это, по сути, революционные изменения в финансировании учреждений, и, конечно, требуется время, чтобы получить максимальный эффект от внедрения закона. Но несомненно, что эффективность бюджетной сети во многом зависит от политики регионов, от политики министерств и ведомств, от их видения дальнейшей работы по тем или иным отраслевым схемам. Здесь также важно присматриваться к лучшей практике, которая наработана в последние годы. Следующая тема – доступность информации о бюджете, участие населения в процессе его формирования, создание механизмов общественного контроля. В регионах появились интернет-порталы под условным названием «Открытый бюджет». В Москве еще в 2011 году создан интернет-портал «Открытый бюджет Москвы», где представлены актуальные сведения об исполнении бюджета по доходам и расходам, размещена информация о ходе реализации городских программ. Но важно не просто раскрывать общие параметры бюджетов и программ, а идти дальше – создавать инструменты общественного контроля за качеством и сроками выполнения конкретных работ и услуг. В Москве открыт портал «Наш город». Благодаря общедоступному сервису граждане в режиме реального времени активно взаимодействуют с властями, информируют, как обстоят дела с ремонтом, благоустройством в их конкретном районе, квартале, дворе или доме, высказывают мнения о работе местных чиновников. Жители могут реально контролировать сроки и качество исполнения целого ряда контрактов. Более того, на основе их предложений формируется основная часть расходов бюджета по благоустройству города. Очевидно, что прямой контроль жителей – это, пожалуй, лучшее средство повышения эффективности бюджетных трат. Сегодня есть важные вопросы, напрямую связанные с планированием и эффективным использованием бюджетных средств.Во-первых, серьезное беспокойство вызывает динамика сокращения доли инвестиционных расходов в региональных бюджетах (за последний год эта доля уменьшилась с 15 до 10%), тем самым нарушается баланс между социальными расходами и вложениями в экономический рост, продолжение этой негативной тенденции может поставить под угрозу устойчивость развития регионов и их бюджетов. Во-вторых, переход на программный бюджет должен способствовать расширению практики замещения бюджетных ресурсов средствами частных инвесторов. Мы много говорим о частно-государственном партнерстве, но рамочный закон в этой области пока принят только в первом чтении, и нужно ускорить его принятие. Также потребуются изменения в налоговое, земельное, гражданское и бюджетное законодательство. В-третьих, не могу не затронуть тему разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами. Изменения бюджетного законодательства не раз приводили к снижению доходной базы регионов, так, в 2010-2012 годах были приняты решения о перераспределении нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию. Огромное влияние на наполняемость региональных бюджетов оказывает расширенное использование ускоренной амортизации, освобождение от налогообложения движимого имущества, при этом наши расходные обязательства не уменьшаются, а только увеличиваются. Поэтому просьба к правительству вернуться к теме баланса доходных источников и расходных обязательств на региональном и местном уровнях и вести мониторинг этого баланса в постоянном режиме, потому что без такого оптимального сочетания долгосрочное планирование является проблемным. В-четвертых, хотел бы затронуть вопрос об определении понятия «неэффективные расходы». Мне кажется, необходимо выработать единую методику, было бы правильным правительству, Минфину и Минрегиону совместно со Счетной палатой вернуться к этой теме, имеющей большое значение для оценки эффективности бюджетной политики. Важнейшая деятельность по развитию бюджетной системы, созданию соответствующих инструментов не должна подменять повседневную работу по повышению эффективности расходов в конкретных отраслях. В этой связи целесообразно запланировать заседание президиума Госсовета по ключевым и финансово емким направлениям, имеющим огромное значение для развития регионов и страны в целом. Какие это направления? Первое – повышение эффективности бюджетных инвестиций, включая вопросы ценообразования и экспертизы проектов. Второе – эффективность расходов на государственное и муниципальное управление, включая предельные уровни расходов и оптимизацию структуры, численности и мотивации работы чиновников. Третье – эффективность расходов в сфере профессионального и среднего образования, в том числе с учетом вступившего в силу закона об образовании. Четвертое – эффективность расходования бюджета в области здравоохранения и средств фондов обязательного медицинского страхования. Это особенно актуально в свете серьезных реформ, которые разворачиваются в здравоохранении. Пятое – эффективность расходов в сфере ЖКХ с учетом новых задач, поставленных Президентом России по тарифному регулированию. Шестое – эффективность расходов по стимулированию экономики и развитию инфраструктуры с учетом задач по повышению динамики роста ВВП.Считаю, что необходимо в кратчайшие сроки доработать и принять правительственную программу повышения эффективности расходов.Мнение по поводуАнтон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ:Бюджетные учреждения по-прежнему не заинтересованы в повышении качества оказываемых ими услуг, в снижении издержек, в конкуренции за потребителя. Производимое в настоящее время повышение оплаты труда в бюджетной сфере должно сопровождаться повышением объема и качества услуг, производительности труда, выявлением внутренних резервов, за счет которых должно быть изыскано не менее 30 процентов необходимых финансовых ресурсов. На деле это происходит не везде и не всегда. В результате мы не реализуем задачи повышения эффективности бюджетных расходов, имеем раздутый и неэффективный бюджетный сектор, требующий постоянных растущих вливаний.Даже по упрощенной методике Минрегиона, которая основывалась на среднероссийских показателях, доля неэффективных расходов регионов по таких крупным разделам, как образование, здравоохранение, ЖКХ, в среднем составляет 10 процентов. В ближайшие два-три года нам необходимо довести до ума уже начатые реформы, перейти к программным бюджетам, реализовать Федеральный закон №83, расширить применение механизмов государственно-частного партнерства, повысить адресность социальной поддержки.Как показывает опыт уже многих регионов, в том числе и Москвы, последовательное использование предусмотренных механизмов, заложенных в 83-м законе, позволяет повысить качество оказания государственных и муниципальных услуг, направляя выявленные при этом резервы в том числе и на повышение задач по росту заработной платы.С 2015 года необходимо перейти к формированию государственных заданий на основании единых нормативов на оказание госуслуг, включая затраты и на оплату труда, с учетом достижения целевых показателей средней заработной платы в соответствующих отраслях. В связи с этим целесообразно уточнить методику определения среднего уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы, которая должна учитывать и почасовую нагрузку, и длительность отпусков, и интенсивность труда, и квалификацию, и льготы, которые сегодня имеют те или иные работники. При этом хотел бы особо отметить, что темпы роста оплаты труда конкретных работников – прямая ответственность руководителей бюджетных учреждений.В 2012 году Россия вошла в первую десятку стран по рейтингу прозрачности бюджетов. Но мы не должны останавливаться на этом. Минфин совместно с «открытым правительством» готовит федеральный бюджет для граждан. Это понятный бюджет: на что тратятся деньги, как формируются доходы. Это важно для наших граждан.Новые возможности создает формируемая в настоящее время информационная система «Электронный бюджет». Будут автоматизированы процессы планирования, исполнения бюджетов, управления закупками, долгом, финансовыми активами, бухгалтерского учета. Только централизация ведения бухгалтерского учета получателей бюджетных средств в Казначействе позволит высвободить сотни тысяч бухгалтеров, которые сегодня работают в бюджетных учреждениях.Задача повышения эффективности расходов бюджетов непростая, но решаемая. В целом инструментарий создан. Необходимо его использование с одновременным повышением ответственности руководителей и расширением общественного контроля за результатами использования бюджетных средств.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте