Есть такое понятие – «мой поэт». И не мой. Пушкина своим я, пожалуй, назвать не решусь. Хоть он и наше все, по весьма живучей формуле Аполлона Григорьева, которая родилась еще в далеком 1859 году и сегодня, в моем представлении, трансформировалась в «Пушкин наше. Все?». Да, нередко мы почитаем как классика и наше все, но, увы, не читаем. Что уж говорить про современных детей, детей «цифры»! «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин» (А. Блок). С детства мы знаем его сказки (благодаря гению Пушкина у нас даже кот ученый!), изучаем в школе другие его творения. Но мне в школе, к сожалению, как-то не удалось его открыть для себя, а учителя не помогли, впрочем, как и преподаватели в педагогическом институте. Вероятно, поэтому так хочется сегодня помочь нашим детям как можно раньше найти свой путь к Пушкину, подсказать методически и поделиться с современными учителями, особенно молодыми, тем, что за долгие годы работы в школе накопила и открыла для себя в неисчерпаемой пушкинской теме.
И это не претензия, скорее досада и понимание, как сложно открыть далекую галактику поэта, особенно если он, хоть и гений из гениев, не твоей «группы крови» (в отличие от любимых Маяковского и Цветаевой, например). Впрочем, ему-то что до этого – сама не доросла. Правда, всегда росла. На этом тернистом пути (скорее даже путях) к светочу сознавала всегда, что его поэзия (а она, по авторскому определению, «душа в заветной лире») – некая высшая магия, божественный за-предел, другая планета, неземная, не наша. И, общаясь со своими учениками и коллегами-педагогами (а за плечами все же 20 лет работы в школе и 15 – в системе дополнительного профессионального образования), каждый раз понимала: ну не дотянуться просто до понимания его божественно высоких смыслов, воплощенных в слове так филигранно-точно и мудро-просто! Сказал же Сергей Есенин, что «постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант». О да, еще какой! Особый – талант понять талант! И А.Н. Островский не случайно утверждал, что «первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть». Да, слава богу, умнеем. Кому повезет, даже мудреет, вдохновляется, творит. И все ж не дотянуться. Но тянуться надо и помогать нашим детям, как бы ни было трудно на этом бесконечно интересном и творческом, полном открытий и озарений пути. У меня точно длиной в жизнь.
Загадочную вселенную, имя которой Пушкин, я открывала с ученическим прилежанием и олимпийским упорством. Да так и не открыла, но умнела, вдохновляясь, наполняясь пушкинскими смыслами и каждый раз удивляясь, почему, например, «блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» или «гений и злодейство – две вещи несовместные». Ну сказал же гений, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Не можно, а мы пытаемся, каждый раз убеждаясь по факту в правоте автора «Полтавы». Вот с таким духовным багажом и ворохом сомнений – в себе прежде всего – вступила я в этот пушкинский юбилейный год. Хотя еще пять лет назад проводила к очередному юбилею поэта мастерскую, на которой, помню, делилась с учителями приемами анализа и интерпретации пушкинских стихов, но хотя бы приблизиться к разгадке божественной природы «союза волшебных звуков, чувств и дум» так и не удалось. Потому что, действительно, «Пушкин унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (Ф.М. Достоевский). Мы растем вместе с Пушкиным, и у каждого свой путь к Пушкину, кстати, именно так называлась, помню, та первая моя мастерская. И только спустя время я поняла: нет, не путь, а пути (слышу пушкинское «дьявольская разница!»). И они, пути эти, тоже неисповедимы. Вечная тайна манила, загадки его будоражили мысль, томили ум, питали душу. Не мою только. Вспомним хотя бы попытки раскодировать пушкинские смыслы, понять секреты его мастерства собратьев-писателей, критиков, литературоведов прошлого – Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Ю.М. Лотмана, В.С. Непомнящего и др. – и уже наших современников – В. Гафта, например:
Как многолик певец творенья –
Вот гениальности пример.
Но как едино вдохновенье,
Как в нем слились в одно мгновенье
И слезы, и стихи, и Керн.
Громкий пушкинский юбилей – 225-летие со дня рождения светоча – в моем представлении, аккумулировал все духовные силы нации и, конечно, внутренние резервы, мою энергию включенности и погруженности в пушкинские миры. Летом, 7 июня, на базе ТОГИРРО состоялся Пушкин-фест «Юбилейное», который мы готовили с особым трепетом, боясь какой-нибудь мелочевкой, организационной или технической, нарушить что-то главное, осквернить дух сакрального, небесного, вечного. И он прошел по-пушкински вдохновенно и творчески, на одном дыхании! Фестиваль собрал более 350 друзей поэта всех возрастов – учителей, библиотекарей, родителей и, главное, школьников, студентов из разных территорий области.
Работали две секции: «Ай да Пушкин!..», модератором которой была я, и «Пушкин в школе», ее провела Е.Г. Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Тюменского областного государственного института развития образования. На первой размышляли, читая и перечитывая Пушкина, исследуя его произведения. Проникновенно и одухотворенно прозвучало письмо Татьяны к Онегину в исполнении Кристины Шевелевой, ученицы 11-го класса тюменской школы № 69 (учитель – Светлана Александровна Даровских), шестиклассник Тюменского кадетского президентского училища Данил Юрко напомнил участникам не самое известное и замечательно-ироничное пушкинское стихотворение «Подъезжая под Ижоры…», а одиннадцатиклассник Владимир Вербовой – бессмертные строки из повести «Капитанская дочка». Ребята, используя современные информационные технологии, под руководством преподавателей русского языка и литературы Тюменского кадетского президентского училища Жанны Алексеевны Малькович и Светланы Валерьевны Петуховой создали прекрасные медиапродукты – видеоролики и представили их на Пушкин-фесте. Екатерина Кисель, ученица 10-го класса Гагаринской школы Ишимского района (учитель – Анжелика Альбертовна Бетехтина), поделилась своими читательскими открытиями по теме маленького человека в творчестве А.С. Пушкина. А учащиеся 10-го класса тюменской школы № 70, Школы сотворчества, Ксения Хмелькова, Арсений Шуликин и Виктория Евдокимова рассказали о своем успешном выступлении (3-е место) на Всероссийском конкурсе «Пушкинская регата»-2024. Их учитель Анастасия Евгеньевна Курнакова сама является победителем конкурса «Педагог года Тюменской области» сразу в двух номинациях – «Педагогический дебют» (2020 г.) и «Классный руководитель» (2024 г.). Ее воспитанники поделились своими открытиями о родственниках Пушкина и местах, связанных с поэтом, рассказали, как делали бортовой журнал «Пушкин в Симбирске» и даже готовили всей семьей его любимые блюда – пожарские котлеты и свекольные блинчики!
Да, поэт-юбиляр был в восприятии ребят не в бронзе, не классик, а живой. Нет, не был – есть! «Пушкин – в роли мавзолея?» (М. Цветаева) – это точно не про нашего поэта. Хоть он и «солнце русской поэзии» (В.Г. Белинский), и фантастическое «явление русского духа» (Н.В. Гоголь), и «всечеловек» с его «всемирной отзывчивостью» (Ф.М. Достоевский), да, но при этом и просто человек со своими достоинствами и недостатками, слабостями и ошибками! И как же он безбрежен, многоцветен: глубокий и мудрый, по-дерзки озорной, сомневающийся и ищущий – духовные опоры, веру, себя, через всю жизнь пронесший «уважение к святыне» – к Отечеству, национальной истории, памяти предков. «Заслужи свой гений благородством и чистой нравственностью! Не смешивай буйство со свободой, необузданности с силой!» – так наставлял юного поэта его учитель В.А. Жуковский, тот, кто сделал знаменитую надпись на своем портрете «Победителю-ученику от побежденного-учителя…», окончание которой, кстати, ребята знали на Пушкин-фесте: «…в тот высокоторжественный день в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила 1820 Марта 26 Великая пятница» (цитирую без знаков, как в оригинале). «О, сколько нам открытий чудных» дарует Александр Сергеевич!
Пушкин, бесспорно, не нуждается в почестях и славословии, мы в нем нуждаемся больше – в его жизнелюбии, прозрениях и мудрости. Поэт прожил по меньшей мере три человеческие жизни. Пережил времена, когда его ниспровергали и сбрасывали с «парохода современности», поднимали на щит и причисляли к лику «несвятых святых», убили – второй раз! – в школе, хрестоматийно-бездушным, формальным «прохождением» по школьной программе. Вот почему на второй секции обсуждались актуальные вопросы по теме «Пушкин в школе». Светлана Владимировна Корнева, учитель русского языка и литературы абатской школы № 2 Абатского района, рассказала о своем первом успешном опыте участия во Всероссийском конкурсе «Пушкинская регата»-2024 (2-е место), представив свой проект «Литературная панорама». Татьяна Анатольевна Лахтина, филолог Ишимского городского общеобразовательного лицея имени Е.Г. Лукьянец, предложила систему олимпиадных заданий по русскому языку на примере стихотворения «Зимнее утро». Наталья Михайловна Прокопенко, учитель русского языка и литературы школы № 25 города Тюмени, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023, показала педагогам (и не только филологам!), как методически грамотно выстроить «Разговор о важном» вокруг пушкинского стихотворения «Храни меня, мой талисман…». А филолог из тюменской школы № 65 Елена Викторовна Кольниченко поделилась опытом, как, организовав смысловое чтение, проложить путь читателя через образ романтического героя к автору и его размышлениям о свободе. Халида Халидулловна Кирамова, учитель русского, татарского языков и литературы школы № 52 города Тюмени, победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель татарского языка и литературы»-2023 и лауреат Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы»-2024, побудила поразмышлять о влиянии поистине народного поэта на творчество Габдуллы Тукая, а ее ученица Оксана Хасанова прочитала прекрасные строки:
Пушкин – море, море – Лермонтов!
В небе вечности сверкай.
Негасимое созвездие:
Пушкин, Лермонтов, Тукай.
Раиса Викторовна Бруцкая, заместитель директора Червишинской школы Тюменского района по методической работе, ознакомила с игрой «Я в гости к Пушкину спешу» и флешбуком «Прочти вслед за мной», представила систему воспитания читателя. Она строится на пяти ключах: системе обучения Е.Н. Ильина, Н.Л. Мишатиной, И.П. Цыбулько, историческом контексте, смысловом аспекте, современных технологиях и методах урочной и внеурочной деятельности.
Заслуженный учитель РФ филолог Галина Юрьевна Синицына рассказала о традиционной пушкинской вечеринке в Школе сотворчества. Всегда – юбилейный это год или нет – она проходит неформально и вдохновляюще, со всеми атрибутами и мудрыми смыслами, которые открывает детям и родителям легендарная Лидия Николаевна Русакова, народный учитель, первый победитель областного конкурса «Учитель года» и лауреат Всероссийского конкурса «Директор года». Подарком дорогому юбиляру стала прекрасная песня по пушкинским мотивам, сочиненная школьниками за 30 минут общения с А.Е.Курнаковой:
От сердца нашего идет тепло
и свет –
И лучше Пушкину подарка точно
нет!
За речью нашей мы следим всегда –
Нам светит Пушкина звезда!
Мы молодые, и сердца у нас горят,
Сердечной силой окрыленные,
летим!
Пусть скажет кто-то:
«Молодежь сейчас не та»,
Мы не обидимся, по-пушкински
простим…
«Он победил и время, и пространство» – так назывался круглый стол, которым завершился Пушкин-фест. Участники делились своими эмоциями и личностными открытиями, звучали слова признательности: «Спасибо за замечательное событие, было очень познавательно и интересно! Я бы и не сказала, что прошло почти четыре часа!», «Елена Николаевна, мои дети в восторге! А как у них глаза горели! Прониклись даже самые безнадежные, казалось бы. Они уже спрашивают, когда снова будет что-то подобное! Класс!».
Раз спрашивают, значит, согласитесь, не может не быть, решила я. И вот 10 октября (полная гармония, почти пушкинская) новая долгожданная встреча! Творческая мастерская «Мой Пушкин» стала без преувеличения значимым для региона образовательно-просветительским событием, которое состоялось в гимназии № 16 города Тюмени, одном из лучших образовательных учреждений Тюменской области и России. Не случайно здесь в разное время работали три (из четырех в регионе!) обладателя Малого хрустального пеликана: я завоевала его в далеком 2008 году, Дмитрий Коляденко – в 2012-м, а Екатерина Костылева – в 2021-м, как и Большого пеликана, единственного пока у нас.
О возросшем интересе к юбилею поэта говорит хотя бы тот факт, что огромный уютный зал гимназии на 600 человек не вмещал всех желающих, пришлось доставлять стулья! Что делали мы в творческой мастерской? Разгадывали пушкинские загадки, осмысляли его парадоксы! К примеру, почему «воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть»? Ответ на этот вопрос искали участники поэтического баттла Даниил Туманов из 10-го «А» Роснефть-класса школы № 25 и Михаил Чистяков, ученик 104-й группы Общеобразовательного лицея Тюменского индустриального университета. Их словесный поединок мне на правах модератора даже пришлось прервать, иначе мы разошлись бы не через три часа, а еще позже!
А расходиться правда не хотелось, потому что было душевно и по-пушкински весело, ведь сам поэт вовсе не был моралистом. «Поэзия выше нравственности – или по крайней мере совсем иное дело», – говорил он. Неслучайно Сергей Есенин ощущал, обращаясь к памятнику Пушкину на Тверском бульваре, родство с ним: «О Александр, ты был повеса, // Как я сегодня хулиган!» «Поэзия, прости господи, должна быть глуповата», – утверждал Пушкин, несмотря на высокое призвание ее «глаголом жечь сердца людей». Так органично сосуществуют в пушкинском мире серьезное и озорное, сказочно-волшебное и реальное, объединенные его гением. А как актуально звучат сегодня политические идеи поэта («Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна», «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» и др.)!
Помните цветаевский страстный протест: «Пушкин – в роли лексикона?» Нет, его творения, размышления – неиссякаемый источник жизненной энергии и оптимизма (несмотря на известную пушкинскую формулу жизни «Я жить хочу, // Чтоб мыслить и страдать»), они дарят нам животворящее, такое нужное, искрящееся смыслами слово! Эту тайну творческого чародейства пытались постичь в разное время М. Цветаева, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин. К ним присоединились шестидесятник Е. Евтушенко, провозгласивший, что «поэт в России – больше, чем поэт», Н. Заболоцкий, развивавший пушкинскую традицию в своем «Завещании», и Е. Виноградов, создавший «антипамятник» в своем стихотворении «Моими глазами». А еще в мастерской размышляли о смерти поэта (стихотворение Леонида Филатова «Дантес») и жизни после смерти, об истоках бессмертия Пушкина, который, как говорил А.М. Горький, «как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили ее». И, может, еще важнее то, что каждый мог подумать: «А что для меня Пушкин? Мой Пушкин – кто он?»
Например, третьеклассница Алиса Маркова из школы № 25 города Тюмени (кстати, дочка моей выпускницы 2000 года Аллы Скакуновой) ответила, что это «сказки со смыслом» (каково, а?!). Для Рады Фоминой из гимназии № 16 (а она, как выяснилось в ходе недолгого знакомства, в 8-м классе уже и «Преступление и наказание» прочитала) это родной язык, национальная культура (учитель – Диана Маратовна Бекетова). А Полина Румянцева из 11-го «А» класса тюменской школы № 48 (учитель – Эльмира Дмитриевна Костанова) считает, что Пушкин – «это космос», который надо осваивать, открывать, исследовать. Еще одна воспитанница Эльмиры Дмитриевны, одиннадцатиклассница Дарья Ковалева, которая не первый раз участвует в творческих мастерских, сделала прекрасные зарисовки к произошедшему событию, точно выбрав акцентные цитаты, уловив главные смыслы разговора о Пушкине и его вечных творениях! Все эти ребята – талантливые, начитанные и эрудированные – были отмечены памятными призами по пушкинской тематике. Но ценнее, на мой взгляд, то, что они, как и взрослые почитатели (и читатели!) поэта, смогли поближе познакомиться с поэтом-языкотворцем, поиграли с ним в азартные по форме и смысловые по содержанию (формула пушкинской гармонии!) языковые игры. Ведь он – виртуоз языка, его творец и властелин – как фокусник, жонглирует самыми неожиданными сочетаниями и смыслами, сам играя словами, как шаловливое дитя, с азартом и неутолимым интересом! Помните:
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Поэт иронизирует в четвертой главе «Евгения Онегина» над невзыскательным языковым вкусом читателей и предсказуемой рифмой, но сам же – уже безо всякой иронии! – вводит ее в свой поэтический репертуар, словно принимая правила игры и поднимая брошенную – себе в том числе – перчатку:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз.
«Медный всадник»
В стихотворении «Есть роза дивная: она…» (1827) читаем: «Мертвит дыхание мороза – // Блестит между минутных роз // Неувядаемая роза». А в стихотворении 1829 года «Зима. Что делать нам в деревне?» есть такие строки: «Но бури севера не вредны русской розе. // Как жарко поцелуй пылает на морозе! // Как дева русская свежа в пыли снегов!» Вдумайтесь, как по-разному звучит здесь один, казалось бы, образ розы! Действительно, «каждый слышит, как он дышит» (Б. Окуджава). Пушкинское письмо свободно и гармонично, легкость и пластичность языкового мышления поэта поражают, его прозрения лаконичны и ювелирно отточены («И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг», «Любовь к родному пепелищу, // Любовь к отеческим гробам» и др.).
Учителям предложено было поразмышлять над педагогическими ценностями и смыслами некоторых поэтических мыслеформул Пушкина («Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь», «Не пропадет ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье»). А еще участники мастерской подумали над гоголевским предсказанием «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Гений сомневался, поэтому «может быть»! Прошло 225 лет. Явился ли? Ответы были самые разные. Если явился, то прежде всего языком своим, смыслами и прозрениями-истинами, увековеченными в слове! И чтобы воспитать языковой вкус, чувство слова у детей цифрового поколения, которые нередко говорят на «птичьем языке», юзают, хайпят и спамят, надо, быть может, просто читать Пушкина. Читать много, читать разного Пушкина, читать вслух, осмысленно и сердцем. И тогда он явится нам. И будут найдены ответы на вопросы, причем не разумом даже – «зорко одно только сердце». Чтобы… снова появились вопросы.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» – этими пушкинскими строками завершила я встречу, а в ответ звучали слова признательности юбиляру и, конечно, организаторам – директору гимназии Наталье Александровне Филиппи, заместителям директора по УВР Марине Сергеевне Вениаминовой, Андрею Александровичу Евдокимову, Ольге Игоревне Никоноровой. И долго еще в душах ощущалось приятное послевкусие, и летели из всех районов области отклики-признания: «22-я школа. 7-й класс благодарит за чудесную мастерскую! Вы приоткрыли ребятам мир Пушкина, ознакомили с тайнами его души. У моих учеников впереди много открытий, вы пробудили их юные души! У них был сегодня первый выход в мир литературы!» (Марина Кимовна Чусовитина, учитель русского языка и литературы школы №22 Тюмени); «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах», – писал Ш.А. Амонашвили. Елена Николаевна, вы солнце, проливающее свет! Дающее тепло! Спасибо за ваш труд!» (Елена Владимировна Яхнюк, преподаватель русского языка и литературы Общеобразовательного лицея Тюменского индустриального университета); «Спасибо за праздник, Елена Николаевна! Вы создали невероятную атмосферу сотворчества! Пушкин – праздник, который всегда с нами!» (Татьяна Алексеевна Кошина, филолог и педагог-организатор из Голышмановского района). Да, всегда! Нам несказанно повезло с Пушкиным.
«Извозчик стоит. // Александр Сергеич прогуливается. // А завтра, наверное, что-нибудь произойдет», – пел Булат Окуджава. Произойдет обязательно! Если мы читаем Пушкина.
Елена Володина, кандидат филологических наук, победитель (призер) конкурса «Учитель года России» – 2008
Комментарии