search
main
0

«Злюкоморье педагогическое». Самая оценочная педагогическая сказка от Андрея Иоффе

В образовании между педагогами давно идет спор о соотношении наказания и поощрения для поддержки мотивации и стимулирования к познанию. Если Сократ представлял своим немногочисленным ученикам право самим решать, что интересно, а что нет, включаться или отключаться, принимая ответственность за собственное развитие, то со Средневековья стал быстро распространяться подход, утверждавший решающую роль наказаний и розги, в частности, буквального «вбивания» знаний в головы учеников.

Фото: ru.freepik.com

Уже в период Возрождения с распространением идей гуманизма стали ставить под вопрос эффективность физических наказаний. Но только в ХХ веке уважение достоинства ученика воплотилось в новые концепции образования, в практику и в нормативные акты. Но и сегодня нередко слышишь фразы: «Били вас мало», «Нечего сюсюкаться». Критичность общественная и критичность педагогическая согласовываются и сочетаются. Но и другой взгляд – хвалить всегда и за всё оказывается спорным: «Нельзя огорчать ребёнка и родителя», «Только хвалить надо», «Откажемся от любой критики».

Как всегда, истина находится посередине между полюсами. Как найти баланс? Это вопрос к педагогическому искусству и деликатности, пониманию ситуации и эмпатии по отношению к тем, с кем общаешься. Рецепта одного нет и не будет. Но проблема остается, поэтому и сказка появилась.

Есть Лукоморье поэтическое, а мы представим похожую страну, где в образовании царила жёсткая критика, злое высмеивание любых промахов, морились и вымарывались все ошибки. «Нет таких мест!» – скажете вы. И будете правы. Потому что это такое выдуманное вступление, за которым последует не менее правдивая сказка. А уж разделить правду и вымысел мы предложим самим читателям – они умные, им и «карты в руки».

Было это или не было, но люди рассказывают, что как-то раз чем-то расстроенный Пуст Заполниевич Полстаканов сел на велосипед и отправился, куда глаза глядят. А так как глядели они в разные стороны (косил наш герой с детства, потому что хотел много всего увидеть сразу – спереди, сзади, справа и слева, но все-таки на затылке глаз не отрастил, а выученное косоглазие приобрел по своей воле). Ехал долго, пока глаза глядели. Но и они периодически перестают это делать. Так что врезался новоиспечённый велосипедист в большое дерево, оказавшееся дубом.

Сколько он приходил в себя неизвестно. Велосипед вдрызг разбитым оказался. Поднял голову и сразу увидел Кота Учёного. Но тот не песни и не сказки заводил и говорил, а сочинял громко критические высказывания, бичующие невежество. Пойдёт налево – лозунги выкрикивает: «Всем в бой против безграмотности», «Долой бездуховность», «Даёшь усиленную работу над ошибками», «Все как один на борьбу с ленью». Много и другого в таком же духе. А если направо занесёт Кота Учёного, то уж лучше и не слушать поток бранных слов и эпитетов, направленных на головы, уши и прочие части тела неразвитых учеников.

Фото: ru.freepik.com

Удивился Полстаканов. Стал Кота Учёного расспрашивать. Тот ненадолго остановился и оказался строго по центру перед дубом, поэтому лозунги и грозные термины приостановились. Поведал Кот историю о том, как Мучитель Обрядовательный посадил его на цепь и поручил составить мотивирующий трехтомник, заставляющий всех хорошо учиться и вселяющий страх перед незнанием. Видимо, был этот Мучитель магом огромной силы, так что Кот не стал спорить, даже убедил себя, что дело правильное и нужное. Цепь мешала, конечно. Но и тут Кот Учёный бодро и оптимистично заявил: «Наш брат учёный такой ленивый, что без цепи не будет хорошо работать. Так что прав был товарищ Обрядовательный в своём недоверии. Звенят звенья цепи и напоминают об ответственности высокой в области образования. Хочешь – не хочешь, а начнешь творчески трудиться! Зато кормят хорошо, перерывы есть, установлен строгий восьмичасовой рабочий день, отпуск дают, льготы разные. А главное – медаль обещана Обрабра 1-й степени» (для недогадливых расшифруем полное название медали: Образовательной Брани). Так что Кот в целом был жизнью доволен, но без медали скучал и ждал того счастливого момента, когда сможет прицепить её на свою роскошную шубу, чтобы все видели издалека заслуженного и оценённого героя. Как говорится: «Не нужны мечты и дали, если дали вам медали».

Только с Котом Учёным разобрался Пуст Заполниевич, как увидел сидящую на ветвях русоволосую Алку (так она представилась). Она скрывалась от гнева Мучителя Обрядовательного, потому что никак не вбивались в её голову формулы. Русая Алка отставала так, что пригрозили её отдать в соседнее образовательное учреждение на перевоспитание самому Чаромору, который «всю дурь выбьет», а чары от красивых кудрей даже и не заметит. Пришлось скрываться. То в болоте отлёживалась, то в зелени ветвей отсиживалась. Не хотела Русая Алка в лапы к Чаромору попасть. Вот такая жертва борьбы за высокое качество образования выявилась.

А тут зашуршало еще что-то в зарослях. Оказалось, что там Лёша бродит – сбежал с уроков, а теперь не знал казнят его или помилуют за такую страшную провинность. Потянуло Лёху на природу из пыльных зубрительных комнат. Тревогу подняли сразу. Класс из 30 волонтюрей под руководством опытного Дядькина Морса Коевича прочесал уже всё морское побережье. Где Лёша любил купаться и загорать. Вот и пришлось ретироваться в заросли. Оброс Лёха невежеством и неграмотностью, аж клочками свисают с него, коростой недисциплинированности покрывается кожа. На вид жалок, взгляд уныл, нос повесил на ветви дуба, где сидела Русая Алка и вокруг которого ходит Кот Учёный. Чудеса, да и только.

Фото: ru.wikipedia. org

Попросили наши герои Полстаканова сходить к Мучителю Обрядовательному, замолвить за каждого словечко. Кот Ученый просил про обещанную медаль Обрабра 1-й степени напомнить. Лёша готов был отработать пропущенные задания и даже пожить какое-то время в зубрительной комнате. Русая Алка слёзно каялась в неумении выучить формулы, но готова была за это стихи учить и сказки, а потом вместо Кота их рассказывать. С этими посланиями и отправился Пуст Заполниевич в путь. Благо тропинка была одна-единственная. А ему за это обещали велосипед восстановить, потому что иначе ему никак не удастся выбраться из Злюкоморья. Заодно они и предупредили, что главный принцип всей жизни в стране – борьба со злом невежества и морение всего мешающего познанию.

По дороге разные существа попадались Полстаканову. И каждый со своими проблемами. Тут и Морозко был, и корова Аудумла, и Азазелло. Но их грамотный Пуст Заполниевич прогнал – не в то пространство залезли они, не в свои сказки попали. Так что цель была ясна, препятствий не наблюдалось на горизонте, глаза горели, упорства и упрямства хватало. А тут вдали показалось сахарное здание с комнатками (зубрительные – смекнул Полстаканов). В них чинно сидели за столами и склонялись над книгами дети. Каждый при деле, никто не отлынивает. А рядом с плетью человек ходит и всех подгоняет. «Видимо, это Мучитель Обрядовательный», – пробормотал под нос Полстаканов. Подошёл поближе. И начал с позитивного, как его учили в Педхаотическом Ниувере (если мы еще не сказали, что наш Пуст Заполниевич был педагогом, то восполняем наш явный промах и пробел): «Замечательно выстраиваете свою работу. Вижу, что добиваетесь успехов, держа всех в узде и строгости».

Явно растерялся Мучитель Обрядовательный, отвык он уже от позитивных слов, потому что в стране Злюкоморье все только и говорили с использованием слов ругательных и воздержанием от слов хвалительных. Даже был особый лозунг, известный всем жителям: «Не поругаешь – всё провалишь!». Поэтому и был запрос на разные новые слова и выражения, потому что прежние приедались, замыливались, превращались в обыденные и не оказывали былого воздействия. А ведь зло пряталось вокруг и норовило помещать образованию и просвещению, ставило палки в колёса – то солнце ярко светит и манит на природу, то морской бриз принесет лёгкий звук прибоя и позовёт им полюбоваться, птицы летают и щебечут, травка зеленеет. Да каких только засад вокруг нет.

Тут же Полстаканов получил методичку: «Как правильно критиковать учеников, чтобы не допустить самолюбования». Изучив внимательно текст (а без этого в Злюкоморье нельзя обойтись было), увидел фразу: «А худшим наказанием для каждого ученика является отлучение его от живительного источника знаний, изоляция от прилежных детей и мудрых педагогов, лишение их традиционных поощрений в виде похвал, грамот, внесения в хвалительные списки, присуждения степеней и уровней, награждения медалями и орденами». Прочитал её Мучителю и стал просить за Кота Учёного (ему медаль вроде бы полагалась), за Русую Алку и Лёху (наказаны достаточно отлучением от света знаний, льют слёзы и боятся наказания, что само по себе уже служит им уроком). Трудно было Мучителю что-то возразить, да еще и похвала Полстаканова зародила сомнения. Неожиданно она оказалась приятной и «греющей душу». Но что же делать? Не страну же переименовывать теперь?

Фото: ru.freepik.com

И тут Мучителя Обрядовательного осенило – название вполне подходящее, просто под Злюкоморьем надо понимать морение всяких злых слов в образовании, внесение в него положительных и доброжелательных оборотов, поддерживающих речевок и лозунгов, подбадривающих эпитетов и характеристик. Мы предполагаем, что страна сильно изменилась. Медали и ордена раздали многим, засыпали грамотами и благодарственными письмами каждого, всем говорили «молодцы» и «здорово». Хорошо, что страну не переименовали. Подозреваем, что если через много лет доберется Пуст Заполниевич Полстаканов во время очередного своего душевного и профессионального кризиса в Злюкоморье, то столкнётся с проблемами немного другого свойства – разгильдяйства, поощрения любых капризов, учеников встретит скорее всего на пляже, а волюнтери разбредутся в разные стороны, что никакому Дядькину их будет не собрать.

Проблема в том, что промахи и разные злые вещи периодически случаются. Некоторые спортсмены даже считают, что в отдельных случаях злость помогает. Главное, чтобы она была направлена не на живые существа, а возникала из-за собственной невнимательности, промахов, ошибок и всяких нелепиц, которых в жизни каждого вагон и маленькая тележка. Не по каждому поводу, но иногда – чтобы взбодриться. Назовём её конструктивной злостью и точно не злобой. А то в переслащенном сиропе можно и влипнуть по уши, увязнут все части тела, ничего не захочется делать и преодолевать, а только попивать сладенькую жидкость и блаженно улыбаться. Не обратили внимания в Злюкоморье на вторую часть названия страны. Ничего и никого морить не надо. Всё существующее имеет свою задачу и появляется в этом мире, в том числе и в образовании не просто так. А то превратимся мы в обученных заморышей. А кому хочется такими быть?!
Но мы не знаем, как пойдет дальше. Полстаканов получил свой велосипед, Кот Ученый нацепил медаль Обрабра 1-й степени, Русая Алка и Лёха вернулись к своим друзьям. Так что давайте веселиться в моменте, когда злостные критики поняли разрушительность сплошных ругательств. Может быть в будущем они также поймут и примитивность сплошных похвалений. Но тут мы ничего сделать не можем.

Вот и сказочке конец, а пир горой все-таки устроили. Мучитель Обрядовательный отпихнул букву У в первой части имени, а вот в Обрядовательном что ни хотел убрать – всё получалось что-то двусмысленное. Поэтому просто оставил себе одно слово. На этом сказка и закончилась, а жизнь продолжается вместе с педагогическими спорами о том, на что важнее делать акцент – наказание или поощрение, похвалу или критику, позитивность или негативность. Пусть в Злюкоморье тоже поищут решения и нам потом присылают любым удобным способом. Будем ждать!

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте