Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученикам самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.
Проектная методика на уроках иностранного языкаПроектная методика позволяет вести работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение) или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.Одна из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, – ориентация на достижение конкретной практической цели, наглядное представление результата, будь то рисунок, аппликация или сочинение.В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.Этапы проектной работыВ обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашем лицее обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно он определяет успешность и результативность проектной работы в целом.На начальном, организационном, этапе важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:1) разумно определить временные рамки (необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);2) продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;3) обсудить способы сбора и вид информации;4) выбрать оптимальную форму презентации результатов;5) составить и обсудить примерный план работы. Следующий этап работы над проектом – сбор информации, самый трудоемкий и продолжительный. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить. Именно здесь происходит основная работа, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. В процессе создания сочинения можно применить изученные грамматические явления и структуры. Так они надежнее закрепляются в памяти учащегося.Однако основная характеристика этого этапа – расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Детям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися. Ребята работают в библиотеках, читают много дополнительной литературы, стараясь найти интересные данные по теме. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.На третьем этапе, презентации, учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Ребята учатся работать с текстовыми редакторами, приобретают и совершенствуют навыки работы на компьютере, пользования электронными версиями веб-словарей.Очень важный момент в процессе подготовки презентации – создание рисунков по своей теме, причем необходимо учитывать, что они будут сканироваться, а значит, иллюстрации должны быть яркими, четкими и красочными. Большинство работ выполняется традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши. Однако некоторые ребята рисуют с помощью компьютерной графики.Интернет-проекты в лицее №130В 2000-2001 учебном году учащиеся 3-4-х классов под руководством учителей английского языка А.Б.Лисицей, Ю.И.Гибиной и О.Б.Часовниковой работали над проектом, который мы назвали «Nature ABC». Рисунки и сочинения о дельфинах и китах, о белках и гепардах, о кобре и даже об игуане размещены на сайте проекта http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/, который расположен на сайте нашего лицея.В 2003-2004 учебном году результатом проектной деятельности учащихся 5-х классов является сайт «Welcome to Akademgorodok!» – «Добро пожаловать в Академгородок!» (http://www.sch130.nsc.ru/~eva/akademgorodok/). Так, в рамках работы над проектом «Welcome to Akademgorodok!» – «Добро пожаловать в Академгородок!» появились сочинения с иллюстрациями о Доме ученых, районной библиотеке, нашем лицее, Сибирском ботаническом саде, спортивном комплексе, торговом центре и о многих других местах нашего небольшого городка. И теперь на страничках нашего путеводителя вы сможете узнать много интересного и удивительного о новосибирском Академгородке.С 2007 года лицей активно принимает участие в международном проекте «Local History Project and My City Then and Now» – «Местная история – мой город вчера и сегодня», который поддерживается организацией «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (IEARN www.iearn.org). Координатор этого проекта в России Н.М.Коптюг помогает учителям мира, которые заинтересованы в общении, найти друг друга и завязать устойчивую переписку. Став участниками проекта «Local History», мы смогли организовать общение детей по темам, которые вызывают обоюдный интерес школьников с учетом их возраста и кругозора. Для младших школьников участие в международном интернет-проекте – первый опыт международного общения со сверстниками из других стран.В год пятидесятилетия лицея (2008-2009 учебный год) очень многие шестиклассники с энтузиазмом восприняли предложение написать небольшие сочинения о школе, чтобы рассказать своим сверстникам о том, где, как и чему они учатся. Проект назывался «My Favourite Lyceum». Нашими партнерами по проекту «We can write bio-poems» (в рамках международного проект «Local History Project and My City Then and Now») стали учащиеся школы «All Saints’ Academy» (учительница June Stewart) города Лэйклэнд штата Флорида США. Американские школьники предложили написать забавные сочинения, которые они назвали «Bio-poems». В рамках предложенной темы ребята должны были рассказать о себе, своих семьях, своих хобби. Оформление текста в виде круга было также предложено школьниками Флориды. В проекте с российской стороны участвовали ученики 4, 5 и 6-х классов, всего более 30 ребят.В основе интернет-проекта «Our Traditions and Customs» – обучение иностранному языку с помощью переписки по электронной почте. Это не только один из способов установить межкультурные связи, письма помогают детям из разных стран лучше понять друг друга, увидеть, что на самом деле они очень похожи.Учительница Лиза Аничовски со своими третьеклассниками из городка Коламбус штата Огайо предложила интересную, а главное, понятную и близкую детям тему для переписки – «New Year Family Traditions» – «Семейные новогодние традиции». Помимо общения со сверстниками школьники учатся составлять рассказ о своей семье, ее особенностях и традициях на иностранном языке, иллюстрировать свои небольшие сочинения, оформлять их в формате «informal letters» – «письмо другу».Сочинения о лицее «My Favourite Lyceums», забавные стихотворения по теме «We can write bio-poems», письма детей по теме «Our Traditions and Customs» опубликованы на сайте проекта «Local History Project and My City Then and Now» по адресу http://www.sch130.nsc.ru/~olchasov/local_history/.Заключение: метод проектов – актуальность и результативностьЦель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т. е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя – активизировать деятельность каждого ученика, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и языковые знания.Участие в интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное – формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. Ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основные из них: повышение мотивации учащихся при изучении английского языка; наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы; простор для творческой и созидательной деятельности. Ольга ЧАСОВНИКОВА, учитель английского языка, Евгения ГУСЕЛЬНИКОВА, учитель информатики лицея №130 имени академика М.А.Лаврентьева, Новосибирск
Комментарии