Ура! Наконец! Мы так долго этого ждали, так много об этом говорили и рассуждали на разных уровнях – от школьных педсоветов до межрегиональных конференций – о единой программе, о едином предметном содержании, об уравнивании базовых знаний. Теперь родителям учеников не нужно переживать при переходе из школы в школу о том, какие темы уже пройдены, не отстал ли ребенок от новых одноклассников, надо ли нанимать репетитора.
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны первоклассники будут учиться согласно новому стандарту образования. Они будут получать знания по единым федеральным образовательным программам. И более одного миллиона восьмисот тысяч детей, которые пойдут в первый класс, будут обучаться по единой программе, в основе которой лежит «Школа России» – самая распространенная и известная. Издательство «Просвещение» уже выпустило новые учебники для начальной школы, которые соответствуют ФГОС-2021 и входят в новый Федеральный перечень учебников. Но ведь для организации полноценной работы на уроке и дома мы, учителя, пользуемся различными учебно-методическими комплектами, дидактическими материалами, разработками. Поэтому хочу остановиться на новинках, предлагаемых издательством «Экзамен», которое выпускает пособия как к старым, так и к новым версиям учебников.
Предлагаю обратить внимание на рабочие тетради Е.М.Тихомировой и контрольные работы по русскому языку О.Н.Крыловой к учебникам В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого для 1-4-х классов издательства «Экзамен», Москва, 2023.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», – говорил К.Г.Паустовский. Наверное, этим утверждением руководствовалась Елена Михайловна Тихомирова, создавая учебно-методический комплект по русскому языку для обновленных учебников 1-4-х классов. Такое разнообразие глубоких по содержанию, современных и интересных заданий сложно где-то найти. Автор учла все: и полное соответствие содержанию учебников, и возрастные особенности младших школьников, и межпредметную связь с литературой и окружающим миром, и возможность организации разных форм деятельности на уроке (от индивидуальной, фронтальной до парной и групповой), и разный характер упражнений, как репродуктивный, так и творческий.
Все задания в рабочей тетради взаимосвязаны, дополняют друг друга. Есть задания тестового характера («Закрась кружочки около рисунков…», «Отметь «галочкой» фразу…»), а есть упражнения, направленные на развитие умения анализировать, сравнивать, выбирать нужное согласно предложенному заданию. Такая работа учит младших школьников принимать учебную задачу, регулировать свою деятельность. И начинается она уже с первого класса: «Спиши только ту группу слов, которая является текстом», «Найди лишние слова и вычеркни их. Составь из оставшихся предложение» и др.
Автор предлагает очень много заданий, которые вызывают интерес к родному языку, учат наблюдать, делать выводы, активизируют познавательную деятельность младших школьников.
Например, в теме «Наша речь» для 1-го класса предложены задания на отработку умения не только различать речь устную и письменную, но и наглядно видеть разницу между звуками вообще и звуками речи (рис. 1).
Или предлагает ребятам любимое задание «раскрась», но с учетом умения составлять слова из слогов (рис. 2).
Такие задания интересны и познавательны. Здесь можно встретить кубики и таблицы, схемы и кроссворды, пословицы и ребусы, сетки слов и загадки, головоломки и конкурсы скороговорок. Есть на страницах рабочей тетради и настоящие игры (рис. 3).
Очень важной задачей в формировании умения учиться у ребят начальной школы является развитие навыка самоконтроля. Поэтому автор предлагает ряд заданий, которые помогут ребенку научиться проверять работу, находить ошибки и исправлять их (рис. 4).
Со второго класса в конце тетради появляются листы с ответами к некоторым заданиям, на основе которых возможна организация самопроверки. Найдутся задания и для взаимопроверки при работе в парах.
В рабочих тетрадях прослеживается тесная связь предложенных заданий со справочной литературой, словарями. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование умения работать со словарной страницей: «Пользуясь орфоэпическим словарем учебника…» или «Определи значение слова…», «Ознакомься со значением слов «гранат» и «петрушка» в словаре омонимов».
Наблюдение над языковым материалом в комплекте строится на основе научно-популярных и художественных текстов известных детских писателей и поэтов. Здесь можно встретить отрывки из рассказов и сказок Н.Сладкова, Ю.Дмитриева, Г.Скребицкого, В.Волкова, М.Пришвина, Г.Х.Андерсена или стихи А.Пушкина, В.Бояринова, Ю.Мориц и многих других. Таким образом, занимаясь по данному пособию, младшие школьники соприкасаются с произведениями устного народного творчества, народным фольклором, образцами русской классической и зарубежной литературы.
Пользуясь этим комплектом, можно и к диктанту подготовиться, вставив пропущенные буквы на изученные орфограммы, и над смысловым чтением поработать, определив тему и основную мысль текста или придумав заголовок, и собственный словарь обогатить, и потренироваться выполнять все виды разборов, поработать с деформированным текстом. То есть, используя УМК Е.М.Тихомировой, каждый педагог может разнообразить работу, заинтересовать детей на любом этапе урока, предложить разные варианты заданий, ориентируясь на особенности развития ребенка.
Контроль – неотъемлемая часть обазовательного процесса. У каждого педагога в арсенале давно заготовлены разные варианты контрольно-измерительных материалов. Но очень часто приходится соотносить предметное содержание и имеющийся вариант проверочной работы, добавлять или убирать задания так, чтобы была возможность точно определить полноту теоретических и практических знаний обучающихся. А вот комплект контрольных работ по русскому языку Ольги Николаевны Крыловой составлен соответственно содержанию учебников авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого и имеет все необходимые задания для проверки знаний, умений и навыков по изучаемым темам русского языка с 1-го по 4-й класс. Каждая тема, включая контрольное списывание в 1-м классе, представлена четырьмя вариантами работ, состоящих из 3-5 разноуровневых заданий. Контрольные работы составлены с учетом компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Разнообразие вариантов работы, предложенное автором, впечатляет: восстановление деформированного предложения или текста, списывание текстов с творческим или грамматическим заданием, редактирование текста и многое другое (рис. 5).
Есть задания репродуктивного характера, которые надо выполнить по образцу, а есть задания, предполагающие творческую работу, например:
«Используя опорные слова, составь и запиши 3-4 предложения на тему «Утро»: встань пораньше, умойся, сделай зарядку, убери постель, позавтракай, собери портфель».
Очень помогает пособие в формировании и пополнении лексического запаса младших школьников, в развитии их письменной речи. Здесь можно встретить задания, которые позволят продемонстрировать и закрепить знания о тематических группах слов, синонимах, антонимах, омонимах, о прямом и переносном значениях слова, о фразеологизмах:
«Укажи верное значение слова «привал».
Привал – это большая свалка каких-либо предметов.
Привал – это остановка в пути для отдыха».
Или
«Прочитай толкование слов. О каких словах идет речь? Запиши их.
Гибкая длинная палка, рыболовная снасть – …
Мастер по кладке и ремонту печей – …»
Автор предлагает разнообразные задания, направленные на анализ языкового материала, дифференциацию, сравнение:
«Подчеркни в каждой строчке лишнее слово.
Ветер, буря, дорога, ураган.
Метель, вьюга, пурга, разлив.
Мокрый, морозный, сырой, влажный».
Или
«Определи, какое из данных слов нарушает алфавитный порядок в каждой группе слов. Выпиши его.
1) Воробьи, голубь, листья, ружье, муравей, часы.
2) Деревня, мед, ерш, коса, ландыш, флот, цветок.
3) Брусника, лестница, глаза, зверьки, игла, еж, коза».
Хочется отметить, что данное пособие можно использовать для развития орфографической зоркости обучающегося, ведь автор предлагает при списывании текста дополнительно разные варианты заданий: вставить пропущенную букву самостоятельно, выбрать нужную букву из предложенных, определить вид орфограммы, подобрать проверочные слова. Поэтому комплект контрольных работ я бы использовала не только для проверки знаний по изучаемым темам курса русского языка в каждом классе, но и в качестве дополнительного материала на разных этапах урока – актуализации знаний, первичного закрепления новых знаний, отработки и повторение изученной темы, для подготовки к контрольной работе, в качестве домашней работы, на занятиях в группе продленного дня. Думаю, что данные учебно-методические комплекты по достоинству оценят не только педагоги, но и дети, и их родители. Ведь задания сформулированы доступно и понятно, оформлены эстетично и удобно. А значит, работать с ними будет в удовольствие, без мучений и, главное, с высоким результатом!
Комментарии