Мы продолжаем знакомить наших читателей с планами уроков этого курса для старших классов средней школы. Программа и первые занятия к ней напечатаны в предыдущих номерах <> (## 36, 38).
Перед вами – коллективный труд учителей из разных регионов России, и все они являются членами Ассоциации <>.
Ждем ваши отклики и предложения.
Цели урока:
1. Определить, что такое <>?
2. Показать роль гражданина в демократическом обществе.
3. Подвести к выводу, что в демократическом обществе гражданин имеет больше возможностей реализовать свои цели, но вместе с тем и несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.
Вопросы для обсуждения:
1. – Демократия – это хорошо или плохо? (В сравнении с диктатурой, анархией и т.п.)
– Чем характеризуется демократическое управление обществом?
– Является ли демократия народовластием?
Методические рекомендации. Целесообразно разбить класс на учебные группы по 4-5 человек, предложить им обсудить плюсы и минусы демократии, диктатуры, анархии, а затем сделать общее обсуждение и выводы. (При этом необходимо вести записи в тетрадях).
Можно предложить учащимся смоделировать процесс принятия какого-либо закона в диктаторском, а затем демократическом государстве и проанализировать эти процессы.
Вопросы для обсуждения:
2. Могут ли люди в демократическом обществе влиять на текущие события и принятие законов? Каким путем?
– В каком случае люди в демократическом обществе могут считать правительство своим?
– Почему успех демократии зависит от степени свободы и ответственности граждан?
Методические рекомендации. На уроке можно провести деловую мини-игру, дав каждой учебной группе социальный статус: группа бизнесменов, учителей, безработных, пенсионеров, шахтеров и т.д. и предложить отреагировать на такие решения правительства, как:
а) повышение налогов на бизнес;
б) закрытие убыточных предприятий;
в) понижение размеров пенсий и т.д.
ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС урока, к которому необходимо подвести учащихся, будет, вероятно, заключаться в том, что граждане демократического государства пользуются правом индивидуальной свободы, но в то же время они вместе с другими делят ответственность за поступки будущего, в котором по-прежнему будут пользоваться уважением ценности свободы и самоуправления.
Урок 2. Тема урока: <>
Цели урока:
1.Показать учащимся, что выборы являются центральным механизмом демократического управления.
2. Сформировать представление о самом процессе выборов и в целом об избирательной кампании и ее целях.
Круг вопросов для обсуждения:
1. – Что такое выборы?
– Как часто проводится избирательная кампания?
– Что необходимо для сознательного участия в выборах?
2. – Кто такие кандидаты? (В депутаты, президенты).
– Какова роль средств массовой информации в ходе подготовки и проведения избирательной кампании?
– Что такое агитация и каковы ее формы?
Методические рекомендации. Предложенный круг проблем необходимо обсудить всем классом, но чтобы разнообразить для ребят формы работы, можно организовать обсуждение в группах следующих ситуаций:
– Выдвиньте из своей группы кандидата на должность президента (страны, школьной республики, класса);
– Обоснуйте свой выбор, подчеркнув положительные стороны личности кандидата и обозначив позиции, над которыми ему еще нужно работать;
– Составьте сообща его предвыборную программу (из 3-5 первоочередных задач).
А вот теперь кандидаты в президенты могут выступать с агитационными речами (до 3 минут)! Это будет повод для общего обсуждения.
Если вас не привлекает работа в группах, то ее можно заменить индивидуальной работой дома с газетами, журналами и др. СМИ по сбору информации о том, как используются СМИ в ходе подготовки и проведения предвыборной кампании.
А на уроке каждый ребенок под руководством учителя постарается определить, какие черты его характера позволят ему в будущем занять ответственный пост в обществе, а какие нет. Или какими способами можно вести предвыборную агитацию.
ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС урока состоит в том, чтобы показать выборы как важный механизм демократического процесса, и успех его зависит от сознательного участия граждан в этом процессе, а это в свою очередь связано с их образованностью, доступом к информации, которая позволяет свободно делать выбор и наиболее полно участвовать в жизни страны.
Урок 3. Тема: <>.
Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма и основными понятиями, связанными с избирательной системой в России.
2. Закрепить навыки сравнительного анализа и обобщения.
3. Развить умение моделировать ситуацию.
4. Сформировать у учащихся умение соотносить знание исторических особенностей развития России с изменениями ее политической системы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Государственная Дума Российской империи – нижняя палата первого в истории России парламента, начавшая свою работу в апреле 1906 г.
Государственный совет Российской Федерации – верхняя палата первого российского парламента, в которой преобладали дворяне и верные правительству чиновники.
Куриальная система выборов – система выборов в дореволюционной России, при которой кандидаты выдвигались при сословных ограничениях (по куриям) и были представителями разного количества граждан (неравное избирательное право).
Третьеиюньская монархия – режим, установившийся в России в результате изменения правительством без согласия парламента избирательного закона и введения 3 июня 1907 г. новых правил выборов, существенно облегчавших выдвижение в депутаты представителей привилегированных сословий.
Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР – государственный орган советского государства, обьявленный парламентом и состоявший по Конституции 1924 г. из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституция 1924 г. – первая Конституция нового государства – Союза Советских Социалистических Республик, закреплявшая диктатуру пролетариата и устанавливавшая привилегии рабочих при выборах.
Лишенцы – люди, лишенные избирательных прав по Конституции 1924 г. по своему социальному положению.
Конституция победившего социализма – Конституция 1936 г., по которой СССР обьявлялся общенародным государством, выполнившим задачу построения социализма.
Конституция развитого социализма – Конституция 1977 г., провозгласившая окончательное построение социализма и переход к строительству коммунизма в СССР.
Верховный Совет СССР – законодательный орган СССР с 1936 г., состоявший из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституция Российской Федерации -принята в 1993 г. общенародным голосованием. Конституция, устанавливающая современную структуру нашего общества, определяющая компетенцию основных органов власти, права и обязанности граждан и т.д.
Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, состоящий из 2 палат – Совета Федерации и Государственной Думы – и являющийся органом законодательной власти.
Общефедеральный избирательный округ – округ, в котором депутатов выбирают по пропорциональной системе, от партийных списков.
Одномандатный избирательный округ – округ, в котором депутатов выбирают по мажоритарной системе, от населения.
НЕОБХОДИМЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СПРАВКИ:
В августе 1906 г. в разгар I русской революции Николай II издал положение о созыве I Государственной Думы. Устанавливалась смешанная сословно-имущественная система. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, <> (неоседлые народы). Депутаты избирались по куриям: 1-я курия – сьезд уездных землевладельцев (помещики), 34% выборщиков от курии, выборы двухстепенные; 2-я курия – сьезд городских избирателей (в основном буржуазия), 24% выборщиков от курии, выборы двухстепенные; 3-я курия – сьезд уполномоченных от волостей и станиц (в основном крестьяне), 42% выборщиков от курии, выборы четырехстепенные.
ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ РЕШИТ ПРОВЕСТИ УРОК В ФОРМЕ ЛЕКЦИИ (см.ниже методические рекомендации), ТО НЕОБХОДИМО ОБСУДИТЬ С УЧАЩИМИСЯ ДАННУЮ СИСТЕМУ ВЫБОРОВ: ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И МНОГОСТУПЕНЧАТОСТЬ, РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О СОСЛОВИЯХ, НЕ ИМЕЮЩИХ СВОЕЙ КУРИИ.
Однако вооруженное восстание в Москве вынудило Николая II расширить избирательные права. 11 дек. 1905 г. вышел указ об изменении системы выборов. Выборы остались многостепенными, не всеобщими и не равными. Дополнительно вводилась рабочая курия (входили не все рабочие, а только работающие на предприятиях Европейской России с количеством не менее 50 человек на предприятии). Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы.
Распределение голосов по куриям было следующим:
1 выборщик от 2 тыс. представителей 1-й курии
1 выборщик от 4 тыс. представителей 2-й курии
1 выборщик от 30 тыс. представителей 3-й курии
1 выборщик от 90 тыс. представителей 4-й (рабочей) курии.
ДАВАЯ ЭТИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, МОЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОС:
Рабочие и крестьяне одинаково активно участвовали в революции 1905-1907 гг. Но в избирательной системе крестьяне имели значительно большее представительство. ПОЧЕМУ? (Учащиеся в ходе обсуждения могут прийти к выводу, что правительство рассчитывало на консерватизм крестьянства и успех разрабатываемой аграрной реформы Столыпина).
1 голос помещика = 3 голосам городской буржуазии = 15 голосам крестьян = 45 голосам рабочих.
В итоге землевладельцы избирали 32%, крестьяне – 43%, горожане – 22% и рабочие – 3% депутатов Думы.
20 фев. 1906 г. Государственный Совет был обьявлен верхней палатой парламента: в него входили лица и по назначению, и по выборам (число назначенных не могло превышать числа выбранных). Назначенные могли исключаться ежегодно в случае действий или речей, неугодных правительству. Сословно-корпоративная и высокоцензовая система лежала в основе выборов в Государственный Совет. Крупные землевладельцы избирали 74 из 98 членов Совета, православное духовенство – 6, академики и профессора – 6, от торгово-промышленной буржуазии – 12. Представителей рабочих и крестьян не было.
I Государственная Дума (апрель – июль 1906 г.)
II Государственная Дума (февраль – июнь 1907 г.)
МОЖЕТ БЫТЬ ЗАДАН ВОПРОС: ПОЧЕМУ I и II ГОС.ДУМЫ ТАК БЫСТРО ПРЕКРАЩАЛИ СВОЮ РАБОТУ? (Было много крестьян, и остро ставился аграрный вопрос, в первую очередь о помещичьем землевладении, на ликвидацию которого правительство не соглашалось. Поэтому Николай II распустил обе Думы).
3 июня 1907 г. – Николай II без санкции парламента издает новый избирательный закон (это было полнейшим нарушением существовавших законов). Изменилось соотношение выборщиков между куриями в пользу помещиков и крупной буржуазии (при 1% населения страны избирали 2/3 выборщиков). От 1-й курии – 51% выборщиков. Была создана курия крупной буржуазии.
1 голос помещика = 4 голосам крупной буржуазии = 68 голосам горожан = 260 голосам крестьян = 543 голосам рабочих.
Было сокращено представительство национальных окраин: его лишены Семиреченская, Закаспийская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Якутская области. Поляки получили лишь 12 мест (вместо 36), Кавказ – 10 (вместо 29).
III Государственная Дума (ноябрь 1907- осень 1912 гг.)
IV Государственная Дума (декабрь 1912 – февраль 1917 гг.)
ОБСУДИТЕ, ПОЧЕМУ III И IV ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ НЕ РАСПУСКАЛИСЬ? (Это обьясняется новым избирательным законом, обеспечившим лояльность Думы, но одновременно и приведшим к нарастанию революционного кризиса).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
Всеобщего и равного избирательного права в России не было. (ПОЧЕМУ? Могут быть разные позиции: от обличения <> до тезиса о низкой политической культуре большей части российского населения).
Тип выборов нельзя назвать ни мажоритарным, ни пропорциональным (хотя к мажоритарному он ближе). Можно ввести понятие КУРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРОВ (отметить это как особенность России). Очень трудно судить об избирательной системе в нашей стране от февральской революции до первых лет советской власти. Поэтому целесообразнее обратиться сразу к системе, установленной Конституцией 1924 г. (становление советской избирательной системы). Вместо парламента устанавливался ЦИК из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховным органом власти обьявлялся Сьезд Советов. Делегаты избирались на губернских и республиканских сьездах.
Не было равного представительства: от городских Советов (рабочие) избирался 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских – 1 на 125 тыс. (О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ?)
На выборы не допускалось ок. 10% населения старше 18 лет.
ПРИВЕДЕМ ПРИМЕР:
В 1925 г. в Ленинграде, Киеве и Москве было лишено избирательных прав ок. 10% всей массы избирателей. Из них:
Лица, пользующиеся наемным трудом, – 5,3%
Лица, имеющие <> доходы, – 8,3%
Торговцы – 39,9%
Служители религиозного культа – 4,9%
Чины бывшей полиции – 3,2%
Душевнобольные – 1,2%
Лишенные избирательных прав по судебным приговорам – 8,8%
Члены семей <> – 28,4%
(Сидней и Беатриса Вебб. <> М. 1937 г.).
Совет Союза избирался от населения, а Совет Национальностей – от республик.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Почему был двухпалатный парламент? (Многонациональный характер государства). Можно ли назвать ЦИК парламентом? (Видимо, вряд ли: он был исполнительным органом, подчинявшимся Сьезду Советов, и поэтому не может быть назван постоянно действующим парламентом). Система выборов была пропорциональной или мажоритарной? (В теории – мажоритарной, а на практике – классовой и партийно-коммунистической). Оцените степень демократизма избирательного закона. (Ок. 10% лишены избирательных прав – выборы не всеобщие, рабочие получали преимущество – не равные, сначала выбирали на сьезд, а затем в ЦИК – не прямые).
В 1936 г. была принята новая Конституция, выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Высшая законодательная власть – у 2-палатного Верховного Совета СССР (Совет Союза и Совет Национальностей). Коммунистическая партия провозглашалась ядром государственных и общественных организаций. Конституция 1977 г. практически не изменила избирательную систему.
ВОПРОСЫ. Тип выборов – мажоритарный, пропорциональный или какой-нибудь другой (если компартия была ядром, то этот тип выборов можно назвать коммунистическим или однопартийным). Почему в 1936 г. в СССР устанавливаются всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании? (Оппозиция была уничтожена, на выборах практически не было конкуренции – любой кандидат предварительно должен был утверждаться партийно-государственным аппаратом). Можно ли считать Верховный Совет СССР парламентом? (Вспомните этимологию слова <> – от фр. <> говорить, то есть спорить, обсуждать проблемы. Было ли это возможно в СССР? Мог ли парламент критиковать руководство? Почему?).
Сейчас в нашей стране действует Конституция, принятая 12 дек. 1993 г. Она строго разграничивает 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Во главе исполнительной власти стоит Президент Российской Федерации, избираемый всенародным голосованием: прямым, равным, всеобщим и тайным (до этого в 1990 г. 1-й президент СССР М.С.Горбачев был избран на Сьезде Советов, то есть не прямым голосованием). Президент РФ избирается на 4 года.
Федеральное Собрание – парламент РФ. Состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субьекта РФ: по одному от представительных и исполнительных органов власти. Избирается (так сказано в Конституции, но точнее – формируется) на 4 года. Состоит из 450 депутатов.
Государственная Дума состоит также из 450 депутатов. 225 избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные обьединения, общефедеральные списки кандидатов которых получили менее 5% голосов. Каждое избирательное обьединение, за список кандидатов которого подано более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов действительных голосов. При распределении депутатских мандатов они передаются депутатам в соответствии с их порядком в списках. До начала распределения мандатов из списков исключаются кандидаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным округам. По одномандатным избирательным округам признается победившим кандидат, получивший наибольшее число голосов. При равном числе голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Избирательным правом обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет и дееспособные.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Учитель, основываясь на приведенном выше материале и избирательно его выбирая, может использовать несколько вариантов:
1. Рассказ учителя сопровождается обсуждением вопросов, на которых в тексте заострено внимание.
2. Урок проводится в виде экскурсии и интервью: предварительно выбираются ученики, которые на уроке будут играть роли парламентариев разных эпох в России. Они либо рассказывают о своей деятельности, акцентируя внимание на то, по какой системе попали в парламент (например, <> 1924 г. может быть дореволюционный священник, после революции прекративший свою деятельность, отказавшийся от своих родителей и полностью изменивший свое социальное происхождение в документах), либо ученики класса задают им вопросы с целью определить особенности избирательной системы того или иного периода отечественной истории ( при этом <>, например, дореволюционной России может затрудниться в ответе на вопрос о типе выборов – класс общими усилиями должен выйти на представление о куриальной системе).
3) На урок можно пригласить и настоящего депутата, но надо убедиться, что его выступление будет четким и понятным для детей.
4) То, что делает в своем выступлении-ответе один <>, может сделать группа учащихся.
УЧИТЕЛЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ ВЫБИРАЕТ И ПОНЯТИЯ, И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, И ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
Урок 4. Тема урока: <>.
Цели урока:
1. Развить понимание роли политических партий в жизни общества.
2. Развить умение сбора и анализа информации, подготовки письменного или устного сообщения.
3. Развить навык работы в группах и самостоятельной работы.
Ключевые понятия: политическая партия, программа партии, последствия прихода к власти.
Методические рекомендации. Выполнение данной темы возможно в виде эссе, сочинения мемуаров, письма и в форме устного сообщения (доклада). Предлагается для варианта: индивидуальная и групповая деятельность, т.е. устные или письменные работы выполняются отдельными учащимися или группами, сформированными на предыдущем занятии.
Урок требует серьезной предварительной подготовки, работы с материалами средств массовой информации. Следует заранее определить, какую правящую партию группа (или индивид) выбирает, собрать о них информацию, рассмотреть, из чего состоит программа партии.
В ходе урока, обсуждая различные вопросы, следует возвращаться к тому, что кандидаты обещали и что не выполнили. Попросите учащихся постараться обьяснить, почему это произошло. Может быть, это были обьективные условия, но, может быть, в предвыборной кампании избиратели не обратили внимания на какие-либо серьезные и значительные моменты в программе партии, и это привело к данным последствиям.
Задания учащимся. Постарайтесь найти информацию в газетах, журналах, на телевидении об основных политических партиях, которые мы выбрали на сегодняшнем (прошлом) уроке. Используя полученную информацию, смоделируйте, т.е. представьте, какой будет ваша жизнь через 4-5 лет ( или через 10-20 лет). При этом ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько вам лет?
2. Чем вы занимаетесь?
3. Где вы живете?
4. Живете вы в мире или в состоянии вооруженного конфликта?
5. Какая правящая партия в вашем государстве?
6. Когда она пришла к власти и что обещала своим избирателям
– в экономике?
– в социальной сфере?
– в культурной жизни?
7. Живете вы в городе или в сельской местности?
8. Если в городе, то как много в нем промышленных предприятий и какие изделия они выпускают? Являются данные предприятия крупными или мелкими? Принадлежат они государству или являются частной собственностью?
9. Уверены ли вы в своем завтрашнем дне, в своем будущем?
10. Много ли безработных в вашем городе?
11. В каких условиях живет ваша семья?
12. Есть ли у вас возможность получить квартиру или купить собственную или дом?
13. Считаете ли вы, что ваша личная безопасность и безопасность других людей гарантирована?
14. Сколько вы получаете?
15. Имеете ли вы возможность пройти медицинское обслуживание, а при необходимости и лечение в государственной больнице или поликлинике?
16. В какой школе учатся ваши дети: частной или государственной?
– Довольны ли вы их образованием и почему?
17. Каким видом транспорта вы добираетесь до работы?
– Устраивает ли вас режим работы общественного транспорта, если вы им пользуетесь?
18. Как вы организовываете свой досуг?
– Имеете ли вы возможность посещать театры, музеи и почему?
19. Где вы обычно проводите свой отпуск?
20. Как вы оцениваете свою собственную жизнь и жизнь ваших друзей?
В конце урока следует сделать краткий анализ работ или сообщений и заключение.
Урок 5. Тема урока: <>.
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.
2. Сформировать у учащихся навыки работы с документами, их анализа и получения необходимой информации, работы в группах.
Основные понятия:
Выборы в Российской Федерации, избирательное право граждан, избирательная система, активное и пассивное избирательное право граждан, избиратель, избирательная комиссия, баллотироваться, гарантии избирательных прав граждан.
Документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон <>.
3. Федеральный закон <>.
Формы и методы:
1. Работа в группах с документами, их анализ и получение необходимой информации по заранее предложенным вопросам.
2. Сообщения групп об основных положениях федеральных законов <>, <>.
3. Обсуждение задания, поставленного перед учащимися в начале урока. Дискуссия.
4. Формулирование выводов.
План урока.
I. Вступительное слово учителя о задачах урока. Постановка задания. Определение вопросов итоговой дискуссии:
1) Какие права предоставляет гражданам законодательство Российской Федерации о выборах?
2) Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?
II. Работа класса с Конституцией Российской Федерации, ст. 32, п. 1, 2, 3. Обсуждение вопросов:
1) Что говорится в Конституции Российской Федерации о праве граждан участвовать в управлении делами государства?
2) О каких формах демократии идет речь?
3) Как в Конституции Российской Федерации определены избирательные права граждан?
4) Чем активное избирательное право граждан отличается от пассивного избирательного права?
5) Является ли голосование отдельного человека участием в управлении своей страны?
III. Работа в группах. Класс делится на 2 группы.
1. Первая группа работает с текстом Федерального закона <>. Статьи: ## 2, 3, 4, 5, 6, 18, 22. Учащиеся предлагают вопросы для последующего обсуждения:
1) Что включает в себя система выборов в Российской Федерации?
2) Что означает всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании? Кто обладает избирательным правом в Российской Федерации?
3) Каковы правила выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты? Как кандидаты в депутаты осуществляют свое право баллотироваться на выборах?
4) Какие гарантии дает кандидату в депутаты российское законодательство?
2. Вторая группа работает с текстом Федерального закона <>. Статьи: ## 16, 28, 58, 69. Вопросы для последнего обсуждения:
1) Что представляет собой система избирательных комиссий Российской Федерации? Каковы функции избирательной комиссии?
2) Какую роль играет гласность в деятельности избирательных комиссий?
3) Какой порядок работы участковой избирательной комиссии в день выборов?
4) Каковы действия избирателя на избирательном участке в день голосования?
5) За какие нарушения избирательных прав граждан устанавливается административная ответственность?
IV. Сообщение учащихся о результатах работы в группах: что они узнали об основных положениях избирательного законодательства Российской Федерации.
V. Обсуждение задания, поставленного перед учащимися в начале урока.
Дискуссия по вопросам:
1) Какие права предоставляет гражданам законодательство Российской Федерации о выборах?
2) Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?
VI. Выводы:
1) Демократические свободные выборы в Российской Федерации являются непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
2) Конституция Российской Федерации дает возможность всем гражданам страны, достигшим 18-летнего возраста, участвовать в выборах (кроме лиц, признанных недееспособными) и этим самым осуществлять свое право участвовать в управлении делами государства.
3) Процедура выдвижения кандидатов в депутаты и организация выборов – сложный процесс, требующий тщательной подготовки.
4) Избиратели должны понимать важность своего участия в выборах и быть знакомы с процедурой голосования.
VII. Заключительное слово учителя.
VIII. Разьяснение терминов, используемых на уроке.
1) Выборы в Российской Федерации – это понятие включает в себя действия граждан, избирательных обьединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.
2) Избирательное право граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
3) Активное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4) Пассивное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
5) Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
6) Избирательная комиссия – комиссия, организующая проведение выборов и референдумов.
7) Баллотироваться на выборах – выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании.
8) Гарантии избирательных прав граждан -организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.
9) Избирательная система – совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов.
Урок 6. Урок – дискуссия: Твое мнение о выборах.
Цели урока:
1. Сформировать у школьников понимание важности участия граждан в избирательном процессе.
2. Способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности.
3. Развивать навыки ведения дискуссии.
Основные понятия:
Кандидат в депутаты, политика, политическая активность, социальная апатия, СМИ.
Подготовка к уроку:
Вопросы для дискуссии и список литературы предлагаются учащимся заранее; во время урока дискуссионные вопросы вывешиваются на видном месте.
План урока.
I. Вступительное слово учителя о задачах урока и важности проблем, на нем обсуждаемых.
II. Дискуссия учащихся по предложенным проблемам:
1. Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты, за которого ты мог бы отдать свой голос на выборах? За кого бы ты не стал голосовать?
2. Почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления? Как преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию избирателей?
3. Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в избирательной кампании на формирование государственной политики? Какой может быть цена всего одного голоса избирателя?
4. Древнегреческий философ Аристотель писал: <>. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с данной точкой зрения?
5. Каковы функции СМИ в период избирательной кампании? Могут ли они оказать вредное влияние на политический процесс? Как можно этого избежать?
III. Выводы:
1) Право личности отдать свой голос на выборах является основой демократии.
2) Гражданской обязанностью каждого избирателя является осуществление сознательного выбора, а не просто механическое участие в процедуре голосования.
3) Низкий уровень участия избирателей в выборах отрицательно сказывается на демократическом процессе, ограничивает число лиц, влияющих на государственную политику. Равнодушие убивает демократию.
IV. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
V. Разьяснение терминов, используемых на уроке.
1) Кандидат в депутаты – кандидат в депутаты представительного органа государственной власти либо кандидат на должность Президента Российской Федерации, главы исполнительного органа государственной власти субьекта Российской Федерации или выборного органа местного самоуправления, избираемых гражданами Российской Федерации.
2) Политика – деятельность и отношения по осуществлению власти в обществе.
3) Политическая активность – деятельность, связанная со стремлением изменить социально-экономический и политический порядок, социально-экономические и политические институты.
4) Социальная апатия – крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых форм политического участия.
5) Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, общественных обьединений по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, либо списка кандидатов.
6) СМИ – средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио), занимающиеся распространением информации и новостей.
Урок 7. Ролевая игра: Политические дебаты и выборы президента.
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с порядком проведения избирательной кампании, с механизмом голосования.
2. Развить у школьников практические навыки участия в процедуре голосования.
3. Развить гражданское, ответственное отношение к выборам.
Основные понятия. Голосование, гласность, политические партии, кандидаты, избирательная комиссия, избиратель, агитация, СМИ.
Подготовка к уроку.
I. За 2 недели до проведения урока класс делится на 3 группы:
1) организаторы игры: ведущие политических дебатов, избирательная комиссия;
2) кандидаты и партии;
3) СМИ.
II. Каждая группа получает определенное задание.
1) Ведущие политических дебатов разрабатывают вопросы, знакомятся с правилами ведения дискуссии, подбирают литературу и материалы из периодической печати для участников игры.
Члены избирательной комиссии выбирают представителя и секретаря комиссии, определяют место проведения выборов, готовят и утверждают списки избирателей, вырабатывают форму избирательного бюллетеня и протокола подсчета голосов, готовят оборудование и оформляют избирательный участок ко дню выборов.
2) Кандидаты и партии. Эта группа учащихся получает задание создать не менее двух партий, которые выдвигают своих кандидатов на пост президента, и тактику предвыборной кампании, выпускают листовки в защиту своего кандидата, готовят вопросы своим оппонентам на политических дебатах.
3) СМИ. Эта группа школьников знакомится с Законом о печати, берет интервью у организаторов игры, кандидатов, избирателей, пишет репортажи, статьи, выпускает газету, где освещается ход предвыборной кампании. Представители СМИ также готовят свои вопросы кандидатам и их доверенным лицам.
III. Учитель проводит консультации для участников игры, знакомит их с содержанием ролей, отвечает на вопросы школьников, подбирает и рекомендует литературу.
IV. За неделю до игры в классе вывешиваются бюллетени, рассказывающие о кандидатах, предвыборные программы, партии распространяют свои листовки, проводят агитацию.
План урока.
I. Вступительное слово учителя о задачах ролевой игры. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в ходе игры они смогут реализовать свои знания об избирательном процессе в практической деятельности, проверят свои организаторские способности и приобретут практические навыки участия в выборах.
II. Политические дебаты.
Ведущие представляют участникам деловой игры кандидатов от партий на пост президента и их доверенных лиц. Доверенные лица характеризуют своих кандидатов. Кандидаты выступают с программными заявлениями. Затем кандидаты отвечают на вопросы избирателей, журналистов, своих оппонентов. Ведущие предоставляют слово всем желающим участвовать в политических дебатах. Учитель подводит итоги дискуссии. После этого все участники игры приглашаются на избирательный участок.
III. Выборы президента.
На избирательном участке обязательны: стол для членов избирательной комиссии, кабины и урны для тайного голосования.
Первыми на избирательный участок приглашаются члены избирательной комиссии, представители СМИ и независимые наблюдатели от партий. Председатель избирательной комиссии предьявляет присутствующим пустую урну для голосования, после чего она опечатывается. Члены избирательной комиссии занимают свои места и приглашают избирателей.
Каждый участник игры получает избирательный бюллетень, расписывается в списке избирателей, знакомится с правильностью заполнения бюллетеня и участвует в процедуре голосования.
Затем избирательный участок закрывается. Члены избиркома в присутствии представителей СМИ и независимых наблюдателей вскрывают урну для голосования, проводят подсчет голосов и оформляют протокол об итогах голосования.
После этого в присутствии всех участников игры обьявляются итоги выборов.
IV. Подведение итогов игры.
Участникам игры предлагается обсудить ее итоги и ответить на вопросы:
1) Как вы оцениваете свое участие и участие своих одноклассников в деловой игре?
2) Чему научила вас игра как будущих избирателей?
V. Выводы.
1. Игра дает возможность учащимся приобрести практические навыки организаторов и участников избирательного процесса.
2. Участие в деловой игре дает школьникам практический опыт, который не может дать ни учебная деятельность, ни другие формы внеклассной работы. В ходе игры они учатся брать на себя инициативу, роль лидера, проявлять самостоятельность.
3. Игра учит школьников анализировать свои действия, воспринимать критику, дает возможность приобретать опыт ведения дискуссии, задавать вопросы и отвечать на них.
4. Школьники увидели в игре форму самовыражения. Она дала возможность многим из них по-особому проявить себя, раскрыть свои способности. Игра обьединила и сплотила ребят.
5. Будущие избиратели познакомились с проблемами, которые приходится решать взрослым кандидатам в депутаты во время предвыборной кампании и выборов.
VI. Обьяснение основных понятий.
1) Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая перед собой определенные цели, связанные с преобразованиями в обществе.
2) Голосование – процедура волеизьявления избирателей на выборах в органы народного представительства или во время референдумов.
3) Гласность – право человека на свободу убеждений и свободное выражение их, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи.
Список документов и литературы:
1) Конституция Российской Федерации.
2) Федеральный закон <>.
3) Федеральный закон <>.
4) Закон о печати.
5) Л. Н. Боголюбов. Человек и общество. ч. 11, Москва, Новая школа, 1993 г.
6) А. П. Герасимов. 53 вопроса и ответа о Конституции Российской Федерации. Санкт-Петербург, <>, 1994 г.
7) Демократия: государство и общество. Под редакцией Т. А. Алексеевой и Н. М. Воскресенской. Москва, 1995 г.
8) А. Ф. Никитин. Политика и право. Москва, Просвещение, 1995 г.
9) Я. В. Соколов. Граждановедение. Российская Конституция, Москва, <>, 1995 г.
10) Политология. Энциклопедический словарь. Москва, 1993 г.
Доверяй, но проверяй!
Как контролировать подсчет голосов на выборах
17 декабря 1995 года по всей России откроется свыше 90 тысяч избирательных участков, и потребуется узнать, кого же хотят видеть в федеральных представительных органах власти, в Государственной Думе, согласно избирательным спискам, 104 миллиона российских граждан. В избирательных комиссиях работали и будут работать в массе своей честные и порядочные люди. Но и тут, как в толпе, – на сотни человек один карманник, а ложка дегтя может испортить бочку меда. К тому же прошлые выборы показали, а суды – доказали, что фальсификации итогов голосования, увы, возможны. И потому в избирательном законе совершенно правомерно заложен вопрос о том, как же контролировать избирательные комиссии, ибо справедливо говорится: доверяй, но проверяй.
Для понимания того, что необходимо делать организаторам выборов, наблюдателям и журналистам, они должны были бы изучить как минимум ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – 72 СТАТЬИ, ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ – 36 СТАТЕЙ, внесенные изменения и дополнения в УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР И КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ – еще 18 статей. Есть еще и специальная инструкция <<О СТАТУСЕ И ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ, ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЬЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Как видим – немало. Но и это не все. И для понимания сухой язык законов не прост. Вспоминается актер Москвин из довоенного фильма с многотомными пыльными сводами законов и уныло-угрожающим лицом бюрократа перед оробевшими крестьянами: <> И в ответ жалостливо: <> А вдруг не повезет на человека с совестью?
И для этого нужно знать, не рассчитывая на <>, что каждое избирательное обьединение может иметь до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центризбиркомом. Они вправе назначить в избирательные комиссии по одному человеку с правом совещательного голоса. Каждый кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией.
В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными обьединениями, блоками, кандидатами в депутаты.
Если у человека возникнет сомнение в честности подсчета голосов – дело лишь в желании найти ту общественную организацию, избирательное обьединение или блок, конкретного кандидата в депутаты, которые делегировали бы его на избирательный участок или в избирательную комиссию наблюдателем. Помощники нужны многим. Отказа, полагаю, не будет.
Правовая база достаточная. Но тут есть принципиальная тонкость. Нужно понимать, что есть еще и сторона организационная. В <> Конституции 1936 года была заложена норма, дававшая возможность альтернативных выборов, но до 1987 года голосовали, как известно, за одну кандидатуру, без выбора.
Наблюдатели, представители кандидатов в депутаты и избирательных блоков, пресса должны знать, что ключ контроля – В НАБЛЮДЕНИИ ЗА ПОДСЧЕТОМ при подведении ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ. Поэтому знать только о праве <>, на что ориентируют порой наблюдателей (даже в форме письменных инструкций для них), НЕДОСТАТОЧНО. Повсеместно в былые времена подсчет бюллетеней членами избирательных комиссий, назначенных <>, во многих случаях происходил келейно, что в числе прочих причин и вызывало в конечном счете МАССОВОЕ НЕДОВЕРИЕ к результатам голосования.
Надо знать, что в 58-й статье ЗАКОНА О ВЫБОРАХ В ДУМУ недвусмысленно говорится: <>.
Во многих же других случаях это звучит часто НЕЯВНО. Например, в ст.59 <> говорится: <>.
Подобная неясность присутствует и в другом месте закона, в ст.59: <>.
Более того, можно сделать этот подсчет нагляднее. Практика такого подсчета была проверена экспериментально в ходе выборов в Мытищинском избирательном округе, в участковых комиссиях города Лобни, встретила понимание и получила одобрение и у работников избирательных комиссий, и у наблюдателей, успокоила страсти, сняла всякие сомнения в точности подсчета бюллетеней и в возможной нечестности комиссий.
Там с целью наглядности подсчета для наблюдателей бюллетени в поддержку различных кандидатов резиночками скреплялись равными пачками (по 50 бюллетеней), сверху пачки обозначались цветными карточками и укладывались под портретами кандидатов в депутаты. Вырастали как бы цветные столбики: красные, зеленые, синие… Сразу было видно, кто выигрывает. Сомнительные бюллетени оценивались несколькими членами избирательных комиссий, недействительные – считались отдельно. В случае близкого к равенству результата начинать пересчет нужно было бы с сомнительных, не <> все пачки с самого начала, создавая себе лишнюю работу.
При подсчете ручка в руках не требуется. Писать, считать <> и тому подобными нехитрыми распространенными способами не нужно. И именно такой способ подсчета, без пишущего предмета в руках, особенно важен потому, что судебная практика выявила возможность <> на выборах посредством превращения бюллетеней нежелательного кандидата в недействительные путем порчи бюллетеня, подставления в него любого дополнительного знака. А при малом проценте поддерживающих голосов из-за множества претендентов и отсутствия второго тура голосования мизерное число таких <> бюллетеней давало возможность нечестным людям обманывать всех и проводить во власть опасного человека.
И, кроме того, надо учесть еще и то, что в стране с целью совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации, сокращения сроков подведения итогов голосования налаживается автоматизированная система <>. О ней много спорят. В некоторых материалах прессы высказывались опасения в связи с ее появлением, говорилось о возможности манипулирования с ее помощью голосами избирателей и при формировании органов власти. Мы не луддиты, крушившие когда-то в Англии машины. Техника – это благо. Но видеть надо не только технику, но и руки, которые ею управляют. Срок сдачи первой очереди автоматизированной системы в опытную эксплуатацию только после выборов в Думу, в первом квартале 1996 года. Но где-то она уже может появиться и на выборах в Думу.
На участковых избирательных комиссиях компьютеров, разумеется, пока не будет. Но там, где система уже будет установлена, технически и организационно проверить <> можно. В принципе любой член участковой избирательной комиссии, наблюдатель поймет это, если узнает, какие сведения в территориальной избирательной комиссии в машиночитаемой версии их протокола записаны.
Имея результаты подсчета бюллетеней на своем избирательном участке, они вполне способны проверить, нет ли там неточностей. Если же наблюдатели остальных избирательных участков, к каким бы партиям и избирательным блокам они ни принадлежали (красные, белые, зеленые, желтые, синие и любые другие), обьединятся при честном контроле выборов, обменяются полученной информацией, картина будет полной и вполне адекватной реальности. Вот повод протянуть друг другу руку, дорогие сограждане единой страны.
Организовать же это на избирательных участках необходимо так, чтобы чрезмерно активные наблюдатели не замучили членов комиссии и <>. Вспомните школы, где избирательные комиссии чаще всего располагаются, учительниц, которых чаще других безвозмездно выдвигают туда работать, и посочувствуйте им, помогите им. Они ваши союзники. Сверка же именно до опубликования таблиц результатов голосования по избирательным участкам, полученная с помощью комплекса средств автоматизации ГАС- <> в территориальной комиссии, с протоколами в участковых избирательных комиссиях обеспечила бы полную надежность результатов.
Евгений АНДРЮЩЕНКО, профессор
В теперешний предвыборный сезон в России зачастую слышим умных, деятельных, мыслящих людей, которые не собираются голосовать. Причин как будто много, но сводятся они к двум: слишком много партий, и не разберешь, кто лучше, и все равно к власти придут недостойные люди. Меня эти высказывания наводят на мысли о моем деде, старом русском эмигранте, который очень дорожил правом голоса и всегда считал его святой обязанностью гражданина.
Несколько слов о моем деде. Родился он в 1886 году в Костромской губернии, жил и учился в Петербурге, окончил училище правоведения. Видел множество недостатков дореволюционной России, но видел и мало хорошего в революции, поэтому по-своему работал <> на улучшение правовых взаимоотношений. Был студентом во время революции 1905 года и своими глазами видел первую попытку разрушить государство. Работал в земстве, был занят разделом и выделением земли для частного сельского хозяйства по Столыпинской реформе, в которой видел возможность улучшения экономического положения страны (кстати, потом в эмиграции пользовался теми же знаниями, так как зарабатывал <> в Греции помощником землемера). Во время первой мировой войны уже был старше призывного возраста и работал на снабжение войск. Пришла революция, и он считал своим долгом поступить в белое движение. Потом был обьявлен человеком, которого надо расстрелять при встрече, и выехал из страны… Думал стать монахом на Афоне, но в конечном итоге женился на моей бабушке.
Голосовал он в России за Думы царской эры. А вот в эмиграции долго не голосовал и не имел гражданских прав. В Греции был бесправным эмигрантом, да и его дети, родившиеся в Греции, не считались гражданами Греции. После водоворота второй мировой войны оказался беженцем в Германии. Почти что поехал в Аргентину, но их приняла Америка, и они выехали туда.
На склоне лет получил право на американское гражданство, несмотря на скудное знание английского языка. И впервые за 50 лет получил право голоса. Я хорошо помню, как он относился к этому праву и к этой обязанности. В нашем местечке голосовали в здании пожарной команды на огромных машинах с рычагами в отдельных камерах, созданных занавесками (для сохранения права на секретное голосование). Обьявлялся выходной день, не было занятий в школе, и он обязательно брал с собой одну из четырех внучек. Надевал свой лучший костюм и отправлялся голосовать рано, одним из первых. В американской политике разбирался очень мало, знал только, что республиканская партия более антикоммунистическая. (Это, конечно, спорный вопрос, но таким было его мнение и мнение многих русских эмигрантов). Он считал своим долгом голосовать, так как, если Америка приютила его и дала ему право голоса, он должен выполнять свой гражданский долг и делать минимальное, что от него просит эта страна. Более того, он считал своим долгом русского человека и на склоне лет в эмиграции оставаться антикоммунистом. Мой отец иногда шутливо дразнил деда, что он, может быть, голосует за кого-то совсем недостойного. Дед отвечал, что и малоинформированный человек имеет долг голосовать, что он во всяком случае знает, что хочет голосовать против коммунизма.
Дед уже умер к тому времени, когда я доросла до права голоса. И я в Америке уже голосую не по его понятиям, а скорее в соответствии со своими размышлениями о внутренней политике страны. Но тем не менее я его вспоминаю в каждый день выборов, особенно если выборы кажутся маловажными или мне очень трудно найти время голосовать. Я вспоминаю его убеждение, что не голосовать – значит все-таки сделать выбор и голосовать за самую (по моему мнению) худшую партию из тех, которые предлагаются.
Демократия – крайне несовершенный метод управления страной. Успех демократии зависит от выполнения каждым из нас минимального долга и от нашего умения голосовать в соответствии со своими убеждениями. Если вы останетесь дома, вы поддержите тех, кто, по вашему мнению, хуже всех. Не делайте этого – я вас прошу от имени моего деда.
Елена ЗЕЗЮЛИНА
Бостон, США
Оценивание
Всегда точная 5
В основном точная 4
Недостаточно точная 3
Неточная информация 2
Количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров
Большое разнообразие фактов 5
Достаточное количество фактов 4
Минимальное количество фактов 3
Недостаточное количество фактов 2
Качество анализа информации
Показывает хорошее понимание информации 5
Показывает достаточное понимание информации 4
Показывает минимальное понимание информации 3
Показывает недостаточное понимание информации 2
Знание терминологии
Употребляет все термины правильно 5
Употребляет многие термины правильно 4
Употребляет минимальное количество терминов правильно 3
Употребляет термины неправильно 2
Умение работать в группе
Общая оценка за месяц, четверть или полугодие может состоять из суммы всех оценок или являться средним баллом. Полезно учесть оценку учащимися своей работы и своего участия в деятельности группы. При этом важно заранее ознакомить учащихся с критериями оценки. Можно добавить и другие параметры оценки – по усмотрению учителя.
Для приведения такого вида оценивания в соответствие с системой, принятой в России, можно суммировать оценки за несколько видов деятельности – за 4, 5 или более видов работы в течение месяца или четверти – и привести их к общему знаменателю.
Например, в течение месяца было предложено 4 вида деятельности – по 20 баллов за каждый. Перевод в обычные оценки осуществляется следующим образом:
70-80 баллов (160 баллов) – 5
65-70 баллов (140 баллов) – 4
50-60 баллов (120 баллов) – 3
менее 40-50 баллов (100 баллов) –
И.АХМЕТОВА (г.Москва), Н.ВОСКРЕСЕНСКАЯ (г.Москва), Т.ИВАНОВА (г.Раменское, Моск.обл.), А.ИОФФЕ (г.Мытищи, Моск.обл.), Г.СМИРНОВА (г.Раменское, Моск.обл.), М.ШКРОБОВА (г.Ульяновск).
Комментарии