search
main
0

ВПР в четвертом классе: учителя начальной школы рассказали, как прошли проверочные работы

В России 16 мая провели последние в этом году Всероссийские проверочные работы. В 2025 году ВПР для четвертых классов претерпели изменения – появились новые предметы для сдачи, поменялись сами задания. Как ученики начальной школы справились со своими первыми в жизни Всероссийскими проверочными работами, рассказали педагоги из разных регионов России.

Фото: Вадим Мелешко

Вот уже несколько лет ВПР проверяют уровень и качество подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.

В 2024/25 учебном году работы проходили во всех регионах страны с 11 апреля по 16 мая. Написали ВПР более 8 млн учеников 4–8-х и 10-х классов. Все они должны были выполнить работу по двум обязательным предметам – «Русский язык» и «Математика», а также по предметам по выбору, которые определялись федеральным организатором.

«Учительская газета» уже не раз узнавала мнение российских учителей о проведении ВПР. Ранее свое мнение высказывали учителя русского языка и учителя математики. Кроме того, педагоги поделились своим отношением к идее ввести мораторий на ВПР, чтобы разработать новый регламент их организации и проведения.

Сегодня мы решили узнать у учителей начальной школы, как прошли проверочные работы в четвертых классах, ведь в этом году в них произошли изменения. Теперь для ребят из начальных классов тоже есть предмет по выбору, который определяется случайным образом, – выбор проводился из таких предметов, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский). Предмет «Литературное чтение» появился в списке предметов для четвероклассников впервые. Кроме того, изменилась работа по обязательному предмету – «Русскому языку». Из нее убрали первую часть – диктант, а также сократили время написания до одного урока.

Педагоги рассказали сетевому изданию «Учительская газета» о том, как готовили школьников к ВПР, как их классы справились с проверочными работами, и хватило ли ребятам времени на выполнение всех заданий.

Светлана Редченко, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Первый учитель» 2024 года, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 п. Чернянка, Белгородская область:

Светлана Редченко. Фото: vk.com

– ВПР: бояться или радоваться возможности проверить знания детей? Сложно дать однозначный ответ. Как я понимаю, идея создания ВПР – мониторинг уровня знаний российских школьников для того, чтобы увидеть «проблемные места», «западающие темы», требующие дополнительной отработки, возможно, корректировки часов в рамках предмета. На основании данных должны вводиться меры по устранению пробелов в знаниях. Если так, то я только «за». И у нас в Белгородской области именно так.

Однако, общаясь с коллегами из других регионов, я понимаю, что в некоторых школах ВПР рассматривают как итоговую контрольную работу. Да, звучат аргументы, что так уменьшится нагрузка на ребенка, он меньше будет переживать и нервничать. А тут, считаю, уже все зависит от педагога и родителей. Как мы, взрослые, настроим, так и будет ребенок себя чувствовать. Мои ученики спокойно относятся к проверочным, контрольным работам, к любому виду мониторингов. Да, мы стараемся, но без паники. И я категорически против натаскивания на ВПР. Любой школьник, своевременно выполняющий домашние задания, тот, кто учит орфограммы, определения, даты, формулы, внимателен на уроке, справится с ВПР без проблем.

В этом году отменили первую часть работы по русскому языку, в которой был диктант. Работа стала еще проще. Она теперь занимает один урок. Были раньше и расхождения в темах. Например, в ВПР было задание по определению спряжения, а дети на момент написания работы только начали изучать эту тему. В этом году спряжения не было.

Предметом по выбору у нас выпал окружающий мир. Все задания адекватные. Все по программе. И разбалловка «в пользу ученика» – получить хорошую отметку не сложно. Да, описывая опыты, рассматривая ситуации, нужно уметь рассуждать, представлять «картинку». Я своих детей этому учу в ходе обычных уроков.

Перед ВПР мы разобрали несколько вариантов из демоверсии, чтобы понимать, что, куда и как записывать, отработали технические моменты. Мои дети справились все, времени хватило. Работой довольны, результат у некоторых выше четвертных отметок. Выполнял ВПР даже ребенок с ОВЗ, родители были не против, а мальчик уверен в своих силах. В качестве мониторинга процедура ВПР вполне подходит. А вот если мы ставим цель – выявить качество образования, которое дается в конкретной школе, в конкретном классе, считаю, что ВПР не даст полного представления.

Тестовая часть всегда содержит элемент «угадайки», русский язык в начальных классах без диктанта с грамматическим заданием я не представляю. Мы, конечно, работаем над читательской грамотностью, но объемные вопросы пугают малышей. Некоторые не дочитывают такие задания, не приступают к выполнению, даже когда знания есть.

Я бы не стала заменять традиционную итоговую работу на ВПР. А для того, чтобы не перегружать психику детей, не нужно их «накручивать» и навязывать им наши взрослые страхи и опасения. Это касается и учителей, и родителей. Наши дети учились все 4 года, успешно переходили из класса в класс. Почему они должны не справиться? Нет повода для стресса. Все у нас получится!

Ольга Титова, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2025», учитель начальных классов МАОУ СОШ № 57, Калининградская область:

Ольга Титова. Фото из личного архива

– В 2025 году учителей и обучающихся четвертых классов ждали значительные изменения. Вместо привычных трех предметов ученикам пришлось готовиться к пяти: двум обязательным (математике и русскому языку) и трем по выбору (окружающий мир, английский язык и литературное чтение).

К сожалению, из-за отмены первой части, диктанта, во Всероссийской проверочной работе по русскому языку учителя не смогли проверить изученные орфографические и пунктуационные нормы. Дети повысили свой средний балл, что не совсем точно отражало реальную картину знаний.

Нововведение в этом году – ВПР по чтению в 4-м классе. Как учитель, проводивший данную работу, хочу поделиться своими наблюдениями и выводами.

В целом ВПР по чтению позволяет выявить уровень сформированности базовых навыков работы с текстом, таких, как понимание основного содержания, нахождение конкретной информации, установление причинно-следственных связей и умение делать выводы на основе прочитанного. Задания охватывают различные типы текстов: от художественных рассказов до научно-популярных статей, что позволяет оценить адаптивность учащихся к разным стилям и жанрам.

Времени, отведенного на выполнение всех заданий, хватило. Работа была выполнена классом на ожидаемо хорошем уровне.

Екатерина Маланина, автор блога «Четвероклашки | Учитель начальных классов», учитель начальных классов МБОУ «Сопыревская ОШ», Костромская область:

Екатерина Маланина. Фото: vk.com

– Я считаю, что ВПР в начальной школе позволяет не только оценить уровень знаний учащихся, но и выявить слабые места в подготовке и своевременно их устранить.

По ВПР в 4-м классе в этом году появился ряд новшеств. Раньше писали работы по русскому языку, математике и окружающему миру. В этом году обязательными стали русский язык и математика, а вот третий предмет уже выбирают на основе случайного назначения федерального организатора. Это может быть литературное чтение, окружающий мир или иностранный язык.

В этом году появились значительные изменения в ВПР по русскому языку. Детям не пришлось писать диктант с грамматическим заданием, что значительно сократило время написания работы и подготовки к ней. А вот самым трудным для учеников из года в год остается последнее задание по русскому языку – составление письменного текста в соответствии с речевой ситуацией.

Юлия Болденкова, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые классные руководители» в 2022 году, учитель начальных классов МБОУ лицей № 1 им. М.В. Ломоносова города Орла, Орловская область:

Юлия Болденкова. Фото: vk.com

– По окончании 4-го класса ученики начальной школы сталкиваются с первой серьезной работой – ВПР. ВПР в 2024/2025 учебном году детям пришлось сдавать по-новому: изменился набор предметов и сами проверочные работы. Ребята писали три проверочные работы: русский язык, математика и один предмет на основе случайного выбора, детям моего класса выпал английский язык, подготовкой к которому занимались учителя-предметники. Работа по математике осталась без изменений, но по результатам работы возникает необходимость уделить особое внимание логическим задачам. Из работы по русскому языку убрали первую часть, чем значительно ее упростили. В целом ребята с работой справились успешно, отнеслись к работе ответственно.

‎Вопрос о проведении ВПР в начальной школе имеет свои плюсы и минусы. Проверочные работы помогают оценить уровень полученных детьми знаний. ВПР служат хорошей подготовкой к более серьезным экзаменам, которые ждут ребят в средней школе, так как подготовка к ВПР, как и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, – это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе, к которому учителя 4-х классов начинают подготовку с начала учебного года. Но при этом время на подготовку к ВПР в учебный план не входит. Такой тип работы может вызывать у обучающихся стресс, так как отметки, полученные ребятами по результатам ВПР, стоят в одном ряду с четвертными и учитываются при выставлении годовых отметок, из-за чего данная работа перестает быть простым мониторингом усвоения учебной программы и превращается в серьезный экзамен.

Анастасия Камитова, призер Всероссийского профессионального конкурса «Первый учитель» 2024 года, учитель начальных классов гимназии № 5 города Тюмени, Тюменская область:

Анастасия Камитова. Фото: vk.com

– В этом году ВПР в начальной школе прошли в целом успешно, ученики нашей гимназии справились хорошо, особенно по предметам «Окружающий мир» и «Русский язык». Однако, обсуждая с коллегами эту тему, мы выявили несколько ключевых моментов, требующих внимания:

  1. Разнообразие типов задач: тесты и открытые вопросы требуют различных навыков, и детям нужно быть готовыми ко всем форматам.
  2. Уровень сложности заданий: некоторые из них оказались слишком сложными для учеников, что затруднило их выполнение.
  3. Ограниченное время: многие дети испытывали стресс из-за нехватки времени. Дополнительные 20 минут могли бы значительно снизить уровень тревожности и улучшить результаты.
  4. Экзаменационная обстановка: нервозность из-за формальной обстановки иногда негативно влияла на ответы учеников.
  5. Составление планов и описание опыта: эти задания вызвали особые трудности, так как требуют от детей не только знаний, но и умения структурировать свои мысли и выражать их на письме.

В целом важно учитывать эти аспекты при подготовке к следующим ВПР, чтобы обеспечить более комфортные условия для всех учащихся и более объективную оценку их знаний. Детей нужно знакомить с заданиями, которые предлагают на ВПР. Знания у детей есть, а новые задания могут вызывать трудности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте