Недавно в Госдуме предложили ввести мораторий на проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР) из-за новых правил, которые вступили в силу в этом году. В свою очередь Рособрнадзор предложил наделить ВПР статусом итоговой контрольной работы.

Всероссийские проверочные работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.
Как стало известно ранее, с предложением наложить мораторий на проведение в школах Всероссийских проверочных работ выступил один из депутатов Госдумы. Цель – пересмотреть количество времени, отведенного на их выполнение, а также провести широкое обсуждение нововведений с участием родителей, педагогов и экспертов. Соответствующий запрос был направлен в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
А в начале минувшей недели Рособрнадзор направил предложение Министерству просвещения о наделении ВПР статусом итоговой контрольной работы. Как объяснили в ведомстве, это необходимо сделать для того, чтобы исключить перегрузку детей дополнительными итоговыми контрольными работами.
Сетевое издание «Учительская газета» решило выяснить у педагогов из разных российских регионов, как они относятся к ВПР, какие видят минусы и плюсы и что, на их взгляд, стоило бы изменить в организации и проведении проверочных работ по математике.
Разумно включить ВПР в учебный план
Юлия Капалкина, учитель математики МБОУ «СОШ № 1 ст. Зеленчукской им. В.П. Леонова», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», Карачаево-Черкесская Республика:
– В контексте создания и развития единого образовательного пространства Всероссийские проверочные работы могут и должны быть в первую очередь удобным инструментом мониторинга уровня подготовки школьников как в разрезе всей страны, так и школы или класса.
Ведь содержательно КИМы, разрабатываемые для проведения ВПР, отражают пройденное за весь год по каждому из предметов, а их демоверсии открыты для любого желающего ознакомиться и подготовиться. Главное, чтобы обучение во время учебного года не сводилось к натаскиванию на решение ВПР: лично я глубоко убеждена, что школьник, сознательно и систематически занимающийся по любому предмету, вполне способен достойно написать ВПР без какой-то специальной подготовки.
Другое дело, что зачастую дети пишут и ВПР, и итоговые контрольные работы, думается, что оптимизация в этом направлении поможет снять лишнюю учебную и психологическую нагрузку и с обучающихся, и с учителей: почему бы не оставить что-то одно? Причем в свете недавних новостей о введении единого расписания представляется разумным включить ВПР сразу в учебный план, чтобы из-за проведения этих работ не пропадали уроки по другим предметам.
Во время проведения ВПР количество письменных работ нужно уменьшать
Дарья Прядухина, учитель математики МАОУ Лицей № 23, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020», Калининградская область:
– Я отношусь к ВПР как к мониторингу по итогам года. Но не очень обычному. С одной стороны, он помогает понимать, что требуется от детей по окончании курса, экономит время на подготовку итоговых контрольных работ. Для детей создаются единые условия оценивания, что удобно ребятам при смене места жительства и перехода в другую школу, например.
С другой стороны, к ВПР, как и к ОГЭ, все равно надо готовиться: рассматривать демо-версии и прототипы заданий, учитывать эмоциональное состояние детей и волнение со стороны родителей, иногда менять ход уроков. Невозможно и проигнорировать результаты ВПР: они сравниваются с четвертными отметками, иногда отличаются, и очень ощутимо, в силу разных обстоятельств. Также во время проведения ВПР количество письменных работ нужно уменьшать, чтобы не перегружать детей. Хотя при этом мы еще внутри лицея обязательно проводим устный экзамен по геометрии в 7-8 классах.
ВПР могут служить хорошей подготовкой к более серьезным экзаменам
Анна Саватеева, учитель математики МБОУ Николаевская СШ, победитель регионального конкурса профессионального мастерства «Год учителя закончился, век учителя настал!» в 2023 году, Камчатский край:
– Вопрос о проведения ВПР по математике имеет свои плюсы и минусы. ВПР позволяют оценивать уровень знаний учеников по единой шкале, что помогает выявить общие тенденции в образовательной системе. Проверочные работы помогают учителям и обучающимся понять, какие темы не усвоены, и на что стоит обратить внимание в дальнейшем. ВПР могут служить хорошей подготовкой к более серьезным экзаменам, так как они формируют навыки работы с заданиями. Для некоторых обучающихся ВПР могут стать дополнительным стимулом для учебы и самосовершенствования. Результаты ВПР могут использоваться для анализа качества образования в разных регионах.
Но при всех плюсах у ВПР есть и минусы, например, такой тип работы может вызывать у обучающихся стресс и тревогу, что негативно сказывается на их психологическом состоянии. Проверочные работы не всегда могут охватывать все аспекты знаний и умений, что может привести к искажению реальной картины успеваемости. Сосредоточение на результатах ВПР может привести к тому, что учебный процесс станет ориентированным на сдачу ВПР.
Считаю, что необходимость ВПР по математике зависит от целей образовательной системы и конкретных условий в каждой школе. Возможно, стоит рассмотреть гибридный подход, который сочетает в себе как проверочные работы, так и другие формы оценки знаний и умений обучающихся.
За почти 10-летнее существование проверочные работы кое-где превратились из «пряника» в «кнут»
Галина Свенцицкая, Почетный работник общего образования, учитель математики МБОУ СОШ № 42 города Ставрополя:
– Всероссийские проверочные работы: «за» или «против»? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.
Действительно, есть много плюсов: ВПР – одна из оценивающих процедур, наряду с ОГЭ и ЕГЭ. Она помогает проследить постепенную подготовку ребят к выпускным экзаменам, скорректировать возникающие проблемы, психологически настроить школьников. Конечно же, все это возможно только при правильном подходе и к подготовке к ВПР (которая не должна стать самоцелью, ведь материал по математике подобран достаточно хорошо), и к системе проведения. К тому же за почти 10-летнее существование проверочные работы кое-где превратились из «пряника» в «кнут». А это особенно обидно сейчас, в период большого кадрового дефицита учителей математики. Поэтому я скорее «за», чем «против» ВПР.
Комментарии