Как известно, цель всероссийских проверочных работ (ВПР) – мониторинг уровня подготовки школьников в соответствии с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Но кроме целей, есть еще и задачи. И одна из главных – помочь дальнейшему совершенствованию подходов в преподавании и определить способы устранения негативных факторов, которые могут пагубно сказаться на освоении материала учениками.
В перечне дополнительных предметов по выбору в 7 классе в этом году наравне с привычными географией, биологией, историей, обществознанием теперь значатся еще иностранный язык, информатика и литература.
В своей учебной практике я давно пришла к необходимости использования рабочих листов на уроках литературы: они помогают выстроить поисковое чтение, структурировать работу с текстом, не забывать о работе с терминами, анализировать произведение на разных уровнях. Литература – предмет сложный, и без заданной структуры очень легко обрушить урок, потеряться в обсуждениях, не успеть отработать важные навыки. На первом месте тут всегда понимание текста, диалог, личностные результаты. Но стоит помнить, что главные результаты освоения программы по литературе – умение читать и грамотно высказываться. Поэтому рабочий лист для меня – своего рода палочка-выручалочка, способ обратить внимание на разные виды работ с текстом. Сами ученики оценили преимущества заготовленных распечаток: многие научились просматривать их перед прочтением, тем самым помогая себе выделять нужную информацию, делать закладки в текстах и приходить на урок действительно готовыми. Во всей этой работе есть всего два недостатка:
- Подготовка одного рабочего листа требует достаточно большого количества времени.
- Организованное и качественное хранение таких рабочих листов – задачка под звездочкой. Сколько бы красивых папок и блочных тетрадей мы не завели, что-то всегда теряется.
В результате я пришла к выводу – решить обе проблемы мне поможет подготовка к ВПР, поскольку сборником типовых вариантов можно заменить те самые рабочие листы. Задания в целом соответствуют тем, что я стараюсь вынести в рабочие листы: важные термины, анализ эпизода, развернутый ответ на вопрос, мини-сочинение.
ВПР по литературе содержит 6 заданий: 2 на знание литературоведческих терминов, 3 на анализ фрагмента текста (лексический анализ, средства художественной выразительности, смысловой анализ) и 1 мини-сочинение. В целом получается логичная, структурированная работа с текстами на разных уровнях. Если запастись правильным сборником, получится догнать всех зайцев: выстроить урок, подготовиться к ВПР (а заодно и учить формату ОГЭ и ЕГЭ, до чего лично у меня руки вечно не дотягиваются), избавиться от кипы вечно теряющихся листочков. А еще зафиксировать перед глазами учащихся и родителей критерии оценивания, которые хоть и есть на сайте школы, но почему-то все время забываются и вызывают вопросы.
По сложившейся за годы занятий привычке я обращаюсь к сборнику «Всероссийская проверочная работа. Литература: 7 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ / Е. Л. Ерохина, О. Н. Бойцов, А. А. Соколова. — М.: Издательство «Экзамен», 2025. — 84 с. (вкладка — 12 с.).
В первую очередь, радуюсь тому, что ответы размещены в отдельной вкладке, а значит, выдавать их ученикам или нет – выбор за мной (Я не выдаю. Могу дать отдельные листы для самопроверки, но в условиях решающего балла за заданием с развернутым ответом не вижу в этом смысла).
Далее, проверяю, какие произведения попали в сборник, и сверяю их с кодификатором:
Проза: А.П. Чехов «Тоска», М.Горький «Данко», И.С. Тургенев «Свидание», В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», А.И. Куприн «Куст сирени», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», А.П. Платонов «Юшка», М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь».
Поэзия: А.С. Пушкин «Туча», «Зимний вечер», М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Книги в красном переплёте», Ф.И. Тютчев «Ещё зимы печален вид», «Фонтан», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», Н.А. Некрасов «Славная осень!», М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Б.Л. Пастернак «Июль», Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…».
Все произведения соответствуют тем, что будут проверяться во время ВПР, и тому, что есть в программе по литературе. Более того, листая сборник, я поняла, что некоторые задания с удовольствием использую в 11 классе: Задание 5 для подготовки к Итоговому сочинению (для закрепления навыка анализировать фрагменты в примерах, а не пересказывать всё произведение), задание 4 отдельно для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание очень похоже на обновлённое №22), некоторые формулировки задания 6 помогут научиться формулировать свою позицию, подтверждая примером из литературы (Рис. 2).
В общем, сборник определенно беру в работу, и поступаю так: с вариантами работаю не в том порядке, как они размещены в сборнике, а в соответствии со своим КТП. (Я подписала названия произведений к вариантам для удобства использования). Задания 1-2 использую на этапе повторения: они не всегда связаны с последующим текстом, поэтому иногда их я переношу в другой урок или устраиваю мини-срез по заданиям 1-2 из нескольких вариантов. Так, например, при работе с лирикой Некрасова мы пропустили задание 1 и вернемся к нему при работе с Чеховым. А вот вспомнить термин из задания 2 я все-таки предложила. При дальнейшем прочтении текста стихотворения прошу детей подумать – есть ли в этом тексте гипербола. Далее читаем текст, делимся впечатлениями, обсуждаем настроение и принимаемся к анализу средств выразительности: выделяем в тексте (время текстовыделителей – прекрасная возможность, которой мы лишены при работе с учебником), обсуждаем их роль (Рис. 2).
Самые неуверенные могут подглядывать в текст задания 4 – там есть подсказка, что и где можно искать. Незнакомые термины выносим в отдельный словарик. Само задание пока не трогаем, его я оставляю на закрепление материала. Устно делаем выводы о том, как Н.А. Некрасов рисует осень, как в этом помогают средства выразительности. В качестве обобщения оставляю учеников наедине с текстом – предлагаю задание 5 – оно помогает обобщить всё сказанное ранее, формирует у учеников умение полно и аргументированно отвечать на поставленный вопрос.
Учитывая, что далее по программе у нас как раз работа с лирикой, в качестве домашнего задания предлагаю детям самостоятельно выполнить задания 4 из нескольких вариантов сразу. А вот вариант 22 оставляю в качестве варианта для самостоятельной работы (М.Ю. Лермонтова мы изучили чуть раньше, чем ко мне попал сборник, а вариант в целом содержит как раз только изученные термины и понятия).
Стоит обратить внимание, что задание 6 – самое творческое (Рис. 3). Здесь ученикам самостоятельно предлагается выбрать текст для опоры при написании мини-сочинения. Я придумала необычный формат работы. Раньше я предлагала что-то похожее 8 и 9 классам. Мы читали произведение, я давала список понятий из задания 13.3 (ОГЭ русский язык) и предлагала соотнести, для каких тем может пригодиться такой литературный пример-иллюстрация, написать мини-сочинение (понятие, тезис, аргумент из текста прочитанного произведения). Теперь семиклассникам предлагаю найти задание 6, для ответа на которое пригодился бы текст пройденного произведения. Конечно, нашлись и «любимчики»: ребята с удовольствием предлагают самые разные идеи для экранизации, пишут классные отзывы-рекомендации своим друзьям. На примере «Тараса Бульбы» пробуем выстраивать логику рассуждения: объяснять, что такое патриотизм, и как коротко, но емко раскрыть это понятие через образы героев повести.
В целом, лично у меня формируется образ планомерной, постепенной работы на уроках, которая в конечном итоге должна привести к тому, что учащиеся, знакомые с форматом заданий, без труда справятся с ними в нужный момент. Задания с кратким ответом помогут закрепить и своевременно повторять нужные термины, развёрнутые ответы помогут обобщить пройденный материал, формировать навыки устной и письменной речи семиклассников.
Безусловно, все варианты составлены таким образом, что можно использовать их целиком, от первого до шестого задания, давать их в качестве проверочных работ и домашних заданий. Однако и место творчеству учителя здесь тоже есть, и я предпочитаю использовать эту возможность. В конце концов, это мой способ сказать себе и детям самые важные слова: «ВПР – это не конец света, не страшно и даже совсем не больно. Это скорее помощник – возможность систематизировать и обобщить то, что мы с вами и так уже знаем».
Анастасия Владимировна ДМИТРИЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2 Пскова, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2019
Комментарии