search
main
0

Возводящий живые мосты

В гимназии №1579 состоялась встреча старшеклассников с академиком Российской академии космонавтики, профессором прикладной математики и вычислительной техники, заслуженным деятелем науки, генеральным конструктором торпедного оружия Шамилем Алиевым.

С самого утра в гимназии царило оживление – не каждый день приходят в школу такие легендарные люди! Академика Алиева встречали у ворот школы. Многим не верилось, что приедет. «Это будет чудо, если ученый появится», – говорили учителя. А он действительно возник в актовом зале каким-то чудесным образом. Прямо-таки вырос вдруг перед глазами ребят, минуя всех встречающих. Вот было удивление!И началось… «Давайте условимся, что все сидящие в этом зале – и вы, и я – одного возраста, выглядим только по-разному…» Шамиль Гимбатович обладает удивительным умением думать вслух. Ребята мгновенно улавливают это искреннее звучание его слов, и настороженность зала сменяется доверительностью. «Стихии науки и искусства соединяются в одно целое. Это блестящее соединение, о котором позаботилась сама природа», – говорит Шамиль Гимбатович, и школьники сыплют вопросы один за другим. – А какое самое современное оружие?- Что изобрел Тесла?- Почему вы написали книгу про цифру «ноль»?- А у вас есть ученики?Математика для этих ребят – дело не чужое. В гимназии вот уже три года подряд работает математический театр, где дети «переживают» вместе с учеными-первооткрывателями теоремы и физические законы, где они сопереживают их непростым судьбам. Получается, что Софья Ковалевская, Блез Паскаль, Николай Лобачевский сегодня тоже участвуют в конференции наравне с ребятами, ведь здесь юные актеры и юные зрители. Спокойно и размеренно течет беседа. Ребята все больше погружаются в атмосферу волнующего поиска смысла происходящего.«Очень малое и очень большое трудно сравнивать. Три волосинки – это много или мало?»«Мало», – отвечают ребята. «А в борще?» В зале весело смеются. Числа, понятия, величины оживают прямо на глазах, обретают плоть, становятся близкими и родными.«Надо влюбиться в задачу, чтобы ее решить, – не унимается академик. – Например, в Индии, прежде чем решать задачу, надо было сочинить о ней стихи. Известен один спор физиков и лириков, в котором победили строки:И всюду явный ты,И всюду тайный ты,Куда бы ни смотрел -Повсюду ты.О чем эти стихи? Оказалось, что об электромагнитных волнах…»Шамиль Гимбатович стремится найти наиболее эффективные пути передачи знаний следующим поколениям. Как это сделать? Какова роль ученых в этом процессе?«Роль эта огромна», – считает Алиев. Сегодня он работает в Международном центре научной культуры – Всемирной лаборатории, Российское отделение которой возглавляет академик РАН, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов. Эта лаборатория исследует новые формы участия ученых в деле школьного образования, разрабатывает своего рода интеллектуальный шельф, который даст возможность таким понятиям, как «наука» и «воспитание», перейти на новый уровень взаимодействия. Думаю, путь этот непростой, но очень плодотворный как для школы, так и для Российской академии наук. Шамиль Гимбатович Алиев выступает со своими интереснейшими и необычными семинарами и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в родном Дагестане. И всюду обозначает нашу общую задачу: знание преобразовать в сознание, то есть ориентировать в сторону добра.Говоря о передаче нравственных ценностей, позволю себе привести один пример, как мне кажется, иллюстрирующий подход ученого к делу воспитания.  В индонезийских джунглях с древних времен люди возводят живые мосты через бурлящие потоки. Чтобы построить один такой мост, требуются десятилетия, а порой и столетия. Несколько поколений одной семьи могут ухаживать за растениями, следить за ростом ветвей, укладывать их и привязывать особым образом, чтобы ветви выстраивались в живое архитектурное сооружение, по которому потом еще 500 лет будут переходить на ту сторону бурлящего потока их дети, внуки, правнуки…  Так  и в культуре – нельзя забывать о том, что самое страшное – прервать строительство живого моста. Ведь тогда дерево, несущее спасение, засохнет,  и труд многих поколений станет напрасным.Гуманитарная миссия науки настолько обширна и неоспорима, что не заметить ее может только совсем уж неразвитый человек. И тем не менее в школе она подчас не заметна. В школе вообще мало науки как таковой. Есть различные ее производные, так сказать, педагогически адаптированные для детского возраста научные обобщения. Но ведь именно они подчас наиболее трудны для восприятия и неинтересны детям, ненаглядны, лишены практического смысла.«В детстве я спрашивал своего учителя физики, – рассказывает Шамиль Гимбатович, – какого цвета электрон. Вы его видели? Он зеленый или красный? Учитель не мог ответить. А откуда мы знаем, что электрон движется? Как мы узнаем его? Оказывается, по его следу».У ребенка бывает «состояние без-образного состояния». Учитель говорит, а он не слушает, не понимает. Но ведь отсутствие образов – это показатель пустоты речи, показатель того, что она не будет понята, усвоена. Дети – существа капризные, они не терпят подмены истинного чувства мнимым, образных решений – стандартными, настоящих поступков – эфемерными обещаниями.«Обучать, играя», – призывает академик. Но играть с детьми надо по четким, выверенным, прозрачным, а главное, честным правилам. Тогда эффект обучения будет выражаться не в оценках и формальных отчетах, а в единицах распахнутых сердец. Нет ничего ценнее, чем человек, влюбленный в знания. Какова же основная задача науки? Вопрос интересный прежде всего для ребят. Ведь, ответив на него, они смогут понять, зачем учатся. Шамиль Алиев отвечает на него так: «Задача науки – прогнозировать и управлять». «А как же, например, лунное затмение? Прогнозировать можно. Но как им управлять?»  Вопросы, которые ставят ученых в тупик, – это и есть движущая сила науки. Вот что должны осознать ребята в первую очередь. Научить детей не бояться тупиков, ошибок, синяков и шишек на пути познания – вот главное в педагогике на сегодняшний день. Воспитать исследователя, любознательного школьника, а в будущем гражданина, который понимает и ценит науку и ее плоды.«Высшая цель науки – управлять своим сознанием», – произносит академик и, приводя многочисленные примеры, затем поясняет, что человек может стать сопричастным разным людям и даже эпохам. Ловлю на лицах ребят живую заинтересованность, они поняли самую суть мысли академика,  теперь я не сомневаюсь в этом. Именно в этот момент звучит строгий вывод: «Только такая жизнь достойна».Мнение ученого за какие-то час-два стало для ребят авторитетным. Как учителю, знающему этих детей, мне видно это. Что же произошло? Как ему удалось?  Мы были свидетелями педагогического чуда. Поэтому неудивительно, что некоторые из ребят после окончания пресс-конференции не отходили от Шамиля Гимбатовича и задавали вопросы еще и еще. А после встречи написали отзывы:  «Его рассказ помог ответить на вопросы, которые мы не могли задать другим людям». «Мы поняли, что на ошибках учатся и не надо придавать оценкам такое огромное значение. Он вдохновил нас, его пример показал, что каждый человек может добиться успехов, ведь глупых детей не бывает». «Мои родители из Дагестана, и я горжусь тем, что мой земляк Шамиль Алиев достиг таких вершин в науке».«Эти встречи нужны нам, наш гость – один из тех  людей, которые  могут понять всех независимо от возраста, посоветовать  выход из любой ситуации. Таких людей осталось очень мало, и поэтому  Шамиля Гимбатовича можно сравнить только с великими людьми».Дети наши нуждаются в понимании, а ведь за пониманием стоят и сочувствие, и оправдание, и сотворчество. Вот что такое обучение, по мнению подростков. К этому стоит прислушаться.  Конференция называлась «А где же радость?». Название сложное и вместе с тем  простое и понятное. Учитель математики нашей гимназии Л.Муравьева высказала свое мнение в форме небольшого эссе: «А где же радость? И вообще, что наша жизнь? Бесконечная круговерть событий, не оставляющая возможности осмыслить происходящее. И вдруг судьба дарит встречу с человеком, который в очень емкой форме формулирует смысл жизни! Всего три слова: Вера, Воля, Выбор. И все становится на свои места, понятны причинно-следственные связи событий. Наш гость, как лучик солнца, осветил дорогу, по которой точно дойдешь до поставленной цели. В этом человеке восхищает многое: живость ума, умение увидеть невероятное в очевидном, простота и глубина рассуждений, переплетение таких понятий, как «физика» и «лирика», спокойствие, внимательность, искренняя заинтересованность, любовь к детям, оптимизм, доброта… А радость где же? Я бы переформулировала вопрос: а кто же радость? Для меня, безусловно, уважаемый академик – целый сгусток радости, культивирующий ростки радости в каждом из своих собеседников, чтобы мы все знали и умели жить радостно и передавали это чувство окружающим. И тогда радость будет везде, просто надо научиться ее видеть в себе и во всем!»Шамиль Гимбатович утверждает, что «мало быть талантливой личностью, надо еще учить свой талант ходить по земле». Учитель ни на минуту не должен забывать, что у подростка есть личная жизнь, личное пространство,  допускает он в это пространство только тех людей и те мысли, которым доверяет. Стать доверенным лицом науки – задача любого учителя. Это его высочайшая планка, взять которую он обязан.Шамиль Алиев любит приводить слова Горького о том, что «в каждом человек есть бубенчики». Как найти их и сделать так, чтобы они зазвенели? Надо почаще быть рядом с детьми. Не над ними, не перед ними, а именно рядом. Ведь «никто не становится хорошим человеком случайно», как говорил Платон.«Ни в коем случае нельзя давать детям готовые рецепты, готовые ответы, – считает академик. – Необходима технологическая развертка, показ стиля мышления, приводящего к ответу». Сегодня требуется учитель, готовый весь день, если это нужно, говорить с учеником на волнующую его тему. Это и есть научный подход в педагогике. А где же радость? Отвечу словами академика: «Радость видеть и, главное, понимать – вот высшее начало в человеке. Расширить барьер между рациональным и иррациональным и иметь желание однажды увидеть, как катет становится длиннее гипотенузы,  разве это не самая красивая комбинация?!»Елена САПРЫКИНА (Вовчук), учитель математики гимназии №1579

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте