Восхождение к Юпитеру
Человек видел окружающий мир, переживал, о чем-то думал и выражал себя в наскальных рисунках, ритуальных танцах и песнях.
Проходили годы, века и тысячелетия.
Человек решил разьять целое на части. Вероятно, виновницами этого стали… прекрасные музы. Их родителями, как известно, были Юпитер – главный из богов, олицетворявший собой необьятную и величественную Вселенную, а мать – богиня памяти Мнемосина.
Каждая муза выбирала себе достойного смертного и одаривала талантами. Появились поэты, музыканты, артисты…
Но все возвращается на круги своя…
И Юпитер, собрав своих дочерей там, где они родились, – у подножия Олимпа, призвал их обьединиться, чтобы смертные увидели Вселенную, не разьятую на части.
А какую ситуацию мы переживаем сегодня? Что говорят ученые:
– Выживание человечества обусловлено единством вселенского сознания… Концепцией гуманитарной педагогической парадигмы на ближайшие 20-30 лет должна стать идея о вселенском сознании, которое сформирует потребность растущего поколения к осмыслению природно-космического происхождения жизни…
Необходимо искать если не универсальную, то обьединяющую идею, которая бы способствовала осуществлению принципа “разное в едином, единое в разном”.
В.ПОНОМАРЕНКО,
профессор, доктор медицинских наук
– Ребенок стремится развиваться одновременно во многих направлениях, познать действительность разными средствами и в разных аспектах, видеть и общее, и частное… Если создать необходимые условия для усвоения, присвоения и освоения мира, то частное будет освоено как часть общего и не вступит с ним в конфликт… “Разложенное” на куски должно предстать единой глобальной суперсистемой.
А.БУРОВСКИЙ,
кандидат исторических наук
– Экология личности – проблема конца ХХ века, подходы к ней могут быть найдены лишь на междисциплинарном уровне.
Б.ЛИХАЧЕВ,
профессор, доктор педагогических наук
* * *
Предлагаемый принцип соединения различных предметов назван “принципом вертикального тематизма”. Записываются сразу все программы на данную неделю. Это дает возможность педагогам без лишних затруднений знать о работе своих коллег в данном классе и сориентироваться в общем учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, педагог, сохраняя свою программу, на одном из уроков в течение недели выходит на “стержневую вертикальную” тему и раскрывает ее через содержание своего предмета. На уроке этой части может быть уделено различное количество времени, скажем, от двух минут до двадцати.
“Божественные покровительницы” литературы, музыки, изобразительного искусства и танца обьединились в работе педагогов школы # 324 г. Москвы. По принципу вертикального тематизма проходила экспериментальная работа в первом классе. О.Н.Суворова, Е.А.Ромашова, Н.Б.Александрова, С.В.Барышникова, Н.П.Поваляева написали программы, в которых фиксировали часть урока, выходившую на единую стержневую тему недели. Поскольку урок музыки был в центре внимания, то его содержание разработали более подробно, соответственно тем частям, которые его составляют: хор, сольфеджио и музыкальная литература. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами программы. Главная мысль тематизма заключается в обращении к ребенку: “Ты живешь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь”.
Тема “Наша дружная семья” раскрывается так:
Чтение. Рассказ В.Осеевой “Долг”. Почему расстроилась дружба ребят? Как понимаете слова: “И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда”? Не было ли таких случаев в вашей дружбе? Рассказ М.Водопьянова “Один за всех, все за одного”. Как вы помогаете друг другу?
Музыка. Как создается музыка? Почему все ноты звучат слаженно, дружно? Секрет знает композитор, но об этом узнаете и вы… Мы с вами будем постепенно разгадывать эту тайну. Поэт и композитор – дружба между ними. В хоровом пении научить детей слушать друг друга. Хор – это обязательно дружный коллектив. Кто умеет петь хорошо, будет помогать тому, у кого еще не все получается. Пение одного звука – будем учиться петь так, чтобы голоса сливались. В упражнениях по сольфеджио можно использовать игру в оперу “Наша дружная семья” – каждый ученик пропевает вторые “предложения”, образуя диалог учителя и ученика. Лад – дружба устойчивых и неустойчивых звуков.
Изобразительное искусство. Рисование на тему “Рассказ о лете”. Знакомство с разнообразием цветовой гаммы и изобразительных материалов – гуашь, акварель, фломастеры.
Ритмика. Научить детей двигаться в соответствии с характером музыки, дружно начинать и заканчивать ходьбу с началом и окончанием звучания музыки.
Как может быть раскрыта тема “Добрый ли ты?”
На уроках чтения научить детей выделять нравственную сторону поступков людей; обратить их внимание на проявление не только добра, но и зла; воспитывать желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. М.Водопьянов “Коля Кожинов”. В.Донников “Канавка”.
Педагог по музыке может направить мысль детей по такому руслу: несет ли музыка свет и доброту? Будет ли музыка подарком? Какую музыку вы бы подарили своим друзьям? В хоровой части урока в работе над дыханием и звукообразованием следует обратить внимание на мягкий, ласковый и добрый тембр детского голоса. Станут ли дружить с недобрым человеком? Что происходит, когда мы говорим с человеком резко, грубо?
В занятии по изобразительному искусству предложить нарисовать на тему сказки “Семь дружных братьев”. Познакомить со смешением цветов. Прослушать песни В.Шаинского “Вместе весело шагать”, “Когда мои друзья со мной”.
На уроке ритмики проделать упражнение-этюд “Обиженный котенок”, в основе которого будут плавные, гибкие движения – так передать образ мягкого, теплого, ласкового зверька. Или сымпровизировать упражнение “Тише, мама спит”.
Более простым для первоклассников окажется решение темы “Краски и звуки осени”.
Чтение. У каждого ученика осенний лист. Рассматривая с детьми осенний листочек, обратить внимание на его окраску. Затем прикрепить листочек к нарисованной на листе бумаги ветке. Ф.Тютчев “Листья”. А.Майков “Осенние листья по ветру кружат…”. У каждого человека – поэта, музыканта, художника, читателя – свое восприятие осени. Домашнее задание: нарисовать рисунок “Моя осень”, а в классе мы постараемся отгадать твое настроение.
Лирическую нотку этой темы продолжает музыка. Всегда ли у осени одно настроение? “Осенняя песня” П.Чайковского, песня А.Красева “Осень”. Попробуем в пении передать разные осенние настроения. По сольфеджио использовать различные попевки, связанные с образами осенней природы.
Широкий простор для этой темы в изобразительном искусстве. Рисование с натуры листьев березы (акварель), знакомство со строением листа. Воспитание у детей наблюдательности, умения видеть, осмысливать окружающий мир. Знакомство с иллюстрациями и поэтическими произведениями на тему “Осень”: И.Левитан “Золотая осень”, И.Бродский “Опавшие листья”, И.Бунин “Листопад”. Изготовление макета “Осенний лес”.
И в танце эта тема находит свое претворение. Упражнение “Осень в лесу” на музыку В.Ребикова (“Пьеса”), упражнение “Осенние листья” на музыку П.Чайковского (“Осенняя песня”).
Тема “Где ты видишь красоту?” – одна из важных нравственных тем и помогает увидеть красоту в окружающем мире и человеке. На уроке чтения можно рассказать о внутренней красоте человека на примере рассказа Э.Шим “Брат и младшая сестра”, В.Осеевой “До первого дождя”.
Часть урока музыки посвятить красоте этого искусства, которая выражается в особой гармонии звуков. Как прекрасны “Вальс” из балета “Спящая красавица” П.Чайковского, “Полька” С.Рахманинова, “Полька” П.Чайковского. Во время пения задать детям вопрос – как добиться красоты певческого голоса? Должны быть и внутренний настрой на красоту, и красивая осанка, дыхание, тогда получится и красивый звук. В работе по сольфеджио показать разницу между консонансом и диссонансом, отметить красоту и благородство звучания консонансов.
В уроке рисования развивать у детей способности к наблюдению, к внимательному, любовному рассматриванию окружающих предметов, их красоты. Рисование жуков, лепка бабочки, показать иллюстрации к книге К.Чуковского “Муха-цокотуха”.
Красота движений и жестов должна быть отмечена в упражнении “Красивая кукла” на музыку А.Лядова “Музыкальная табакерка”.
Когда мы смотрим на рисунки детей по теме “Цена воды”, то можно представить, о чем говорили им педагоги.
Кроме рисунков, дети импровизировали на фортепиано на данную тему, изображая “дождик”, “ручеек”, “фонтан”, “море”.
После рисунков приведем фрагмент из программы.
Чтение. Вода – это природное богатство, источник жизни. Где вы встречаетесь с водой в природе? Как беречь этот источник жизни? Г.Скребицкий “Осенние дожди”. Какой дождь называют моросящим? Чем осенние дожди отличаются от летних? М.Гумилевская “Туман”. Что общего у облаков и тумана? Чем они отличаются? Когда можно наблюдать туман? Г.Скребицкий “Первые заморозки на почве”. В какое время суток можно наблюдать первые заморозки? Когда начинает таять иней?
Музыка. Источники. Только ли с водой связано это слово? Источники – это неиссякаемая основа жизни. Быть может, источник музыки – чувства человека, наша жизнь? Источник правильного пения – умение слушать, правильная певческая установка.
Изобразительное искусство. Рисование рыб. Беседа на тему: вода – источник жизни, проблема экологии окружающей среды. Знакомство с обтекаемой формой предметов, разнообразием подводного мира. Изготовление кораблика. А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, книга “Аквариум”.
Ритмика. Источник красивого танца – правильные, красивые движения. Упражнение “Бегущий ручеек и потоки” на музыку Ф.Шуберта (“Экоссез”). Танцевальная импровизация “Я красивая рыбка” – Р.Щедрин “Золотая рыбка” (фрагмент из балета “Конек-горбунок”).
Таким может быть один из путей единения музыки, литературы, изобразительного искусства, ритмики в школе.
Ирина КОШМИНА,
кандидат педагогических наук
NB!
Комментарии