В своем Послании Федеральному Собранию Президент России предложил расширить самостоятельность школ, в том числе и финансовую. Готовы ли вы к такой самостоятельности?
Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, город Калач, Воронежская область:
– Думаю, да. У нас своя бухгалтерия уже более трех лет, и это себя оправдывает, мы привыкли к финансовой самостоятельности и готовы расширять ее дальше. Но это хорошо при достаточном финансировании. А если деньги будут давать по урезанному варианту, их ни на что не хватит. Школы готовы к финансовой самостоятельности, но не к зарабатыванию денег. По Закону «Об образовании» мы не имеем права привлекать школьников даже на субботники – дети могут участвовать в них только по собственному желанию. Недавно специальная комиссия проверяла, как мы соблюдаем права учеников. И всем объяснили, что учитель, входя в класс, должен говорить не «Кто дежурный – повесьте карту», а «Кто хочет помочь повесить карту?».
Лариса САЗОНОВА, директор сертоловской школы №1, Всеволожский район, Ленинградская область:
– Думаю, что процентов на 60-80 школы готовы к самостоятельности, в том числе и финансовой. К примеру, у нас своя бухгалтерия, распоряжаться средствами мы умеем и готовы транслировать свой опыт. В финансовой самостоятельности есть большое преимущество. Когда ты вправе сам распределять свои средства, это заметно влияет на качество обучения. Правда, чтобы полностью быть в «автономке», нужно научиться зарабатывать деньги.
Вадим ПЛАТОНОВ, директор школы №112, Новосибирск:
– Переход школы на самостоятельность подразумевает переход из статуса бюджетного учреждения в автономное. На мой взгляд, существуют социальные риски, связанные с возможным сокращением уровня доступности образовательных услуг для потребителей. Уже сегодня многие опасаются, что произойдет замещение бесплатных услуг платными. Без сомнения, до принятия решения о переходе в статус автономного учреждения каждой школе или гимназии необходимо тщательно изучить вопрос, увидеть плюсы и минусы, возможные риски и перспективы.
Ольга КУЗНЕЦОВА, преподаватель русского языка и литературы гимназии №116, Екатеринбург:
– Самостоятельность школы, особенно финансовая, – это палка о двух концах. Относительная самостоятельность присутствует и сейчас: надбавка к зарплате распределяется внутри коллектива, у школы есть возможность заработать средства, например, в свободное от занятий время сдавать в аренду спортзал. Нужно ли расширять самостоятельность? Не уверена. Педагоги должны либо учить детей, либо думать о финансовых вопросах. Хотелось бы, чтобы каждый занимался своим делом. Если школа должна будет искать средства сама, ей понадобятся отряд менеджеров, собственная бухгалтерия. Может произойти увеличение доли платных услуг, а это не всегда хорошо.
Татьяна КАМАНИНА, учитель математики, заместитель директора по учебной работе школы №434, Москва:
– С одной стороны, нам такая самостоятельность уже предоставлена, потому что у школы своя бухгалтерия. Администрация учебного заведения видит нужды коллектива и знает, на что потратить денежные средства: на канцелярские товары или на ремонт. Но есть определенные регламентирующие положения, которые диктуют, на что потратить средства. Они порой очень мешают. Но больше всего мне непонятно, почему производится оплата на каждого ученика. По санитарным нормам наполняемость класса не должна превышать двадцать пять человек, а если в классе менее двадцати пяти учеников, он считается несформированным.
Елена ШИБУЛКИНА, директор школы №93, Волгоград:
– Мы давно морально готовы, и к этому все идет. Школам действительно нужно давать больше самостоятельности, в том числе финансовой, для развития учебного заведения, реализации инновационных программ. Кто, если не администрация школы, знает ситуацию в учебном заведении, видит стратегические приоритеты? Нам, конечно, нужно подучиться, а дальше – дело практики.
Комментарии