search
main
0

Внимание? Внимание… Внимание! Общие рекомендации для родителей и педагогов по развитию внимания и активизации деятельности младших школьников

​В условиях учебной деятельности практически каждый внимательный педагог и родитель замечал среди своих обучающихся таких, которым трудно сконцентрироваться и сосредоточиться при выполнении различных заданий. Они отвлекаются, не вникают в содержание задачи, отвечают не подумав, не замечают нелогичности и абсурдности результата. Такие ученики зачастую испытывают сложности в формировании плана действий и следования ему. Подобные особенности могут служить проявлениями трудностей в развитии функций программирования, регуляции и контроля действий. Что же имеется в виду под данными сложностями?

Тщательное наблюдение за поведением и деятельностью таких детей при выполнении заданий позволяет обнаружить следующее:- обучающиеся имеют трудности старта задания, то есть им трудно начать его выполнение; – их ориентировочная деятельность по анализу требований задания или условий задачи неполна и хаотична; – ребятам трудно строить программы действий, они часто «соскальзывают» на упрощенный вариант выполнения и не доводят действие до конца; – дети повторяют программу или ее части (например, при письме они инертно повторяют предыдущий элемент буквы или всю букву, или слог или даже целое слово): – они легко отвлекаются на посторонние стимулы и импульсивны; – у таких обучающихся выражены трудности контроля за выполнением задания, они не сравнивают результаты с планом или образцом выполнения действия; – ребята с трудом переключаются на другое задание, особенно если оно кажется им трудным или скучным.Трудности программирования, регуляции и контроля проявляются практически во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мыслительных задач, как учебных, так и тестовых.Как можно помочь этим детям?Существуют общие рекомендации по развитию произвольного внимания, программирования и контроля действий, а также активизации деятельности.1. Организация «начала занятия» (например, перед выполнением домашнего задания). Имеется в виду введение некоторых учебных «ритуалов» – например, двигательной игры на внимание.2. Режим нагрузок: – смена деятельности (не менее трех видов за выполнение, например, домашнего задания); – избегание монотонности в процессе учебной деятельности; – смена не только видов деятельности, но и темпа выполнения.3. Динамические паузы (физминутки).Дети не должны 45 минут подряд сидеть, важно учитывать следующее:- обязательная общая и пальчиковая гимнастика; – выход ребенка из-за рабочего стола (парты) и выполнение движений стоя; – возможно использование простых движений  на концентрацию произвольного внимания (например, родитель делает хлопок руками, дети топают, родитель топает, ребенок хлопает).4. Обращение внимания на осанку и позы за партой, их самокорректировка или с помощью взрослого; выполнение упражнений на правильную осанку и позу.5. Повышение учебной мотивации, а именно:- использование сюжетов;- применение элементов игры (дидактической, по правилам);- логическая последовательность проведения занятия;- работа в паре (диаде) (родитель – ребенок, педагог – ребенок, ребенок – ребенок), требующая совместного обсуждения ситуации, вопроса, проблемы;- организация микрогрупповой работы.6. Заинтересованность взрослого, выражающаяся  в самоорганизации, положительном эмоциональном настрое, владении голосом (смена нормального на шепот).7. Планирование дня.План можно составить и нарисовать/написать совместно с ребенком в наиболее доступной и понятной для него форме и повесить на видное место (например, рядом с рабочим столом на уровне глаз).В течение дня необходимо для самостоятельной оценки деятельности отмечать выполненные пункты – знаком плюс (+), невыполненные – знаком минус (-), при необходимости корректировать его. 8. Организация рабочего пространства ребенка дома и в школе.9. Соблюдение режима дня.10. Выполнение зарядки по утрам (при отсутствии медицинских противопоказаний).11. Наличие посильных для ребенка четких домашних обязанностей и их выполнение.12. Чередование нагрузки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей ребенка.13. Использование пяти принципов (шагов) внимания при выполнении заданий, а именно:1) Остановись!2) Посмотри на задание/послушай задание!3) Подумай! (Над его выполнением.)4) Сделай! (Выполнение задания.)5) Проверь!Примеры игр и упражнений на развитие внимания    Графические диктанты «Нарисуй по клеточкам».    Корректурные задания. Из расположенного на листе большого количества фигур, букв или цифр необходимо последовательно выделить и зачеркнуть определенные из них, например, только буквы а и г.    «Найди отличия».Сначала ребенку предлагают внимательно рассмотреть одну картинку с изображением, затем – другую, похожую, но с несколькими отличиями. Задача ребенка – найти данные отличия и показать их (или отметить на самом изображении).    «Найди лишние/недостающие детали».    Выкладывание из палочек по образцу.    «Раскрась по номерам/цифрам/фигуркам».    «Лабиринты».    Выкладывание узора из мозаики.    Нанизывание бусинок по образцу.    Развивающие лото, домино.    Танграм (составление картинок из геометрических фигур).    Игра «Живые картинки».    Задание «Ищем буквы в тексте».Цель задания – способствовать развитию концентрации внимания и самоконтроля действий при выполнении обучающимися письменных работ.Для проведения потребуются печатные тексты, желательно с крупным шрифтом, карандаши, ручки. Для достижения систематически положительного результата необходимо проводить данное задание минимум один-два раза в неделю по 5 минут.Инструкция: «В течение пяти минут надо найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы а (указывать можно любую букву). При этом зачеркнуть нужно и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора».По мере овладения заданием правила постепенно усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются; на одной строке буквы отмечаются галочкой, на другой – обводятся кружочком; одна буква подчеркивается, вторая – перечеркивается.Важно, чтобы количество ошибок не превышало четырех.    Перепутанные линии» (прослеживание глазами за переплетенными линиями от начала до конца).    «Найди слова».На чистом листе бумаги написаны слова через запятую. Из них нужно найти те слова, в которых «спрятаны» другие. Например, смех – мех, волк – вол.Таким образом, при выполнении игр и упражнений ребенку важно помочь в развитии процесса построения программирования, регуляции и контроля действий не только в учебной деятельности, но и дома, в других местах, где он бывает (например, на развивающих творческих и спортивных занятиях).Кроме того, существуют индивидуальные рекомендации по коррекции и развитию внимания, программирования и контроля действий, а также активизации деятельности детей с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей. Для этого необходимо выстраивание специалистами грамотной системы психолого-педагогического обследования (в том числе нейропсихологической диагностики с использованием неаппаратных проб), а также консультативной, просветительской и коррекционно-развивающей работы с ребенком, родителями, педагогами.  При необходимости такая квалифицированная помощь может быть оказана на базе ГППЦ ДОГМ. По вопросам записи в центр родителям или другим законным представителям ребенка можно обращаться по телефону: 8(495)730-21-93 или посмотреть всю необходимую информацию на сайте https://gppc.ru/Екатерина МАСКИНСКАЯ,педагог-психолог территориального отделения «Хамовники» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте